Актуальные вопросы современного состояния института государственной регистрации юридических лиц в Российской Федерации
Конференция: LXXXIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Юриспруденция
LXXXIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Актуальные вопросы современного состояния института государственной регистрации юридических лиц в Российской Федерации
Аннотация. В статье представлен анализ современного состояния института государственной регистрации юридических лиц в Российской Федерации. Рассмотрены изменения в действующем законодательстве, направленные на оптимизацию процедуры регистрации юридических лиц в России. Практика применения законодательства о регистрации юридических лиц свидетельствует о настоятельной необходимости его совершенствования. Речь идет, в первую очередь, о вопросах достоверности данных при создании юридического лица и регистрации его учредительных документов. Выводы, изложенные в статье, могут быть использованы в правоприменительной практике.
Ключевые слова: регистрация юридического лица, адрес регистрации юридического лица, Единый государственный реестр юридических лиц, регистрирующий орган, недостоверные сведения об адресе места нахождения, налоговая ответственность.
Юридические лица - главные участники гражданского оборота. Они являются основными налогоплательщиками, производящими значительную часть товаров и услуг. Основными нормативными актами, регламентирующими порядок образования и государственной регистрации юридических лиц, являются: Гражданский кодекс РФ и Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» [3]. По законодательству государственная регистрация осуществляется в срок до пяти рабочих дней со дня предоставления документов в регистрирующий орган по месту нахождения действующего исполнительного органа, который указан в заявлении о государственной регистрации учредителями.
Юридический адрес подразумевает адрес государственной регистрации юридического лица, который указан в едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) в качестве адреса местонахождения действующего исполнительного органа юридического лица, а при отсутствии постоянно действующего исполнительного — иного органа или лица, уполномоченного выступать от имени юридического лица в соответствии с законодательством или учредительным документом, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц (п. 2 ст. 54 ГК РФ).
Однако на практике не всегда организация находится по месту своей регистрации. Некоторые руководители ошибочно считают, что при несовпадении юридического и фактического местонахождения можно оплатить всего лишь небольшой штраф, но, на самом деле, рисков намного больше.
Все заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю (пункт 3 ст. 54, п. 1 ст. 165.1 ГК РФ).
Таким образом, ненахождение организации по юридическому адресу влечет негативные последствия, связанные с неполучением важной корреспонденции.
Если юридическое лицо по адресу местонахождения получило извещение о времени и месте судебного разбирательства, исполняющий функции единоличного исполнительного органа считается уведомленным о судебном споре [12]. Оставление без ответа запроса налогового органа, направленного по почте, влечет риск привлечения юридического лица к налоговой ответственности.
12 ноября 2019 года был принят Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» № 377–ФЗ, дополняющий Федеральный закон № 129–ФЗ «О государственной регистрации». Рассмотрим основные нововведения. Несмотря на то, что изменения в Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», вступившие в силу с 01.01.2020г. внесены не были, с этой даты возникли практические сложности при государственной регистрации юридических лиц и внесении изменений в Единый государственный реестр юридических лиц.
Пунктом 6 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» установлен особый порядок регистрации сведений, касающихся изменения места нахождения юридического лица. С документами, предусмотренными подп. 1 и 2 названной статьи, представляются документы, подтверждающие наличие у юридического лица или лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, либо участника общества с ограниченной ответственностью, владеющего не менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов участников данного общества, права пользования в отношении объекта недвижимости или его части, расположенных по новому адресу юридического лица.
Новым адресом юридического лица может являться адрес места жительства участника общества с ограниченной ответственностью, владеющего не менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов участников данного общества с ограниченной ответственностью, либо адрес места жительства лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица.
Однако в ст. 17 ЖК РФ, п. 3 ст. 288 ГК РФ в части использования жилого помещения установлены ограничения: не допускается размещение в жилых помещениях промышленных производств, гостиниц, а также осуществление в жилых помещениях мессионерской деятельности.
Законом установлены пределы осуществления права собственности на жилое помещение, которые заключаются в обязанности собственника использовать жилое помещение по назначению, т.е. для проживания в нем граждан, соблюдать права и законные интересы соседей, а использование жилого помещения для осуществления для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности допускается с соблюдением положений, установленных п. п. 2,3 ст. 17 ЖК РФ, п. 3 ст. 288 ГК РФ.
В настоящее время официальные разъяснения налогового органа о видах экономической деятельности, которые возможно осуществлять в случае регистрации юридического адреса Общества по адресу места регистрации учредителя, владеющего не менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов и/или единоличного исполнительного органа отсутствуют, несмотря на это любое заинтересованное лицо вправе обратиться в налоговый орган в порядке ст. 21 НК РФ за получением соответствующих разъяснений.
Тем не менее, в случае, если заявитель не согласен с решением регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации, оно может быть обжаловано в административном, а затем и в судебном порядке.
С 12 ноября 2019 года у юридических лиц появилась обязанность публиковать в отношении себя сообщения на Федеральном ресурсе о продаже предприятия или передаче его в аренду, ликвидации, реорганизации, уменьшении уставного капитала. В случае не опубликования сведений налагается штраф в размере от 5 000 рублей до 50 000 рублей (ст. 14.25 КоАП РФ).
Кроме того, нотариусы наделены правом публиковать вышеназванные сведения в Федеральном ресурсе от имени юридических лиц.
Органы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц, обязаны самостоятельно вносить в Федеральный ресурс сведения о создании юридического лица, о нахождении компании в процессе реорганизации, ликвидации, об исключении из реестра, об уменьшении уставного капитала, назначении или снятии с должности единоличного исполнительного органа, о недостоверности сведений, о смене местонахождения и адреса.
С 01.09.2020 года в ЕГРЮЛ будут отображаться данные о юридическом лице, выступающем в качестве единоличного исполнительного органа. В случае, если полномочия действовать без доверенности от имени компании переданы нескольким лицам, в отношении каждого из них (физического лица или юридического лица) будет отображаться соответствующая информация вместе со сведениями о совместном или независимом действии друг от друга. В случае внесения записи об исключении юридического лица, заинтересованные лица, чьи права затрагивает исключение, могут направить заявления в регистрирующий орган не позднее трех месяцев со дня опубликования сообщения регистрирующим органом. Если заявления успевают поступить в указанный срок, решение об исключении не принимается.
На основании вышеперечисленных изменений мы можем сделать вывод, что законодательство, регулирующее регистрацию, все больше ужесточается. С сентября 2020 года продолжится массовая «очистка» реестра, начатая еще с 2016 году.
С каждым годом увеличивается количество ситуаций, связанных с ликвидацией налоговыми органами тех юридических лиц, которые не получают корреспонденцию по указанному ими в сведениях юридическому адресу. В настоящее время гражданское законодательство претерпевает изменения, связанные с несовершенством положений нормативно-правовых актов. Необходимо внести изменения и корректировки для того, чтобы в будущем не возникали правовые споры по данному вопросу.
Происходят нарушения, связанные с созданием фирм-однодневок для их участия в цепочках по незаконному отчуждению имущества, переложением на них ответственности по обязательствам, уклонению от уплаты налогов, незаконному возмещению налогов из бюджета и т.п. Эти процессы отрицательно влияют на развитие отечественной экономики, тормозят инвестиционные процессы, а также способствуют образованию дополнительных затрат и рисков у добросовестных участников гражданского оборота. Кроме того, влекут увеличение бюджетных расходов государственных органов контроля и надзора.
Таким образом, порядок регистрации юридических лиц ещё нуждается в совершенствовании.