Статья:

Международно-правовой механизм охраны окружающей среды в период вооружённых конфликтов

Конференция: LII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Мухоморова М.Ю. Международно-правовой механизм охраны окружающей среды в период вооружённых конфликтов // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. LII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(52). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/12(52).pdf (дата обращения: 26.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Международно-правовой механизм охраны окружающей среды в период вооружённых конфликтов

Мухоморова Мария Юрьевна
студент, «Саратовская государственная юридическая академия», РФ, г.Саратов
Тарасова Елена Анатольевна
научный руководитель, старший преподаватель кафедры земельного и экологического права ФГБОУ ВО «СГЮА», », РФ, г.Саратов

 

Начало XXI века можно охарактеризовать не только высокоразвитыми технологиями, коммуникационными системами и информационным этапом развития общества, но и увеличением вооруженных конфликтов и вызовов мирному существованию всех стран. Военные конфликты в Украине, Сирии, Палестине, Израиле ставят под угрозу мировой покой и жизнедеятельность, как человечества, так и природы.

На сегодня, правовая основа защиты окружающей среды во время военных конфликтов состоит из документов международного уровня и законодательной базы каждой отдельной страны. Центральным международно-правовым актом в сфере защиты окружающей среды во время вооруженных конфликтов является Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду, которая принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1976 и подписана в Женеве 18 мая 1977. Ее положения вступили в силу 5 октября 1978. Конвенция является договором международного права в области разоружения и служит для защиты природной среды во время военных действий. Основные обязательства государств сформулированы в ст. 1 Конвенции:

· не прибегать к военному или другому враждебному использованию средств воздействия на природную среду;

· не помогать, не поощрять и не побуждать какое-либо государство, группу государств или международную организацию к осуществлению деятельности, названной выше[1,36-37].

Конвенция в ст. 2 дает определение термина «средства воздействия на природную среду», под которыми понимаются любые средства для изменения путём умышленного управления природными процессами состава или структуры Земли, включая литосферу, гидросферу и атмосферу. Государства-участники обязуются принять любые меры, которые они признают необходимыми в соответствии со своими конституционными процедурами, по запрету и предотвращению любой деятельности, противоречащей положениям Конвенции (ст. 4).

В соответствии со статьей 5 любое государство-участник, если считает, что другое государство-участник действует в нарушение обязательств, может подать жалобу в Совет Безопасности Организации Объединенных Наций. Такая жалоба должна содержать всю информацию, относящуюся к делу, а также все возможные доказательства, подтверждающие ее обоснованность. Кроме того, каждое государство-участник Конвенции обязано сотрудничать в проведении любых расследований, которые могут быть сделаны Советом Безопасности в соответствии с положениями Устава ООН, на основании жалобы, полученной Советом. Совет Безопасности информирует о результатах расследования государств-участников[1,38].

Важным этапом в развитии международного гуманитарного права стало принятие Римского статута 1998, который основал Международный уголовный суд. Понимание важности защиты окружающей среды во время вооруженных конфликтов отражено в п.2 ст. 6, где именно к военным преступлениям отнесены: «умышленное совершение нападения, когда известно, что такое нападение будет причиной случайной гибели или увечья гражданских лиц, или ущерба гражданским объектам, или большого, долгосрочного и серьезного ущерба окружающей природной среде, который будет явно несоизмерим с конкретным и ожидаемым общим военным преимуществом»[2,5].

С целью привлечения внимания к экологическим последствиям войны и бессмысленного причинения ущерба экосистемам для достижения военных целей, в ноябре 2001 Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 6 ноября каждого года Международным днем предупреждения эксплуатации окружающей среды во время войны и вооруженных конфликтов (резолюция 56/4)[3,2]. Статистика всех войн в истории человечества, как правило, считала потери войны по количеству убитых, раненных и пропавших без вести. Отдельно велась статистика нанесения ущерба хозяйству страны в виде перечня разрушенных заводов, фабрик и т.д. Однако при этом окружающая среда остается жертвой войны. Часто умышленное уничтожение природных ресурсов является одним из тактических приемов. Так, например, для победы в военном конфликте загрязнялись водные объекты, поджигались и вырубались леса, уничтожались сельскохозяйственные угодья и т. д.

В результате проведения ряда исследований в программе ООН по окружающей среде (ЮНЕП) отмечается, что за последние 60 лет, не менее 40% всех внутренних военных конфликтов были связаны с эксплуатацией природных ресурсов. Было также установлено, что конфликты, связанные с природными ресурсами и полезными ископаемыми, как правило, повторяются. Сегодня ООН в своих резолюциях и докладах настаивает на том, чтобы деятельность в сфере охраны окружающей среды стала частью усилий по предупреждению конфликтов, стратегией по поддержанию мира. В настоящее время, всё это набирает особое значение в контексте активных боевых действий в Украине, разрушающее воздействие на окружающую среду только усиливается. Так, например, границы сосредоточения войск ополченцев ДНР и украинских ВСУ находятся на границах особо охраняемых природных территорий: заповедник «Каменные могилы», историко-культурный заповедник «Святогорский», заповедник «Кальмиусский», заповедник «Хомутовская степь», заповедник «Меловая флора».

Кроме очевидных и видимых разрушений речь идет о скрытых угрозах и проблемах, для решения которых могут понадобиться несколько десятков лет. Например, в заповеднике «Меловая флора» на сегодня насчитывают около 500 воронок от снарядов, при этом количество не сработавших минных и взрывоопасных устройств в заповеднике никто сосчитать не может. Траншеи и укрепления, которые возвели еще в период активизации боевых действий в 2014 году, никто еще так не разобрал в 2017. 

Активизация боевых действий в 2014-2015 годах отразилась и на водных ресурсах Донбасса, так как река Северский Донец переходила от одной стороны к другой. Это мешало работе очистительных и насосных станций на берегу реки, а также способствовало загрязнению водной артерии региона. Отдельную опасность составляют подземные воды Донбасса. Особенность промышленного развития региона и наличие большого количества активно работающих угольных предприятий, позволили в свое время сформировать особую систему подземных водных артерий. На сегодня, по подсчетам экономистов, около сотни шахт не в состоянии откачивать воду и не работают на полную мощность. Вода в этих шахтах способно не только привести к увеличению уровня подземных вод, но и изменить экосистему Азовского моря.

В результате обстрелов и отсутствия каких-либо лесных охранных служб в Донецкой области значительное количество леса сгорело. Особенно эта проблема актуальна в Святогорском историко-культурном заповеднике, расположенном недалеко от г. Славянск и г. Краматорск. На восстановление уникальных хвойных и сосновых лесных массивов заповедника уйдут десятки или сотни лет.  По первоначальным подсчетам экологов, есть участки, где выгорело до 10 тысяч гектаров лесов. Уничтожение леса приводит к исчезновению отдельных видов фауны: лосей, диких кабанов, лисиц и т.д.

Таким образом, наряду с трагическими гуманитарными и экономическими последствиями вооруженные конфликты, характеризуются серьезными негативными последствиями для окружающей среды. Вооруженные конфликты современности наглядно иллюстрируют, что несмотря на наличие ряда международных соглашений по этой проблематике, механизм реальной защиты окружающей среды требует усовершенствования. Особой проблемой становятся зоны «неразрешенных» или затянувшихся военный столкновений, как, например, Донецкая и Луганская области в Украине, неконтролируемые и буферные зоны, которых располагаются на территории ряда особо охраняемых природных территорий, становятся полигоном боевых действий. Здесь не только остаются знаки войны в виде взрывоопасных веществ, но и разрушается имеющиеся экосистемы, которые складывались там столетиями.

 

Список литературы:
1. Резолюции и решения, принятые Генеральной Ассамблеей на тридцать первой сессии. Т. 1. 21 сентября - 22 декабря 1976 года. Генеральная Ассамблея. Официальные отчеты. Тридцать первая сессия. Дополнение N 39 (A/31/39).- Нью-Йорк: Организация Объединенных Наций, 1977. 
2. Римский статут Международного уголовного суда (Рим, 17 июля 1998 года). – [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http://zakon.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/main.
3. Международный день предотвращения эксплуатации окружающей среды во время войны и вооруженных конфликтов. – [Электронный ресурс]. − Сайт ООН. Режим доступу: www.un.org/ru/events/environmentconflictday