Финансовая безопасность России
Секция: Юриспруденция
XVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
Финансовая безопасность России
Financial Security of Russia
Irina Ulshina
student, The All-Russian State University of Justice (RLA of the Ministry of Justice of Russia), Russia, Moscow
Аннотация. В статье идет речь о финансовой безопасности Российской Федерации. Для более точного понимания темы приводится общее понятие «финансовой безопасности». Указываются основные угрозы финансовой системы России. Также в статье отражается информация о складывающейся финансовой обстановке страны. В заключении делаются выводы по минимизации угроз и рисков, поискам новых путей развития системы финансовой безопасности.
Abstract. The article deals with the financial security of the Russian Federation. a General concept of “financial security” is given for a more accurate understanding of the topic. The main threats of the Russian financial system are indicated. The article also reflects the information about the current financial situation of the country. In conclusion, conclusions are drawn to minimize threats and risks, the search for new ways of developing the system of financial security.
Ключевые слова: финансовая безопасность; финансовая система; угрозы экономической безопасности; резервный фонд; финансовая устойчивость.
Keywords: financial security; monetary system; threats of economic security; reserve fund; financial viability.
Финансовая безопасность – это «создание условий устойчивого, надежного функционирования финансовой системы государства, предотвращающих возникновение финансового кризиса, дефолта, деструкцию финансовых потоков, сбои в обеспечении основных участников экономической деятельности финансовыми ресурсами, нарушение стабильности денежного обращения». [3] В финансовой правовой доктрине финансовая безопасность рассматривается как «многоаспектное комплексное понятие, предполагающее определенную защищенность важнейших элементов финансовой системы посредством задействования совокупности самых различных, в том числе правовых средств».[5]
По нашему мнению, финансовую безопасность необходимо рассматривать с двух уровней как микро, так и макро. В первом случае, финансовая безопасность распространяется на экономическую деятельность отдельных физических и юридических лиц. Все эти хозяйствующие субъекты являются главным источником пополнения бюджетной системы России, а, следовательно, поддерживают стабильное финансовое состояние, финансовую устойчивость. Ими обеспечено более 70% поступлений в бюджет страны. Финансовая устойчивость, в свою очередь, считается неотъемлемой частью финансовой безопасности макроуровня, т.е. той, чьё влияние распространяется на всё государство в целом. Она является элементом национальной безопасности России, гарантирующим финансовое обеспечение таких масштабных мероприятий как оборона и безопасность страны, реализация неотъемлемых экономических и социальных институтов, в которых жизненно нуждается общество.
В своем Послании в 2019 году Владимир Путин заявил: «У нас мощная финансовая подушка безопасности». Финансовые резервы страны впервые в истории полностью покрывают внешний долг как государства, так и коммерческого сектора. В полном объёме поступают в российский бюджет доходы от размещения средств Фонда национального благосостояния. Так, совокупный доход от размещения средств ФНБ, зачисленный в бюджет 2018 года, составил 70,5 миллиарда рублей. [6]
Однако Президент в послании отметил и негативные факторы, создающие угрозы национальной финансовой безопасности, к которым относятся незащищенность национальной финансовой системы от действий нерезидентов и спекулятивного иностранного капитала, уязвимость ее информационной инфраструктуры, сохранение значительной доли теневой экономики, условий для коррупции и криминализации хозяйственно-финансовых отношений, незаконной миграции, не равномерное развитие регионов. [1]
В марте 2019г. в Кремле прошла встреча В.В. Путина с главой Росфинмониторинга Юрием Чиханчиным. Было отмечено увеличение количества хозяйствующих субъектов, оказавшихся под зоной мониторинга, при этом снижение числа, совершаемых ими сомнительных операций.
Совместно с налоговыми органами, правоохранительными органами идёт сокращение фирм‑однодневок до 500 тысяч в год. «Общий объём теневых денег порядка 245 миллиардов рублей», – сообщает директор Федеральной службы по финансовому мониторингу.
Относительно 2016 года в два раза сократилось количество средств, выводимых в офшоры. Также было отмечено, что только в 2018 году Росфинмониторингу совместно с правоохранительными органами удалось сохранить порядка 90 миллиардов средств, и порядка 20 миллиардов было возвращено. Началась работа над созданием искусственного интеллекта совместно с Академией наук, Министерством образования в сфере противодействия отмыванию денег. [7]
Учитывая изложенное, думается, о необходимости создания специального органа, наделенного отдельными функциями в обеспечении финансовой безопасности. Этим органом может стать Росфинмониторинг, однако стоит пересмотреть его полномочия и наделить данный орган более обширными функциями в области обеспечения финансовой безопасности.
На сегодняшний день в Российской Федерации ведется активная работа по созданию противодействия угрозам национальной безопасности. Так, было принято немало программных документов, разработано и принято множество законов, таких как «О национальной платежной системе», «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
В 2014 году возникла угроза банковской системы. В кратчайшие сроки государством была создана своя национальная платежная система «Мир». Да, есть нарекания в объеме предоставления услуг, однако в целом проект успешно работает.
На 1 декабря 2018 года количество банковских карт, выпущенных на базе платёжной системы «Мир», впервые в истории превысило 50 млн штук. На них уже приходится почти 20% всего российского рынка «пластика», об этом говорил генеральный директор Национальной системы платёжных карт Владимир Комлев. По прогнозам к середине 2020 года количество карт национальной платёжной системы достигнет минимум 65–70 млн. [9]
Налажено эффективное международное сотрудничество в области финансовой безопасности. Федеральная служба по финансовому мониторингу участвует в работе Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), Комитета экспертов Совета Европы по оценке мер противодействия легализации преступных доходов (МАНИВЭЛ), Евразийской группе по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ), Азиатско-Тихоокеанской группе по типу ФАТФ (АТГ), ряда иных международных структур, а также мероприятиях, проводимых под эгидой ООН. [8]
Резервный фонд и Фонд национального благосостояния, золотовалютные резервы имеют важное значение, потому что обеспечивают независимость государства. В частности, они рассматриваются как "инструмент поддержания финансовой стабильности государства", "важное резервное средство", "страховой фонд государства на случай дестабилизирующей ситуации на финансовом рынке" и т.д. [4]
В Указе Президента РФ № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» приведен перечень основных вызовов и угроз экономической безопасности, цели по ее реализации, из которых выделяем пункты, которые непосредственно связаны с финансами.
Для обеспечения финансовая безопасности следует совершенствовать управление государственными финансовыми активами и долговыми обязательствами, гарантировать устойчивость и сбалансированность бюджетной системы России, в том числе государственных внебюджетных фондов. Необходимо противодействовать переводу безналичных денежных средств в теневой оборот наличных денежных средств и легализации доходов, полученных преступным путем от предикатных экономических преступлений. Следует развивать инфраструктуру национального финансового рынка, национальной платежной системы, национальной системы платежных карт и системы передачи финансовых сообщений. [3]
На данный момент идет работа над минимизацией угроз и рисков, поиском новых путей развития системы финансовой безопасности. На первый план выносится обеспечение экономического, финансового суверенитета Российской Федерации, а также укрепление общественно-политической стабильности, динамичного социально-экономическое развития, повышения уровня и улучшения качества жизни населения. Это всё будет достигнуто, лишь через сбалансированную работу финансовой системы и эффективную финансовую безопасность.