Статья:

УСЛОВИЯ ПРЕКРАЩЕНИЯ УГОЛОВНОГО ПРЕСЛЕДОВАНИЯ В СВЯЗИ С ДЕЯТЕЛЬНЫМ РАСКАЯНИЕМ

Конференция: CXLII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Соловкин Д.А. УСЛОВИЯ ПРЕКРАЩЕНИЯ УГОЛОВНОГО ПРЕСЛЕДОВАНИЯ В СВЯЗИ С ДЕЯТЕЛЬНЫМ РАСКАЯНИЕМ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CXLII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 32(142). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/32(142).pdf (дата обращения: 13.09.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

УСЛОВИЯ ПРЕКРАЩЕНИЯ УГОЛОВНОГО ПРЕСЛЕДОВАНИЯ В СВЯЗИ С ДЕЯТЕЛЬНЫМ РАСКАЯНИЕМ

Соловкин Денис Александрович
магистрант, Саратовская государственная юридическая академия, РФ, г. Саратов

 

TERMS OF TERMINATION OF CRIMINAL PROCEEDINGS IN CONNECTION WITH ACTIVE REPENTANCE

 

Dennis Solovkin

Undergraduate, Saratov State Law Academy, Russia, Saratov

 

Аннотация. В статье рассматриваются актуальные аспекты прекращения уголовного преследования в связи с деятельным раскаянием через призму правовых позиций Пленума Верховного Суда Российской Федерации.

Abstract. The article examines the current aspects of the termination of criminal prosecution in connection with active repentance through the prism of the legal positions of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation.

 

Ключевые слова: деятельное раскаяние, условия прекращения уголовного дела и уголовного преследования, лицо, впервые совершившее преступление.

Keywords: active repentance, conditions for the termination of a criminal case and criminal prosecution, a person who first committed a crime.

 

Принятый в 2001 году Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (далее – УПК РФ) внес существенные корректировки в действующее на тот момент уголовно-процессуальное законодательство, что ознаменовалось инициацией большого количества реформ в части уголовно процесса. Данные изменения были необходимы для адаптации судопроизводства к реалиям государства, вступившего в новую эпоху демократического развития, и применения соответствующих уголовно-процессуальных институтов с опорой на накопленный опыт правоприменения, в том числе и институт прекращения уголовного преследования в связи с деятельным раскаянием.

В действующих УК РФ и УПК РФ не содержится понятия «деятельное раскаяние», однако в ст. 75 УК РФ и ст. 28 УПК РФ содержатся ряд признаков, в связи с которыми уголовное преследование подлежит прекращению по указанному основанию. Общими признаками прекращения уголовного преследования в связи с деятельным раскаянием являются:

1)  Совершение физическим лицом преступления впервые;

2)  совершение преступления небольшой или средней тяжести;

3)  добровольная явка лица, совершившего преступление, с повинной, а также способствование данного лица раскрытию и расследованию этого преступления;

4) возмещение ущерба или иной способ заглаживания вреда, причиненного преступлением;

5) лицо, совершившее преступление, перестало быть общественно опасным.

Следует отметить, что прекращение уголовного преследования по данному основанию возможно лишь при соблюдении всех элементов и действий, названных в ст. 75 УК РФ, которые принято именовать условиями для применения этого основания.

Данная позиция отражена в п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2013 N 19: освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием возможно при выполнении всех перечисленных в ст. 75 УК РФ действий или тех из них, которые с учетом конкретных обстоятельств лицо имело объективную возможность совершить (например, задержание на месте преступления объективно исключает возможность явиться в правоохранительные органы с сообщением о совершенном преступлении, однако последующее способствование лицом раскрытию и расследованию преступления, возмещение им ущерба и (или) заглаживание вреда иным образом могут свидетельствовать о его деятельном раскаянии) [3].

Ранее эта же позиция высказывалась в обзоре судебной практики Верховного Суда РФ от 01.06.2005 «Обзор судебной практики прекращения военными судами уголовных дел в связи с примирением с потерпевшим и деятельным раскаянием» [1]. Прекращение уголовного дела по этому основанию также является не обязанностью, а правом суда, возможно при наличии совокупности условий, указанных в статьях 75 УК РФ и 28 УПК РФ, и многие из необходимых для этого условий аналогичны условиям для прекращения уголовного дела за примирением с потерпевшим. Вместе с тем для прекращения уголовного преследования по этому основанию дополнительно необходимо, чтобы лицо, совершившее преступление, добровольно явилось с повинной и способствовало раскрытию преступления. В тех случаях, когда какое-либо из условий отсутствует и вместо явки с повинной и помощи в раскрытии преступления имеет место, например, только чистосердечное раскаяние, применение ст. 28 УПК РФ невозможно, поскольку указанные в законе обстоятельства, позволяющие в совокупности сделать вывод о деятельном раскаянии, будут являться всего лишь обстоятельствами, смягчающими наказание.

Для того, чтобы определить, кто же, по мнению законодателя, является лицом, впервые совершившим преступление следует обратиться к пункту 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2013 № 19 «О применении судами законодательства, регламентирующего основания и порядок освобождения от уголовной ответственности». В статьях 75, 76 и 76.1 УК РФ впервые совершившим преступление следует считать, в частности, лицо: предыдущий приговор в отношении которого на момент совершения нового преступления вступил в законную силу, но ко времени его совершения имело место одно из обстоятельств, аннулирующих правовые последствия привлечения лица к уголовной ответственности (например, освобождение лица от отбывания наказания в связи с истечением сроков давности исполнения предыдущего обвинительного приговора, снятие или погашение судимости).

Однако считается, что при реализации ст. 28 УПК РФ было бы рациональнее предусмотреть обязанность суда, следователя и дознавателя прекратить уголовное дело (уголовное преследование) в связи с деятельным раскаянием в случае соблюдения всех необходимых к тому условий и установлении факта утраты лицом своей общественной опасности.

Эта позиция так же находит свое отражение в абз. 2 п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2013 N 19: деятельное раскаяние может влечь освобождение от уголовной ответственности только в том случае, когда лицо вследствие этого перестало быть общественно опасным. Разрешая вопрос об утрате лицом общественной опасности, необходимо учитывать всю совокупность обстоятельств, характеризующих поведение лица после совершения преступления, а также данные о его личности. При этом признание лицом своей вины без совершения действий, предусмотренных указанной нормой, не является деятельным раскаянием.

Как отмечается в особом мнении судьи К.В. Арановского на Постановление Конституционного Суда РФ от 11.12.2014 N 32-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 159.4 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с запросом Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа" [2] общественная опасность - не только объективный риск, тем более что и его при всей реальной объективности нельзя точно измерить и вполне заранее выразить.

Общественная опасность - еще и человеческое, субъективное состояние, и в этом смысле она зависит от того, как ее чувствуют, представляют и выражают, в частности, законодательным решением по праву конституционного народовластия и в силу законодательных полномочий. Уголовный закон выражает меру опасности по итогам законодательной процедуры в обобщенной условной оценке, которую деяние получает в представлениях и решениях субъектов законодательной деятельности, когда они нормативным образом квалифицируют его и тем самым называют границы, чтобы суд со своей стороны мог в этих пределах квалифицировать опасность отдельных преступлений по отдельным уголовным делам.

Иным важным элементом инициирования процедуры прекращения уголовного преследования в связи с деятельным раскаянием является согласие лица, в отношении которого прекращено уголовное преследование, на прекращение уголовного преследования.

Выражая свое согласие на прекращение уголовного преследования, лицо, в отношении которого принято такое решение, добровольно признает все предъявленные ему обвинения, в то же время самостоятельно ограничивает право на защиту своих интересов и в то же время теряет право на реабилитацию.

В случае возражения лица, в отношении которого прекращается уголовное преследование, против прекращения уголовного преследования, производство по уголовному делу продолжается в обычном порядке (ч. 5 ст. 28 УПК РФ).

Деятельное раскаяние в современных тенденциях "эволюции" российского уголовного права является одним из основополагающих оснований освобождения от уголовной ответственности и является процессуальной формой реализации таких принципов уголовного права, как справедливость и гуманизм.

В процессе реализации прекращения уголовного преследования в связи с деятельным раскаянием государство в лице органов предварительного следствия и дознания, признает право лица, совершившего противоправное деяние, ответственность за которое предусмотрена уголовным законодательством, на его исправление и потерю статуса лица, представляющего угрозу обществу.

 

Список литературы:
1. Обзор судебной практики Верховного Суда РФ от 01.06.2005 "Обзор судебной практики прекращения военными судами уголовных дел в связи с примирением с потерпевшим и деятельным раскаянием" // СПС КонсультантПлюс
2. Постановление Конституционного Суда РФ от 11.12.2014 N 32-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 159.4 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с запросом Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа" // СПС КонсультантПлюс
3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2013 N 19 (ред. от 29.11.2016) "О применении судами законодательства, регламентирующего основания и порядок освобождения от уголовной ответственности" // СПС КонсультантПлюс