УКАЗЫ ПРЕЗИДЕНТА РФ: МЕСТО В СИСТЕМЕ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА И ПРОБЛЕМЫ ИХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Конференция: CCCII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Юриспруденция

CCCII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
УКАЗЫ ПРЕЗИДЕНТА РФ: МЕСТО В СИСТЕМЕ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА И ПРОБЛЕМЫ ИХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Аннотация. В данной статье был проведен анализ указов президента РФ в системе источников права и проблемы их совершенствования, выделены основные аспекты, на которые стоит обратить внимание, особенности данного понятия и признаки.
Ключевые слова: анализ, указ, права, проблемы.
Важно соотнести каждый источник российского права с указами Президента РФ для определения общих черт, отличий и соответствующих особенностей. Безусловно, указы главы государства имеют общие признаки, однако обладают также особенностям, присущие именно им.
Как уже было выяснено ранее, юридическая сила указов уступает федеральным законам, что означает невозможность противоречия указов актам законодательной власти.
Это означает, что в случае коллизии между указом главы государства и федеральным законом, приоритет отдается последнему. Указы могут регулировать различные сферы жизни общества, включая вопросы государственного управления, обороны, безопасности, а также исполнение международных договоров. Они не должны нарушать конституционные нормы и принципы, а их содержание должно соответствовать действующим федеральным законам.
Если говорить про соотношение источников российского права и указов главы государства, то можно руководствоваться следующими критериями:
Первый критерий – порядок принятия источника права и его юридическая сила.
Для федеральных конституционных законов и федеральных законов в процедуре принятия участвует сразу три субъекта: Государственная Дума РФ; Совет Федерации; Президент РФ. Стоит отметить, что за каждым субъектом закреплены соответствующие полномочия. Так, Государственная Дума РФ обладает законодательной инициативой и именно она принимает федеральные законы. Совет Федерации – после принятия закона Государственной Думой РФ принимает решение об одобрении закона. Президент РФ, обладая широкими полномочиями в законотворческом процессе, информируется обо всех стадиях законотворческого процесса, имеет право отклонить законопроект даже после одобрения Государственной Думой РФ и Советом Федерации или подписать соответствующий закон.
Указы Президента РФ издаёт и соответственно принимает сам глава государства. Таким образом, данные акты уникальны тем, что являются воплощением воли и полномочий единственного субъекта – Президента РФ. Однако, стоит отметить, что по некоторым вопросам возможно участие и других субъектов.
Так, например, в ст. 7 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайно положении» сказано: «Вопрос об утверждении указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения рассматривается Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в качестве первоочередного».
Также в ст. 4 Федерального конституционного закона от 30.01.2002 № 1-ФКЗ «О военном положении» говорится следующее: «Указ Президента Российской Федерации о введении военного положения незамедлительно передается на утверждение Совета Федерации».
Таким образом, в законодательстве прямо предусмотрены случаи, когда для утверждения приказов Президента РФ необходимо согласие другого органа. Это обусловлено важностью принимаемого решения для сохранения безопасности и целостности всего государства.
Конституция РФ была принята всенародным голосованием, то есть непосредственно народом, как субъектом конституционно-правовых отношений. Особенность принятия данного нормативно-правового акта обусловлено его специфическими признаками: верховенство; особый порядок принятия; высшая юридическая сила и т. д.
Постановления Правительства РФ и акты федеральных органов исполнительной власти принимаются и издаются Правительством и федеральными министерствами соответственно. Они обладают меньшей юридической силу по сравнению с вышеупомянутыми источниками, поэтому и расположены в самом низу иерархии. Это обусловлено прямым указанием на это в законе: «Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, а также обеспечивает их исполнение».
Далее правовой обычай и нормативный договор.
Правовой обычай характер своей спецификой, поскольку представляет собой правило поведение, которое сложилось и применяется в практике, то есть обычай никем не принимался в отличии от нормативно-правовых актов, в частности указов Президента РФ, однако его применение обусловлено единообразием и длительностью, которые позволяют регулировать правоотношения.
Однако необходимо отметить, что в п. 2 ст. 5 Гражданского кодекса РФ утверждается, что обычаи, противоречащие законодательству или договору, не применяются. Можно сделать вывод о том, что обычаи обладают меньшей юридической силой по сравнению с федеральными и федеральными конституционными законами, а также и подзаконными актами, к которым относятся указы Президента РФ.
Нормативный договор – это соглашение двух или более сторон, устанавливающее, изменяющее или отменяющее правовые нормы в пределах их компетенции. Стоит сказать, что нормативный договор является важным инструментом правового регулирования, позволяющим согласовывать интересы сторон и устанавливать единые правила взаимодействия в определенных областях общественной жизни.
В предыдущих параграфах был представлен один из самых распространённых видов нормативного договора – международный договоров. Для более детального уяснения данного источника права, приведём другие виды нормативного договора. В теоретических источниках к виду нормативного договора часто относят договор о разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерации и субъектами РФ.
Уникальность данного источника заключается в том, что он не является гражданско-правовым договором, поскольку содержит в себе правовые нормы и принципы, а также является актом правотворчеством. Доказательством всего вышесказанного является ст. 72 Конституции РФ.
Данная норма закрепила перечень отношений, которые находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. Тем самым, придав данным отношениям общеобязательный и формальный характер, что послужило их дальнейшему развитию и конкретизации в отраслевом законодательстве.
Последний источник – общепризнанные принципы и нормы международного права. Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права, и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Однако стоит отметить, что Конституция РФ имеет большую юридическую силу по сравнению с международными актами.
В этой связи необходимо привести позицию Конституционного Суда РФ. Так, в аб. 2 п. 2.2 постановления Конституционного Суда РФ от 14.07.2015 № 21-П утверждается следующее: «Вместе с тем, как следует из Конституции Российской Федерации, верховенство и высшую юридическую силу Конституции Российской Федерации и недопустимость имплементации в правовую систему государства международных договоров, участие в которых может повлечь ограничения прав и свобод человека и гражданина или допустить какие-либо посягательства на основы конституционного строя Российской Федерации и тем самым нарушить конституционные предписания, ни Конвенция о защите прав человека и основных свобод как международный договор Российской Федерации, ни основанные на ней правовые позиции Европейского Суда по правам человека, содержащие оценки национального законодательства либо касающиеся необходимости изменения его положений, не отменяют для российской правовой системы приоритет Конституции Российской Федерации и потому подлежат реализации в рамках этой системы только при условии признания высшей юридической силы именно Конституции Российской Федерации.
Таким образом, основываясь на вышесказанном, можно отметить, что Указы Президента РФ по юридической силе можно соотнести с другими источниками российского права следующим образом:
Конституция РФ;
Федеральные конституционные законы;
Федеральные законы;
Указы Президента РФ;
Постановления Правительства РФ;
Акты ФОИВ;
Общепризнанные принципы и нормы международного права;
Нормативный правовой договор;
Правовой обычай.
Данная иерархия показывает, что указы главы государства являются отнюдь не последним источником российского права, а наоборот имеют одно из ключевых значений среди всех источников российского права.
