Статья:

Коррупция в современной России: проблемы и пути решения

Конференция: X Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Клеветова Е.Ю. Коррупция в современной России: проблемы и пути решения // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. X междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(10). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/10(10).pdf (дата обращения: 25.02.2020)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Коррупция в современной России: проблемы и пути решения

Клеветова Евгения Юрьевна
магистрант, Кубанский государственный университет, РФ, г. Краснодар

 

Коррупция (от лат. corrumpere - растлевать, лат. corruptio - подкуп, порча, растление, продажность, разложение) - термин, обозначающий обычно использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав, а также связанных с этим официальным статусом авторитета, возможностей, связей в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам. Коррупцией называют также подкуп должностных лиц, их продажность, подкупность.

На современном этапе развития нашей страны коррупция является одной из актуальных проблем, которая скрывает в себе угрозу общенационального масштаба. Целью подобной деятельности является получение дополнительного дохода. А ее главным признаком можно считать конфликт между действиями должностного лица и интересами его нанимателя либо конфликт между действиями выборного лица и интересами общества. Многие виды коррупции аналогичны мошенничеству, которое совершается должностным лицом, а также относятся к категории преступлений против государственной власти. Коррупции может быть подвержен любой человек, но чаще всего она относится к тому самому бюрократическому аппарату и политической элите [3, с.143].

Став на путь рыночной экономики Российская Федерация провозгласила борьбу с коррупцией как в целом в системе государственной власти, так и в ее отдельных звеньях. Так, в системе государственной службы в качестве приоритетной цели предупреждения и пресечения коррупции был издан Указ Президента России от 04.03.1992г. № 361 «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы». Логичным продолжением антикоррупционной политики стал Указ Президента России от 19.05.2008г. № 815 «О мерах по противодействию коррупции» [4, с.31].

За период январь - сентябрь 2018 г. по данным Генпрокуратуры РФ на каждые 100 тыс. россиян пришлось 1,5 зарегистрированных случая получения взятки (ст. 290 УК РФ) и 0,9 случая дачи взятки (ст. 291 УК РФ).

Таким образом, учитывая особенности уголовного делопроизводства, можно утверждать, что на каждый миллион россиян приходится 24 человека, уличенных в причастности ко взяткам, - пятнадцать получивших и девять давших.

Москва, в которой сосредоточены федеральные госорганы и офисы госкомпаний, заняла первое место по абсолютному числу выявленных взяткодателей и второе место по абсолютному числу выявленных взяткополучателей.

Резкое снижение коррупции относительно 2016 года объясняется изменениями в законодательстве - тогда в УК РФ появилась статья «Мелкое взяточничество» и все преступления с суммами в пределах 10 тысяч рублей стали квалифицировать по ней [2, с.25].

Согласно Уголовному кодексу ответственность за получение взятки (как и за большинство других должностных преступлений) несут представители власти, а также управленцы государственных и муниципальных органов и учреждений, госкомпаний. Большинство субъектов уголовной ответственности по коррупционным статьям сосредоточены в Москве: практически все федеральные органы власти, учреждения и госкомпании работают в столице. При этом Москва не на первом месте по числу зарегистрированных коррупционных преступлений [1, с.12].

Согласно статистике, по количеству выявленных взяткополучателей на первом месте Ростовская область: в первой половине 2018 года там было зарегистрировано 130 преступлений по ст. 290 УК РФ, тогда как в Москве - 127. В остальных регионах за полгода выявлено менее сотни таких преступлений в каждом. В первую десятку попали Московская и Челябинская области, Краснодарский край, Оренбургская область, Башкирия и Дагестан.

Современный этап противодействия коррупции в России отличается главной особенностью, а именно переходом от отдельных мер реагирования на частные проявления коррупции. Этот момент можно проследить в Национальной стратегии противодействия коррупции, которая утверждена Указом Президента РФ от 29.06.2018 № 378 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018-2020 годы».  В данном документе Президент поручил правительству усовершенствовать систему запретов, ограничений и требований, установленных для противодействия коррупции. А также было установлено, что проекты законов должны содержать совершенствование мер ответственности в отношении лиц, замещающих в порядке назначения государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъектов Российской Федерации, за несоблюдение запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции. Отдельно В.В. Путин потребовал усовершенствовать порядок получения подарков отдельными категориями работников. Также глава государства указал представить до 1 февраля 2019 года блок поправок в законодательстве. В них, в частности, должны быть определены случаи, когда несоблюдение запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции, вследствие обстоятельств непреодолимой силы не является правонарушением. Аналогично он ждет и предложения по определению обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность за несоблюдение запретов, ограничений и требований, и по учету таких обстоятельств при применении взыскания [5, с.154].

Кроме того, Владимир Путин рекомендовал парламенту до 1 декабря 2018 года рассмотреть вопрос об установлении и законодательном закреплении порядка привлечения к ответственности членов Совета Федерации и депутатов Государственной думы за непринятие мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, а также за иные нарушения требований законодательства о противодействии коррупции. А также, он лично будет принимать от Генеральной прокуратуры информацию о результатах проверок соблюдения государственными и муниципальными служащими требований законодательства о предотвращении конфликта интересов.

Таким образом, с уверенностью можно сказать, что наша страна принимает все возможные меры по противодействию коррупции как в теории, так и на практике. Это подтверждает улучшенные статистические показатели преступности, а также изменения в законодательстве.

 

Список литературы:
1. Гаухман Л.Д. Коррупция и коррупционное преступление // Законность. № 6. 2013. С. 12-13.
2. Дементьев А.С. Состояние и проблемы организации борьбы с коррупцией. Коррупция и России: состояние и проблемы. М.: Москва, МВД, Московский институт. 2012. С. 25-27.
3. Лунев В.В. Коррупция: политические, экономические, организационные и правовые проблемы М.: Юристъ. 2013. С. 143-144.
4. Пименов Н.А. Коррупция - угроза экономической безопасности предприятий и государства. М.: Библиотечка «Российской газеты». № 9. 2009. С. 31-32.
5. Чашин А.Н. Коррупция в России: стратегия, тактика и методы борьбы. М.: Дело и Сервис. 2009. С. 154-155.