Статья:

Особенности нормативно-правового обеспечения антикоррупционной деятельности в органах государственной власти Ульяновской области

Конференция: IX Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Аксенова В.Г. Особенности нормативно-правового обеспечения антикоррупционной деятельности в органах государственной власти Ульяновской области // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. IX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9(9). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/9(9).pdf (дата обращения: 15.10.2019)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности нормативно-правового обеспечения антикоррупционной деятельности в органах государственной власти Ульяновской области

Аксенова Валентина Геннадьевна
студент, Ульяновский государственный университет, РФ, г. Ульяновск
Арзамаскин Николай Николаевич
научный руководитель, д-р юрид. наук, профессор, Ульяновский государственный университет, РФ, г. Ульяновск

 

PECULIARITIES OF LEGAL SUPPORT OF ANTI-CORRUPTION ACTIVITIES OF THE BODIES OF STATE POWER OF THE ULYANOVSK REGION

 

Valentina Aksenova

Student, Ulyanovsk State University, Russia, Ulyanovsk

Nikolai Arzamaskin

scientific director, Dr. Ju. Sciences, Professor, Ulyanovsk State University, Russia, Ulyanovsk

 

Аннотация: в статье рассматривается один из аспектов актуальной проблемы противодействия коррупции в России. Нормативно-правовое обеспечение антикоррупционной деятельности в органах государственной власти как элемент целого механизма противодействия коррупции исследуется на примере субъекта Российской Федерации Ульяновской области. В этой связи в статье дается краткая теоретико-правовая характеристика нормативно-правовому обеспечению антикоррупционной деятельности в Ульяновской области, проводится оценка его состояния применительно к органам государственной власти и выявляются проблемы, препятствующие его эффективности.

Abstract: the article deals with one aspect of topical problems of combating corruption in Russia. Regulatory support anti-corruption activities in the public authorities as an element of the whole mechanism of counteraction of corruption is investigated on the example of the Russian Federation in Ulyanovsk region. In this regard, the article gives a brief theoretical and legal characteristics of the legal and regulatory support to anti-corruption activities in the Ulyanovsk region, an evaluation of its status with regard to public authorities and identifies the problems hindering its efficiency.

 

Ключевые слова: нормативно-правовое обеспечение, коррупция, антикоррупционная деятельность, нормативно-правовое обеспечение антикоррупционной деятельности, органы государственной власти, Ульяновская область.

Keywords: regulatory support, corruption, anti-corruption activities, legal support to anti-corruption activities, public authorities of the Ulyanovsk region.

 

Исследование с нормативно-правовых позиций механизма противодействия коррупций в органах государственной власти актуально на современном этапе. Коррупционные правонарушения продолжают совершаться, несмотря на предпринимаемые государством усиленные меры по борьбе с ними. По данным Генеральной Прокуратуры в 2016 г. было выявлено 32 924 (+1,4 %) преступлений коррупционной направленности, что в удельном выражении составляет 1,5 % в общем числе зарегистрированных преступлений [1]. По данным Прокуратуры Ульяновской области в 2015 г. в ходе проведения надзора за исполнением федерального законодательства было выявлено на территории это субъекта 1245 нарушений законов о противодействии законов, в том числе связанных с осуществлением государственной службы 102 нарушения[2], а в 2016 г. - 2567 аналогичных нарушений, в том числе связанных с осуществлением государственной службы 235 нарушений [3].

Коррупция в мире, в Российской Федерации и в ее отдельном взятом субъекте - Ульяновской области остается серьезной проблемой, препятствующей проведению любых реформ и укреплению авторитета государственной власти.   

Нормативно-правовое обеспечение антикоррупционной деятельности в органах государственной власти в механизме противодействия коррупции в стране занимает ключевое место. От  него зависит в итоге эффективность самого антикоррупционного механизма. По своему содержанию нормативно-правовое обеспечение антикоррупционной деятельности в органах государственной власти можно рассматривать как  систему регулирования деятельности публично-властных субъектов государства власти путем принятия нормативно-правовых актов, применения ими правовых норм, саморегулирования поведения должностных лиц органов государственной власти.

Нормативно-правовое обеспечение антикоррупционной деятельности в органах государственной власти может с учетом федеральной формы государственного устройства России осуществляется на двух уровнях - федеральном и региональном. При этом принципы нормативно-правового обеспечения механизма противодействия коррупции и сам это механизм в своей основе, независимо от уровня, отличаться не должны, учитывая конституционно-правовые принципы федерального устройства российского государства.

Сердцевиной нормативно-правового обеспечения антикоррупционной деятельности органов государственной власти Ульяновской области, помимо федеральных источников в сфере противодействия коррупции, выступают:

- Закон Ульяновской области от 20 июля 2012 г. № 89-ЗО «О противодействии коррупции в Ульяновской области» [4];

- Областная программа «Противодействие коррупции в Ульяновской области» на 2016-2018 годы» [5].

Согласно ч. 1 ст. 3 Закона Ульяновской области от 20 июля 2012 г. № 89-ЗО «О противодействии коррупции в Ульяновской области» основными субъектами, участвующими в борьбе с коррупцией в Ульяновской области, выступают:

- Губернатор Ульяновской области, который обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти Ульяновской области, иных государственных органов Ульяновской области по противодействию коррупции;

- Законодательное Собрание Ульяновской области, которое обеспечивает разработку и принятие законов Ульяновской области по вопросам противодействия коррупции, а также контролирует деятельность исполнительных органов государственной власти Ульяновской области в пределах своих полномочий;

- Правительство Ульяновской области, которое распределяет между сформированными им исполнительными органами государственной власти Ульяновской области функции по противодействию коррупции;

- Уполномоченный по противодействию коррупции в Ульяновской области, который осуществляет противодействие коррупции в пределах своих полномочий, определенных данным Законом;

- исполнительные органы государственной власти Ульяновской области, которые осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий;

- Счетная палата Ульяновской области, которая в пределах своих полномочий обеспечивает противодействие коррупции в соответствии с Законом Ульяновской области от 10 октября 2008 г. № 170-ЗО «О Счетной палате Ульяновской области» [6].

Нормативно-правовое обеспечение антикоррупционной деятельности в органах государственной власти Ульяновской области  включает закрепление правовых механизмов противодействия коррупции в формах:

- антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов региона;

- нормативно-правовой проработки контроля и надзора за деятельностью государственных органов и государственных служащих федеральных органов власти на территории Ульяновской области и регионального уровня;

- закрепления системы отчетности о доходах, расходах, обязательствах имущественного характера должностных лиц органов государственной власти Ульяновской области;

- детализации подзаконных актов (например, административных регламентов) на предмет выявления конфликта интересов, утраты доверия в органах государственной власти области;

- сотрудничества с общественными советами, инициативными группами граждан в вопросах противодействия коррупции, и др.

В Ульяновской области ведется активная деятельность по повышению уровня правосознания населения, выработке нетерпимого отношения к правонарушениям со стороны государственных служащих, особенно коррупционной направленности. Она выражается в проведении различного рода семинаров и «круглых столов», совместных акций государственных органов с общественными объединениями и региональными отделениями политических партий, организации органами власти Ульяновской области антикоррупционных «горячих линий», публикации информационных материалов на официальных сайтах органов власти Ульяновской области в Интернете, электронных и печатных средствах массовой информации, на телевидении и радио, проведении различных конкурсов на лучшие антикоррупционные проекты, научно-исследовательские материалы, публикации о борьбе с коррупцией и др.

В то же время пока рано говорить о том, что все действующая в Ульяновской области региональная антикоррупционная система полностью эффективна. В области продолжается разработка и внедрение антикоррупционных систем, идет поиск новых форм и приемов работы по проведению антикоррупционной политики в органах государственной власти Ульяновской области.

Регулярно на территории Ульяновской области проводятся надзорно-контрольные антикоррупционные проверки «на местах», дается оценка работы органов государственной власти по проведению антикоррупционных экспертиз, работы средств массовой информации по освещению антикоррупционной работы органов публичной власти, работы комиссий по рассмотрению конфликтов интересов, работы общественных советов по профилактике коррупции в органах государственной власти регионального подчинения.

Интересным и значимым представляется то, что в Ульяновской области разработан и реализуется антикоррупционный проект  «Анимированная антикоррупционная карта». Его цель - активизация антикоррупционной деятельности и повышение ее эффективности в муниципальных образованиях области. Принятие данного проекта вызвано слабой исполнительской дисциплиной на местах по принятию мер, противодействующих коррупции.

Планируется, что в 2017-2018 гг. на территории области будет реализована инициатива по повышению открытости органов финансового контроля. Больше внимания в их деятельности будет уделяться работе с обращениями граждан в части выявления и предупреждения финансовых нарушений, определению и ликвидации зон коррупционного риска в органах государственной и муниципальной власти и подведомственных им организациях. Предполагается, что процесс планирования деятельности контрольно-счётных органов (прежде всего, Счетной палаты Ульяновской области) будет строиться на основе риск-ориентированных подходов.

Отметим, что счетной палатой Ульяновской области в 2016 году было проведено 43 экспертно-аналитических и 23 контрольных мероприятий, проверено 3 млрд. 798 млн. рублей, выявлено финансовых нарушений на сумму 337,2 млн. рублей. Сумма неэффективных расходов областного бюджета составила 55,5 млн. рублей.  Счётная палата также проводит экспертизу нормативно-правовых актов. Ею в 2016 году заключения были составлены на 299 нормативно-правовых актов. По итогам этой работы данного органа власти в 2016 году было возмещено более 70 миллионов рублей. Эта сумма в девятнадцать раз больше, чем в 2015 году [7].

Однако, несмотря на широкомасштабную работу, проводимую по противодействию коррупции на территории Ульяновской области, коррупционных правонарушений существенно меньше не становится. Пример, коррупционный скандал с экс-депутатом Законодательного Собрания Ульяновской области А. Балакишиевой, обвиненной в получении взятки в особо крупном размере [8].

Основными причинами недостаточной эффективности механизма нормативно-правового обеспечения антикоррупционной деятельности в органах государственной власти региона, считаем, можно назвать: низкую культуру представителей власти, низкий уровень контроля институтов гражданского области за властными структурами, непрозрачность управленческого процесса. Решение проблем противодействия коррупции в органах государственной власти представляется правильным по аналогичному с Российской Федерацией пути.

Таким образом, в Ульяновской области предпринимаются активные меры по внедрению механизма нормативно-правового обеспечения антикоррупционной деятельности в органах государственной власти региона в практику. Работа органов государственной власти Ульяновской области по противодействию коррупции в сфере противодействия носит комплексный характер. В то же время сохраняющаяся в этом субъекте Российской Федерации на достаточно высоком уровне коррупция свидетельствует, что практика применения данного механизма должна совершенствоваться путем разработки новых антикоррупционных схем контроля за деятельностью органов государственной власти и их должностных лиц.

 

Список литературы:
1. Состояние преступности в России (за январь-декабрь 2016): Главное организационно-аналитическое управление, Управление правовой статистики Генеральной прокуратуры РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Официальный сайт Генеральной прокуратуры РФ. Портал правовой статистики: http://crimestat.ru/analytics (дата обращения: 16.11.2017 г.).
2. Отчет Прокуратуры Ульяновской области по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции и результаты расследования уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности за январь-декабрь 2015 г. (документ не опубл.) // Прокуратура Ульяновской области.
3. Отчет Прокуратуры Ульяновской области по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции и результаты расследования уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности за январь-декабрь 2016 г. (документ не опубл.) // Прокуратура Ульяновской области.
4. Закон Ульяновской области от 20 июля 2012 г. № 89-ЗО «О противодействии коррупции в Ульяновской области» (в ред. Закона Ульяновской области от 23 декабря 2016 г. № 195-ЗО) // Ульяновская правда. - 2012. - 24 июля. - № 78(23.203); 2016. - 30 декабря. - № 141 (23974).
5. Постановление Правительства Ульяновской области от 14 марта 2016 г. № 5/92-П «Об утверждении областной программы «Противодействие коррупции в Ульяновской области» на 2016-2018 годы» (в ред. Постановления Правительства РФ от 14 июля 2016 г. № 16/338-П) // Ульяновская правда. - 2016. - 17 марта. - № 33(23866); 22 июля. - № 95(23928).
6. Закон Ульяновской области от 10 октября 2008 г. № 170-ЗО «О Счетной палате Ульяновской области» (в ред. Закона Ульяновской области от 26 марта 2014 г.) // Ульяновская правда. - 2008. - № 84 (22.743); Справочная правовая система «КонсультантПлюс» по состоянию на 16.11.2017 г.
7. В 2017 году работа органов финансового контроля в Ульяновской области станет более открытой!: Официальный сайт Уполномоченного по противодействию коррупции в Ульяновской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.anticorrupt-ul.ru/anons/7084.html (16.11.2017 г.).
8. Спектакль окончен. В Ленинском суде Ульяновска вынесли приговор Балакишиевой [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rupor73.ru/kriminal/10437-spektakl-okonchen-v-leninskom-sude-ulyanovska-vynosyat-prigovor-balakishievoj (дата обращения: 16.11.2017 г.).