Договор агентирования в сфере туризма
Секция: Юриспруденция
VI Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
Договор агентирования в сфере туризма
В последнее время в сфере туризма сложилась определённая инфраструктура, в которой трудно представить реализацию путёвок без участия системы туристических агентств. Турагенты – близки к потребителю, имеют свои клиентские базы, информируют потребителей о маршрутах и направлениях путешествия, но не формируют туристский продукт, в чём и есть их основное отличие от туроператоров.
Агентства, в свою очередь, получают проценты и маржу, от продвижения и реализации путёвок. Взаимоотношения, возникающие между сторонами, регулируются агентским договором. Согласно ГК РФ сторонами выступают – агент и принципал.
По агентскому договору – агент обязуется за вознаграждение по поручению принципала совершать действия (юридические и иные) от своего имени или от имени принципала, но за счёт последнего.
Договор агентирования признаётся заключённым с момента согласования существенных условий сторонами, что говорит о его консенсуальности.
Существенными условиями данного вида договора являются:
Предмет договора и определение, от чьего имени будет действовать агент.
Важные условия договора агентирования:
Объект соглашения – определяет перечень, порядок, количество бронирований путёвок, предоставляемых туроператором.
Срок договора возможен срочный и бессрочный.
Цены туров. Стороны договариваются о единой цене тура и ни одна из сторон не вправе повысить или снизить его стоимость. Только турагент имеет право повысить стоимость путёвки в связи с включением некоторых дополнительных услуг в тур по просьбе туриста, например, стоимость проезда от его места жительства до пляжа.
Содержание договора выражается в совокупности прав и обязанностей агента и принципала. Систематизировать их можно следующим образом:
Основные права агента:
· Получать вознаграждение от принципала, установленное агентским договором.
· Получить доверенность от принципала и осуществлять сделки, если этого требует соглашение.
· Заключать субагентские договоры, в случаях, допускаемых основным договором.
· Отказаться от бессрочного исполнения договора без права требования по неисполненным поручениям.
Основные обязанности агента:
· Лично выполнять поручения принципала, исключая ситуации, когда иное предусматривает договор.
· Предъявлять принципалу отчёты, согласно договору.
· Прилагать к отчёту сведения о расходах, осуществлённых за счёт принципала.
Основные права принципала:
· Вправе требовать предоставления отчёта агента в рамках договора.
· Представлять возражения по агентскому отчёту.
· Отказаться от бессрочного исполнения договора, при этом выплатив агенту все суммы расходов и вознаграждений.
Основные обязанности принципала:
· Выплатить агентское вознаграждение, опираясь на договор или обычаи делового оборота.
· Выдать доверенность агенту, если предусмотрено, что выполняемые действия происходят от имени принципала.
· Обеспечить агента средствами, необходимыми для успешного исполнения поручения.
· Возместить агенту понесённые им расходы.
Также, договор является возмездным, согласно ст. 1006 ГК РФ принципал обязан уплатить вознаграждение агенту, предусмотренное агентским договором. Если данным договором не предусмотрен размер вознаграждений и его невозможно определить исходя их условий договора, то по правилам ч. 3 ст. 424 ГК РФ исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая обычно взимается за аналогичные работы.
Прекращение агентского договора имеет свои особенности, что отличает его от договоров поручения и комиссии. По договору поручения любая из сторон в любое время может прекратить отношения, а по договору комиссии данное право принадлежит только комитенту. В агентском же договоре, прекращение возможно по инициативе любой из сторон, если договор заключён без определения срока окончания его действия.
Кроме того, в ст. 1010 ГК РФ предусмотрены особые случаи расторжения договора в связи с изменением статуса агента.
В отличие от судебной практики Англии, в которой договор агентирования прекращается в виду смерти, объявления душевнобольным или несостоятельным любой из сторон договора, изменения в статусе принципала по российскому законодательству не влекут за собой прекращение договора.
Агентирование, как и многие договоры, имеет ряд, как преимуществ, так и недостатков.
Проведя анализ положений законодательства об агентском договоре было выявлено, что основным его плюсом является то, что в налоговую базу по НДФЛ включается лишь сумма агентского вознаграждения и дополнительная выгода (при наличии).
Также, работник не связан конкретным графиком исполнения трудовой функции и может сам распланировать своё рабочее время.
Оплата труда во всех случаях зависит от объёма продаж, что стимулирует работников к прогрессивному труду.
Также выявлены недостатки данного вида договора: отсутствие фиксированной заработной платы, отсутствие отчислений на формирование будущей пенсии, отсутствие оплачиваемых отпусков.
Следовательно, договор агентирования используется в основном как альтернатива трудовым правоотношениям, причём наибольшее распространение он получил в сфере продаж. Именно агентам по продажам, в том числе в сфере туризма предлагается заключить данный гражданско-правовой договор вместо трудового.
Следует учитывать, что наряду с множеством преимуществ данный вид договора лишает работника комплекса прав, предусмотренных трудовым законодательством.
Итак, агентский договор в отрасли туризма широко применяется для регулирования отношений между турагентом и туроператором. Цель договора – установление договорных обязательств между туроператором и туристом.
Он идеально подходит для туристических организаций, так как отношения между ним носят длительный характер.
Кроме вышесказанного, данный договор позволяет возложить на агента помимо юридических действий (заключение договора с туристом), совершение фактических действий, таких как проведение маркетинговых исследований, рекламных мероприятий и т.п.