Проблемные вопросы соотношения налоговой и административной ответственности
Секция: Юриспруденция
LII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
Проблемные вопросы соотношения налоговой и административной ответственности
На настоящий момент сложность и запутанность налогового законодательства, периодические его изменения и дополнения, а также низкая правовая культура в области законодательства о налогах и сборах среди населения и сложившееся недоверие к налоговой системе приводит к увеличению случаев совершения налоговых правонарушений в части уклонения от уплаты налогов, проявления теневой экономики, то есть, создают угрозу экономической безопасности. У налогоплательщиков отсутствует принцип необходимости соблюдения налогового обязательства, тем самым, не наблюдается активного участия в экономической и социальной жизни общества.
В итоге – уклонение от уплаты налогов и сборов как негативное явление усиливает свои позиции, что приводит к недополучению до трети налоговых поступлений в федеральный бюджет. Так, согласно статистическим данным, представленным федеральной налоговой службой, задолженность по налогам и сборам, в том числе, которая уже не подлежит взысканию, составляет десятки, сотни и даже тысячи миллиардов рублей.
В юридической литературе ведутся споры по поводу правовой природы налоговой ответственности, чему способствует современное налоговое законодательство, основным источником которого выступает Налоговый кодекс РФ (далее - НК РФ), который не раскрывает легальное определение налоговой ответственности.[1, с. 23]
По мнению ученых, в частности, С.Я. Боженок – налоговая ответственность – это вид административной ответственности. [2, с. 121]Они считают, что налоговая ответственность закреплена в налоговом законодательстве, соответственно, основанием для её наступления является совершение налогового правонарушения.
При этом она не является самостоятельным видом юридической ответственности, а всего лишь предусмотрена специальным нормативно-правовым актом — Налоговым кодексом РФ, который регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в России, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. [3,с. 126]
Ряд авторов, к примеру, И.И. Кучеров признают существование налоговой ответственности как самостоятельного вида юридической ответственности. [4, с. 98]
Они обосновывают это тем, что отличием от административной ответственности является основание налоговой ответственности, то есть, налоговое правонарушение. Легальное определение налогового правонарушения закреплено в ст. 106 НК РФ. Тем самым, законодатель подчеркивает, что налоговое правонарушение не только нарушает законодательство о налогах и сборах, но и является деликтом, ответственность за который предусмотрена именно Налоговым кодексом.[5, ст.64]
Кроме того, выделение в качестве самостоятельного вида налоговой ответственности вытекает из анализа ст. 10 Налогового кодекса, которая устанавливает отличающийся порядок привлечения к ответственности за правонарушения, предусмотренные НК РФ и КоАП РФ. Более того, за совершение налоговых правонарушений, предусмотренных в статьях 133 и 135 НК РФ, применяется такая санкция, как взыскание пени, что неприменимо при привлечении к административной ответственности.
Стоит также учесть связь между системой законодательства и системой права. Относительно исследуемого вопроса это означает, что наличие в системе налогового законодательства норм, регламентировавших отношения по привлечению к налоговой ответственности, может обуславливать появление в системе налогового права соответствующего правового института.
Тем самым, приведенные выше аргументы позволяют рассматривать налоговую ответственность как самостоятельный вид юридической ответственности, обладающий специфическими признаками.
В табл. 1 рассмотрим отличия оснований для наступления административной и налоговой ответственности за правонарушения в области налогов и сборов.
Таблица 1
Отличия оснований для наступления административной и налоговой ответственности за правонарушения в области налогов и сборов
Критерий |
Налоговые правонарушения (главы 16 и 18 НК РФ) |
Административные правонарушения в области налогов и сборов ( предусмотрены в главе 15 КоАП РФ) |
Объект |
Отношения, возникающие в связи с осуществлением конституционной обязанности платить установленные законом налоги и сборы, вести налоговый контроль и учет |
Отношения, возникающие в связи с нарушением сроков постановки на налоговый учет, исполнения поручения о перечислении налога, непредставление сведений, деклараций |
Субъект |
Физические и юридические лица, граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица |
Должностные лица |
Форма вины |
Могут совершаться умышленно или по неосторожности |
Могут совершаться умышленно или по неосторожности
|
Санкции |
Применение налоговых санкций в виде штрафов, размер которых в отдельных статьях ставится в процентную зависимость от доходов, полученных в связи нарушением норм законодательства или от неуплаченной суммы налога |
Применение размера штрафов, указанных в статье КоАП
|
Исходя из данных табл. 1, можем сделать вывод о том, что основное отличие данных видов ответственности заключается в субъектном составе.
Существует мнение, что регулирование вопросов ответственности о налогах и сборах двумя самостоятельными нормативно-правовыми актами (НК РФ и КоАП РФ), имеющими существенные отличия в процедурных аспектах привлечения к ответственности, не оправдано.
Распространен подход (М.В. Будылева, Т.Л. Коробова, Е.В. Овчарова, И.В. Панова, и др.), в рамках которого объединение предполагается в рамках КоАП РФ. То есть, составы правонарушений, предусмотренных главами 16 и 18 НК РФ, должны быть перенесены в КоАП РФ.
В качестве аргумента приводится то, что административное правонарушение являются основной категорией по отношению к налоговым правонарушениям, а перенесение положений о штрафной ответственности из НК РФ в КоАП РФ соответствовало бы воле законодателя, акцентировавшего внимание в статье 1.1 КоАП РФ на исключительной роли этого законодательного акта в части установления административной ответственности на федеральном уровне.
Однако, большего внимания заслуживает позиция тех ученых (Т.В. Архипенко, А.В. Макаров, О.В. Пименова, В.В. Стрельников), которые, наоборот, предлагают изъять все «налоговые» составы из КоАП РФ и перенести их в НК РФ. [6, ст. 77]
Нормы об административной ответственности могут быть консолидированы в том нормативном правовом акте, который регулирует вопросы взыскания недоимок и пеней, проведения зачета и возврата излишне уплаченных (излишне взысканных) налогов и сборов, осуществления налогового контроля, то есть в рамках НК РФ, поскольку это в большей степени будет отвечать современным потребностям практики, нежели перенесение составов налоговых правонарушений в КоАП РФ.
При этом кроме общих черт, характеризующих институты публично-правовой ответственности ( сроки давности, реабилитирующие основания и т.д.), есть значительные отличия, в части особого содержания наказуемости в налоговом праве, что обусловлено природой налоговых правоотношений.
Штрафы по НК РФ тесно связаны с недоимкой и задолженностью по пеням. Наглядно эта зависимость видна в конструкции налоговой санкции правовой нормы - санкции за неуплату налога, которая выражается в процентах от суммы недоимки. Такой прием для расчета штрафа используется во многих странах.
Таким образом, для объединения составов налоговых и административных правонарушений в области налогов и сборов существует ряд препятствий, в том числе, по линии объекта, субъективной стороны, объективной стороны, которые первоначально необходимо устранить в рамках законотворческой деятельности.