Статья:

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МОЛОДЫХ СЕМЕЙ НА РЕГИОНАЛЬНОМ И ФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЯХ

Конференция: CCLIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Григорова П.А. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МОЛОДЫХ СЕМЕЙ НА РЕГИОНАЛЬНОМ И ФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЯХ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCLIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 22(254). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/22(254).pdf (дата обращения: 19.07.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МОЛОДЫХ СЕМЕЙ НА РЕГИОНАЛЬНОМ И ФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЯХ

Григорова Полина Алексеевна
студент, Владивостокский государственный университет, РФ, г. Владивосток
Мусиенко Инесса Михайловна
научный руководитель, канд. полит. наук, доцент, Владивостокский государственный университет, РФ, г. Владивосток

 

Аннотация. Данная научная статья посвящена исследованию государственной поддержки молодых семей на региональном и федеральном уровнях. В статье рассматривается важность поддержки семей в период формирования их семейного благополучия. Авторы опираются на анализ существующих программ и мер поддержки молодых семей, осуществляемых как на уровне регионов, так и на федеральном уровне.

Исследование включает в себя анализ основных направлений государственной поддержки, таких как материальная помощь, льготные условия для жилья, медицинская и образовательная поддержка. Также в статье представлен анализ эффективности данных программ и мер по поддержке молодых семей, их преимущества и недостатки.

Результаты исследования позволяют сделать вывод о необходимости совершенствования системы государственной поддержки молодых семей на региональном и федеральном уровнях с учетом современных вызовов и потребностей семей. Полученные данные могут быть использованы для разработки новых программ поддержки семей и улучшения существующих механизмов в целях повышения качества жизни молодых семей и содействия росту их благополучия.

Abstract. This scientific article is devoted to the study of state support for young families at the regional and federal levels. The article discusses the importance of supporting families during the formation of their family well-being. The authors rely on an analysis of existing programs and measures to support young families implemented both at the regional and federal levels.

The study includes an analysis of the main areas of state support, such as financial assistance, preferential housing conditions, medical and educational support. The article also presents an analysis of the effectiveness of these programs and measures to support young families, their advantages and disadvantages.

The results of the study allow us to conclude that it is necessary to improve the system of state support for young families at the regional and federal levels, taking into account modern challenges and needs of families. The data obtained can be used to develop new family support programs and improve

 

Ключевые слова: государственная поддержка, региональный и федеральный уровень.

Keywords: state support, regional and federal level.

 

Актуальность темы исследования. Изменения, которые происходят в последние годы в российском обществе, вызывают изменение его структуры, общественных процессов, формирование и развитие новых социальных связей. Эти перемены, протекающие во всех социальных институтах, способствуют построению гражданского общества в России, обусловливают преобразование системы таких важнейших институтов, как семья. Особенно это касается молодой семьи, которая представляет собой неустойчивый социальный субъект, находящийся в стадии становления и осуществляющий свою жизнедеятельность в постоянно изменяющемся социуме, что оказывает, зачастую, негативное воздействие на ее развитие и стабилизацию.

В обществе наблюдаются многие негативные явления, которые так или иначе обусловлены пока еще неэффективным выполнением семьей своих социальных функций. В качестве серьезных доводов, свидетельствующих о кризисе семьи как социального института и нарушении духовно-нравственной общности людей, являются высокий уровень разводов, учащение внутрисемейных конфликтов, жестокие формы их разрешения, многочисленные случаи проявления насилия и асоциального поведения детей и подростков. Это происходит на фоне снижающейся рождаемости и роста заболеваемости детей, что может привести Россию к социально-демографической катастрофе, если государство не примет действенных мер по укреплению и стабилизации социального института семьи, особенно молодой.

Особенности молодой семьи обусловлены объективно недостаточным уровнем материальной обеспеченности, поскольку в большинстве своем молодые супруги еще не обладают высокой квалификацией и, в связи с этим, получают сравнительно низкую зарплату. Более половины из них живут за чертой бедности, что делает невозможным выполнение в полной мере ими репродуктивной и других социальных функций. Кроме того, молодая семья имеет малолетних детей, которым необходимы особая пища и одежда, забота об укреплении здоровья и своя система воспитания.

Специфика становления и функционирования молодой семьи требует особого подхода к решению ее проблем при реализации адресной поддержки. Государство должно гарантировать семье достижение уровня благосостояния, необходимого для ее самостоятельного существования, самообеспечения и саморазвития. Поэтому стратегической целью реализации адресной помощи в отношении молодой семьи является создание условий для ее становления и развития в качестве полноценного субъекта российского общества.

Объектом данного исследования является государственная поддержка молодых семей на федеральном и региональном уровнях, предметом – нормативные правовые акты Российской Федерации и Приморского края, регламентирующие государственную поддержку молодых семей.

Целью данного исследования является изучение основных направлений государственной поддержки молодых семей на федеральном и региональном уровнях.

Теоретической базой исследования являются учебные пособия, научные публикации и статьи, монографии, диссертационные исследования и иные материалы, содержащие в себе перечень особенностей предоставления государственной поддержки молодых семей.

Нормативной правовой базой настоящего исследования является действующее российское законодательство, в том числе Конституция РФ, Федеральные законы, Постановления Правительства РФ, а также нормативные правовые акты Приморского края и Администрации города Владивостока.

Теоретическая значимость этого исследования заключается в суммировании научных знаний о предоставлении государственной поддержки молодым семьям, что может способствовать более глубокому изучению этой проблемы в будущем.

Практическая значимость этого исследования состоит в том, что его результаты могут быть применены для улучшения существующего законодательства в области государственной поддержки молодых семей.

Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.

Институт семьи играет огромную роль в жизни каждого человека, поскольку семья позволяет сформировать базовые взгляды на жизнь, материальные потребности, ценностную систему личности, а также бытовые традиции. Семья оказывает психологическую поддержку в личностном или профессиональном развитии, способствует наращиванию внутреннего потенциала, что является значимым как для индивидуального, так и общественного развития. В заключении дипломной работы по теме «Поддержка молодых семей на региональном и федеральном уровнях» можно отметить следующее.

На протяжении многих столетий институт семьи являлся значимым элементом социальной структуры, которому уделялось особое внимание. Последние десятилетия в российском государстве продолжает складываться социальная политика в отношении поддержки молодых семей, что является перспективным направлением в развитии общества [1].

В научной литературе отсутствует четкое определение термина "молодая семья", так как различные исследователи предлагают свои собственные интерпретации этого понятия. Самым распространенным определением является понятие молодой семьи как нового социального объединения в течение первых трех лет после свадьбы. Если в этой семье рождается ребенок, нет ограничений по продолжительности брака, но термин "молодожены" применяется только к тем, кто вступил в брак до 30 лет [2].

Институт семьи играет огромную роль в жизни каждого человека, поскольку семья позволяет сформировать базовые взгляды на жизнь, материальные потребности, ценностную систему личности, а также бытовые традиции. Семья оказывает психологическую поддержку в личностном, профессиональном развитии, способствует наращиванию внутреннего потенциала, что является значимым как для индивидуального, так и общественного развития. Феноменом является то, что проблемы, с которыми сталкивается современное российское общество, всегда отражаются на проблемах молодых семей. При этом каждая молодая семья имеет свои особенности, связанные с уникальными взаимоотношениями внутри нее, которые напрямую влияют на развитие и формирование личности каждого ее члена.

Выделение молодой семьи в качестве отдельной категории населения является разумным шагом. Это позволяет более детально изучить проблемы, с которыми сталкиваются такие семьи, и разработать целевые меры поддержки, учитывающие их уникальные потребности и особенности. Зачастую семьи создаются в молодом возрасте. Чаще всего средним возрастом брака для женщин считается 24 года, для мужчин — 28 лет. Большая часть браков в представленных возрастных рамках регистрируется впервые. Молодые семьи играют ключевую роль в формировании будущего российского общества. Значительная доля семей в возрасте до 30 лет уже имеет детей, и деторождение в этой возрастной группе имеет огромное значение для демографической ситуации в стране. Поддержка молодых семей и создание благоприятных условий для их развития являются важными задачами для обеспечения процветания и устойчивого развития России в долгосрочной перспективе. Однако, негативным фактором является то, что большинство молодых союзов пребывают в трудном финансовом положении, в связи с чем крайне нуждаются в поддержке со стороны государства. Молодые семьи являются приоритетом в социальной политики России. На протяжении многих лет задачей органов власти было создание механизма поддержки молодых семей на региональном и федеральном уровнях. Многие исследователи и государственные деятели считают, что именно целенаправленная поддержка молодых семей позволяет укрепить их потенциал и помочь им в становлении как важной основы общества. Такой подход к социальной политике способствует созданию благоприятных условий для развития молодых семей и обеспечения их благополучия. [3].

Молодая семья как социально значимый институт обладает широким перечнем особенностей, влекущих за собой ряд проблем, в связи с чем со стороны государства и появилась необходимость развития социальной политики. С момента формирования современного российского государства молодые семьи сталкивались с серьезными социальными и материальными трудностями. Низкая оплата труда приводила к тому, что многие молодые семьи были вынуждены отказываться от важных услуг, таких как медицинская помощь, образование, культурные и досуговые мероприятия. Отсутствие достаточных финансовых ресурсов негативно сказывалось на качестве жизни молодых семей и ограничивало их возможности в различных сферах жизни. Это подчеркивает важность целенаправленной социальной политики, направленной на улучшение материального положения молодых семей и обеспечение их доступа к необходимым услугам. [4]. В условиях экономического кризиса и роста инфляции положение молодых семей в России еще больше осложнилось. Увеличение цен на различные услуги сделало их недоступными для многих молодых семей. Низкая заработная плата привела к снижению покупательной способности, что негативно отразилось на качестве жизни. Молодые семьи столкнулись с трудностями в обеспечении себя качественными продуктами питания и другими необходимыми товарами. Эта ситуация подчеркивает важность принятия эффективных мер по поддержке молодых семей, направленных на улучшение их материального положения и обеспечение доступа к необходимым услугам. Многие молодые семьи в России по-прежнему зависят от финансовой поддержки родителей или государства из-за трудностей, связанных с нехваткой денежных средств и низким профессиональным статусом молодых людей. Нехватка денежных средств часто обусловлена низким профессиональным статусом молодых людей и отсутствием возможности зарабатывать во время декретного отпуска. Эти проблемы препятствуют становлению молодых семей как самостоятельных ячеек общества и подчеркивают необходимость эффективной поддержки со стороны государства для улучшения их материального положения. [5]. Отдельно необходимо сказать о прямом воздействии требований трудового рынка к специалистам: молодые люди не являются востребованной частью сотрудников, поскольку они зачастую не имеют должного профессионального опыта для реализации своих трудовых обязанностей на высшем уровне. Еще одной проблемой молодых семей является отсутствие собственного жилья, что также препятствует комфортному функционированию и развитию социального института, при этом ситуация усугубляется рождением ребенка и отсутствием возможности повышения рождаемости в дальнейшем.

Представленные выше факторы подчеркивают важность государственной политики по поддержке молодых семей, которые сталкиваются с различными трудностями и нуждаются в особой защите со стороны органов власти. Политика поддержки направлена на создание благоприятных условий для достижения семейного самообеспечения и укрепления общества в целом. Эффективное решение экономических проблем молодых семей является долгосрочным приоритетом для создания стабильного и процветающего общества [6]. Интересным является тот факт, что в середине десятых годов настоящего века многие молодые семьи рассчитывали исключительно на государственную помощь.

Россия имеет трехуровневую систему государственного управления, включающую федеральный, региональный и муниципальный уровни, каждый из которых играет роль в оказании поддержки молодым семьям. Интересно отметить, что история государственной поддержки молодых семей в России началась в конце прошлого века, после распада Советского Союза, который стал переломным моментом для всей государственной системы. Период после распада СССР характеризовался сложностями с проведением социальных реформ, что сделало задачу по поддержке молодых семей особенно актуальной и важной. С 1991 по 1999 годы наблюдалась тенденция в снижении жизненного уровня молодых семей, поскольку переход к рыночной экономике был достаточно затяжным и сложным [7].

Начало XXI века стало новым этапом для России, характеризующимся переходом к новой экономической модели. Это привело к перераспределению расходов на социально уязвимые группы, включая молодых людей. С 2000 года Россия активно работает над сокращением социального неравенства, предоставляя гражданам больше возможностей для удовлетворения своих потребностей. Этот процесс способствовал стабилизации уровня жизни многих семей и стал важным шагом в направлении улучшения их благосостояния. За последние двадцать пять лет были сделаны важные шаги в направлении формирования системы государственной поддержки молодых семей в России. Однако прочный фундамент нормативно-правовой базы для такой поддержки был заложен лишь в последнее десятилетие, когда социальная защита уязвимых групп населения стала приоритетом для российского правительства. Это привело к активному развитию программ и инициатив, направленных на улучшение жизни молодых семей в стране. [8].

Поддержка молодых семей является важной задачей как на региональном, так и на федеральном уровне.

Государственная поддержка включает предоставление различных льгот, выплат и пособий, направленных на улучшение жилищных условий и повышение материального благосостояния молодых семей.

На региональном уровне реализуются специальные программы и проекты, направленные на поддержку молодых семей, такие как материнский капитал, ипотечное кредитование и другие.

Однако необходимо дальнейшее совершенствование законодательства и усиление контроля над реализацией мер поддержки, чтобы обеспечить равные возможности для всех молодых семей.

Важным аспектом является также информирование и просвещение молодых семей о существующих мерах поддержки, что позволит им более эффективно использовать предоставляемые ресурсы. Поддержка молодых семей имеет большое значение для обеспечения стабильности и развития общества. Государственная политика направлена на создание благоприятных условий для создания и укрепления семьи, а также на предоставление различных видов помощи и услуг.

Однако необходимо продолжить работу по совершенствованию законодательной базы, расширению доступа к информации о доступных мерах поддержки и повышению эффективности их реализации. Это позволит молодым семьям успешнее решать свои проблемы и улучшать качество своей жизни.

 

Список литературы:
1. Агафонова Г. В., Мазанкова Т. В. Тенденции развития жилищного строительства в Приморском крае //Власть и управление на Востоке России. – 2022. – №. 4 (101). – С. 150-160.
2. Амбарова П. А. Социальное благополучие учащейся молодежи: региональные аспекты в общероссийском контексте //Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. – 2023. – Т. 16. – №. 4. – С. 9-29.
3. Андронова, Л. Н. Демографические тенденции и государственная демографическая политика: Россия и зарубежный опыт / Л. Н. Андронова, Н. М. Ланцова // Научные труды: Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН. – 2022. – Т. 20. – С. 320-341.
4. Аникина К. А., Крикун К. С. Проблемы молодых семей и пути их решения в современной России //Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2022. – №. 10-2. – С. 58-60.
5. Ахмедов Т. Ч. Государственная политика поддержки молодых семей в системе обеспечения экономической безопасности //Экономическая безопасность личности, общества, государства: проблемы и пути обеспечения. – 2022. – С. 51–56.
6. Бабич А. А. Социальные нормы и отношение к миграции на Дальнем Востоке //Новая экономика, бизнес и общество. – 2023. – С. 174–177.
7. Балашова И. В. Развитие системы социальной поддержки семей //Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. – 2022. – №. 4 (310). – С. 115–120.
8. Бегинина И. А. Молодая семья в регионе: теория, практика и проблемы семейной политики //Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Социология. Политология. – 2022. – Т. 22. – №. 3. – С. 255-260.