Статья:

Договор агентирования в сфере туризма

Конференция: VI Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Мышенкова А.Е. Договор агентирования в сфере туризма // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. VI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(6). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/6(6).pdf (дата обращения: 23.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Договор агентирования в сфере туризма

Мышенкова Алина Евгеньевна
студент, Саратовская государственная юридическая академия, РФ, г. Саратов
Манько Ольга Владимировна
научный руководитель, старший преподаватель кафедры гражданского права ФГБОУ ВО «СГЮА», РФ, г. Саратов

 

В последнее время в сфере туризма сложилась определённая инфраструктура, в которой трудно представить реализацию путёвок без участия системы туристических агентств. Турагенты – близки к потребителю, имеют свои клиентские базы, информируют потребителей о маршрутах и направлениях путешествия, но не формируют туристский продукт, в чём и есть их основное отличие от туроператоров.

Агентства, в свою очередь, получают проценты и маржу, от продвижения и реализации путёвок. Взаимоотношения, возникающие между сторонами, регулируются агентским договором. Согласно ГК РФ сторонами выступают – агент и принципал.

По агентскому договору – агент обязуется за вознаграждение по поручению принципала совершать действия (юридические и иные) от своего имени или от имени принципала, но за счёт последнего.

Договор агентирования признаётся заключённым с момента согласования существенных условий сторонами, что говорит о его консенсуальности.

Существенными условиями данного вида договора являются:

Предмет договора и определение, от чьего имени будет действовать агент.

Важные условия договора агентирования:

Объект соглашения – определяет перечень, порядок, количество бронирований путёвок, предоставляемых туроператором.

Срок договора возможен срочный и бессрочный.

Цены туров. Стороны договариваются о единой цене тура и ни одна из сторон не вправе повысить или снизить его стоимость. Только турагент имеет право повысить стоимость путёвки в связи с включением некоторых дополнительных услуг в тур по просьбе туриста, например, стоимость проезда от его места жительства до пляжа.

Содержание договора выражается в совокупности прав и обязанностей агента и принципала. Систематизировать их можно следующим образом:

Основные права агента:

· Получать вознаграждение от принципала, установленное агентским договором.

· Получить доверенность от принципала и осуществлять сделки, если этого требует соглашение.

· Заключать субагентские договоры, в случаях, допускаемых основным договором.

· Отказаться от бессрочного исполнения договора без права требования по неисполненным поручениям.

Основные обязанности агента:

· Лично выполнять поручения принципала, исключая ситуации, когда иное предусматривает договор.

· Предъявлять принципалу отчёты, согласно договору.

· Прилагать к отчёту сведения о расходах, осуществлённых за счёт принципала.

Основные права принципала:

· Вправе требовать предоставления отчёта агента в рамках договора.

· Представлять возражения по агентскому отчёту.

· Отказаться от бессрочного исполнения договора, при этом выплатив агенту все суммы расходов и вознаграждений.

Основные обязанности принципала:

· Выплатить агентское вознаграждение, опираясь на договор или обычаи делового оборота.

· Выдать доверенность агенту, если предусмотрено, что выполняемые действия происходят от имени принципала.

· Обеспечить агента средствами, необходимыми для успешного исполнения поручения.

· Возместить агенту понесённые им расходы.

Также, договор является возмездным, согласно ст. 1006 ГК РФ принципал обязан уплатить вознаграждение агенту, предусмотренное агентским договором. Если данным договором не предусмотрен размер вознаграждений и его невозможно определить исходя их условий договора, то по правилам ч. 3 ст. 424 ГК РФ исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая обычно взимается за аналогичные работы.

Прекращение агентского договора имеет свои особенности, что отличает его от договоров поручения и комиссии. По договору поручения любая из сторон в любое время может прекратить отношения, а по договору комиссии данное право принадлежит только комитенту. В агентском же договоре, прекращение возможно по инициативе любой из сторон, если договор заключён без определения срока окончания его действия.

Кроме того, в ст. 1010 ГК РФ предусмотрены особые случаи расторжения договора в связи с изменением статуса агента.

В отличие от судебной практики Англии, в которой договор агентирования прекращается в виду смерти, объявления душевнобольным или несостоятельным любой из сторон договора, изменения в статусе принципала по российскому законодательству не влекут за собой прекращение договора.

Агентирование, как и многие договоры, имеет ряд, как преимуществ, так и недостатков.

Проведя анализ положений законодательства об агентском договоре было выявлено, что основным его плюсом является то, что в налоговую базу по НДФЛ включается лишь сумма агентского вознаграждения и дополнительная выгода (при наличии).

Также, работник не связан конкретным графиком исполнения трудовой функции и может сам распланировать своё рабочее время.

Оплата труда во всех случаях зависит от объёма продаж, что стимулирует работников к прогрессивному труду.

Также выявлены недостатки данного вида договора: отсутствие фиксированной заработной платы, отсутствие отчислений на формирование будущей пенсии, отсутствие оплачиваемых отпусков.

Следовательно, договор агентирования используется в основном как альтернатива трудовым правоотношениям, причём наибольшее распространение он получил в сфере продаж. Именно агентам по продажам, в том числе в сфере туризма предлагается заключить данный гражданско-правовой договор вместо трудового.

Следует учитывать, что наряду с множеством преимуществ данный вид договора лишает работника комплекса прав, предусмотренных трудовым законодательством.

Итак, агентский договор в отрасли туризма широко применяется для регулирования отношений между турагентом и туроператором. Цель договора – установление договорных обязательств между туроператором и туристом.

Он идеально подходит для туристических организаций, так как отношения между ним носят длительный характер.

Кроме вышесказанного, данный договор позволяет возложить на агента помимо юридических действий (заключение договора с туристом), совершение фактических действий, таких как проведение маркетинговых исследований, рекламных мероприятий и т.п.

 

Список литературы: 
1. Гражданский кодекс Российской Федерации 30.11 1994 N 51-ФЗ (ред. 29.12.2017) // CЗ РФ, 29.01.1996, N 5, ст. 410.
2. Гражданское право: Учебник. В 2 т. / Под ред. Б.М. Гонгало. Т. 1. 2-е изд. перераб. и доп.- М.: Статут, 2017. 
3. Флейшиц Е.А. Избранные труды по гражданскому праву. В 2 т. Т. 2. – М.: Статут, 2015.