ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ В РОССИИ
Секция: Юриспруденция
XLIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ В РОССИИ
Государственный служащий является лицом, которое органично интегрировано в механизм отношений государственной службы. Данный механизм, в свою очередь, регулируется публичным правом, положениями административного, конституционного, трудового и других правовых отраслей. Такие отношения возможны благодаря системе государственного управления.
Современная государственная служба является результатом соглашения между государством и гражданином и в связи с этим она налагает взаимные обязательства как на лиц, занимаемых государственные должности, и на государство, которое обеспечивает их социальные гарантии, но в то же время налагает определенную ответственность, а также вводит ряд ограничений и запретов.
Важнейшим аспектом характеристики правового положения государственного служащего в нашей стране является его правовой статус.
Он включает в себя конституционно-правовой статус гражданина РФ, правовой статус работника согласно положениям Трудового кодекса РФ, а также административно-правовой статус.
Иными словами, правовой статус государственного служащего характеризуется сочетанием трех важнейших элементов, которые регулируют его права, регламентируют обязанности и вводят ответственность.
Все они в совокупности составляют трехмерное пространство человека, гражданина и должностного лица, который реализует власть государства в качестве интереса общества [1, с. 116].
Конституционно-правовой статус гражданина РФ наделяет госслужащего определенными правами и обязанностями. В частности, государственный служащий должен обладать российским гражданством, и это обязательное требование к государственной должности. По общему правилу, государственные и муниципальные служащие, а также военнослужащие не вправе иметь двойное гражданство.
Однако, среди лиц с двойным гражданством есть те, кто не может его прекратить по обстоятельствам, которые от них не зависят. Поэтому Президент России В.В. Путин 25 августа 2021 г. подписал указ о порядке замещения должностей госслужащих с гражданством иностранного государства. Теперь лицо, имеющее двойное гражданство, имеет право занимать должности государственной службы в случаях, если это не сопряжено с допуском к государственной тайне. Согласно данному указу, лица с двойным гражданством, могут быть трудоустроены на государственную службу в исключительных случаях.
При этом факт невозможности прекращения гражданства иностранного государства устанавливается либо решением главы зарубежного государства, либо решением Комиссии по вопросам гражданства при Президенте РФ. Данным указом также установлено, что такие госслужащие могут работать только на условиях срочного трудового контракта, и его срок не может быть более 3 лет. В процессе работы на занимаемой должности государственной службы они должны принимать все возможные меры по прекращению гражданства иностранного государства [2].
Второй элемент правового статуса государственных служащих в России – это правовой статус работника. К примеру, занимая государственную должность, служащий в субъекте РФ является наемным работником, а нанимателем государственного гражданского служащего субъекта РФ является соответствующий субъект РФ.
При этом он должен наделяется рядом прав и имеет определенные обязанности в соответствии с Трудовым кодексом РФ. У каждой государственной должности имеется свой должностной регламент, который является обязательной инструкцией, которую госслужащий должен исполнять [5, с. 173].
Административно-правовой статус государственного служащего представляет собой комплекс прав, обязанностей и ответственности, который приобретает гражданин с момента зачисления его на государственную должность государственной службы. Служебные права и обязанности государственного служащего можно подразделить на две группы: общие и специальные (должностные).
Общие права и обязанности государственных служащих не зависят от конкретных полномочий по государственной должности.
Специальные права и обязанности государственного служащего определяются спецификой правового положения органа, в котором осуществляется государственно-служебная деятельность.
Так, например, служащие налоговых органов наделены правом проведения налоговых проверок хозяйствующих субъектов и обязаны проводить разъяснительную работу по применению законодательства о налогах и сборах [4, с. 75].
Таким образом, анализ особенностей правовой регламентации государственной службы позволяет выделить четыре подсистемы в правовом статусе государственного служащего, которые являются особенностями его правового статуса:
- общий правовой статус, который следует рассматривать, как правовое положение, установленное Конституцией РФ и федеральным уровнем законодательства;
- особенный (статус, который отражает особенности служебной деятельности в отдельных видах государственной гражданской службы);
- специальный правовой статус, который определяется правовым положением государственного органа и его специализацией;
- индивидуальный правовой статус определяется должностным регламентом в зависимости от занимаемой должности государственной гражданской службы и включает в себя нормы общего, особенного и специального правового статуса государственного служащего в Российской Федерации [3, с. 60].
Таким образом, правовой статус государственного гражданского служащего определяется действующим законодательством Российской Федерации, основные критерии которого определены Конституцией РФ и Федеральным законом от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ».
Правовой статус государственного служащего включает в себя конституционно-правовой статус гражданина РФ, правовой статус работника согласно положениям Трудового кодекса РФ, а также административно-правовой статус.
Нормативно-правовая база, регламентирующая правовой статус государственного служащего, сформированная к настоящему моменту, обширна и включает множество документов, которые в совокупности позволяют определить особенности правового статуса, прав, обязанностей и положения государственных гражданских служащих.
Она динамично развивается и совершенствуется с учетом современных реалий и способствует успешной и прозрачной деятельности государственных служащих.