ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ: НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩАЯ ПРОЦЕСС ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУСЛУГ
Конференция: CCXLVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Юриспруденция
CCXLVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ: НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩАЯ ПРОЦЕСС ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУСЛУГ
Темпы развития современного общества поражают своей скоростью. Появляются все новые и новые технологии, которые внедряются во все сферы жизнедеятельности общества, облегчая жизнь человека с внедрением каждого нового сервиса или гаджета, будь то покупка одежды или оплата счетов. Больше не нужно часами простаивать в очереди или ехать на другой конец города, чтобы купить нужную вам вещь. Все это теперь можно сделать за считанные минуты, не выходя из дома, пару раз кликнув мышью. Не обошли подобные изменения и сферу предоставления государственных и муниципальных услуг.
На официальных сайтах профильных организаций появляются функции заказа тех или иных документов, не выходя из дома, появляются порталы, на которых можно получить ту или иную услугу в режиме онлайн. Внедрение современных технологий в деятельность органов власти стало одним из приоритетных направлений информационной политики России. Очевидно, что их применение может значительно увеличить эффективность и качество обслуживания населения, гарантировать открытость государственной власти и предоставить возможность общественного контроля над работой правительственного аппарата.
Процесс предоставления государственных и муниципальных услуг регламентируется нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В рамках проводимой административной реформы был принят Федеральный закон от 27.07.2010 г. № 210 ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», который закрепил следующее определение термина государственные услуги – «деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги» [1]. Кроме того, в законе было объяснено, что такое муниципальные услуги, предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, а также введены понятия портала государственных и муниципальных услуг, межведомственного информационного взаимодействия и многофункционального центра (МФЦ). Также закон установил нормативные сроки предоставления госуслуг, список необходимых документов для предоставления услуги и основания для отказа.
Важным документом стало Постановление Правительства Российской Федерации от 24 октября 2011 г. № 861 «О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)», которое утвердило положение о федеральном реестре государственных и муниципальных услуг и правила его ведения, а также положение о едином портале государственных и муниципальных услуг, а также закрепило требования к региональным порталам госуслуг. Кроме того, в данном постановлении было определено, что министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций будет являться оператором вышеуказанных информационных систем [2].
Немаловажным является также постановление Правительства РФ от 28 ноября 2011 г. № 977 «О федеральной государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме», в котором была определена цель создания единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА), а также ее основные функции: идентификация, аутентификация и авторизация участников информационного взаимодействия, а также формирование перечня прошедших аутентификацию и идентификацию участников информационного взаимодействия, органов и организаций [3].
Кроме того, 26.03.2016 было принято Постановление Правительства № 236 «О требованиях к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг», в котором были приписаны единые нормы, согласно которым должны предоставляться «услуги в электронной форме посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг», порталов государственных и муниципальных услугсубъектов Российской Федерации, а также официальных сайтов органов государственной власти и органов местного самоуправления».
Таким образом, нормативно-правовая база процесса предоставления государственных и муниципальных услуг постоянно обновляется и дополняется с учетом регулярных изменений в сфере предоставления госуслуг.