Статья:

К вопросу о международном сотрудничестве в сфере противодействия терроризму

Конференция: XXXVIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Бозров С.Э. К вопросу о международном сотрудничестве в сфере противодействия терроризму // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XXXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9(38). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/9(38).pdf (дата обращения: 19.08.2018)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

К вопросу о международном сотрудничестве в сфере противодействия терроризму

Бозров Сослан Эдуардович
магистр юридического факультета Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова, РФ, Республика Северная Осетия-Алания, Владикавказ
Караева Лора Хазбатровна
научный руководитель, канд. юрид. наук, доц. каф. уголовного права и процесса Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова, РФ, Республика Северная Осетия-Алания, Владикавказ

 

В статье рассматриваются правовые основы международного сотрудничества в борьбе с проявлениями терроризма. Указывается, что в настоящее время международное сообщество имеет сформировавшиеся правовые механизмы противодействия терроризму. Автор делает вывод, что с целью искоренения данного социального явления необходимо наступательность государств в борьбе с терроризмом.

Сегодня международно-правовая база сотрудничества государств в борьбе с терроризмом является необходимой основой реализации и обеспечения безопасности граждан и общества и которая являетсяодной из основных функций государства.

Правовые основы международного сотрудничества в области борьбы с терроризмом предусматривают следующие такие виды соглашений как международные (универсальные), региональные, двусторонние, касающиеся отдельных видов терроризма и правовые соглашения, касающиеся оказания правовой помощи и выдачи преступников.

Надо отметить, что правовой механизм противодействия терроризму на международном уровне был заложен еще в тридцатые годы, когда в1937 году Лига Нации представила мировому сообществу проект Конвенции о предупреждении терроризма и наказании за него.

Это международные соглашения стран ООН. Во всех конвенциях подчеркивается, что терроризм ни при каких обстоятельствах не может быть оправдан соображениями политического, философского, идеологического, расового, этнического, религиозного или иного характера, а лица, виновные в совершении терактов и других преступлений, должны привлекаться к ответственности.

Существенное значение на формирование правовой базы противодействия терроризму сыграла Организация Объединенных Наций и в частности ее решения направленные на противодействие преступности. Так или иначе, все последние решения Конгрессов ООН по предупреждению преступности, затрагивали тот или иной аспект борьбы с терроризмом.

Существенным дополнением в развитии практических подходов к решению проблем терроризма явились региональные соглашения, двусторонние соглашения, а также декларации Генеральной Ассамблеи ООН. В целом, за последние 50 лет были подписаны 3 европейские антитеррористические конвенции, а также 2 американские, 2 азиатские и 3 арабские. В 1992–1993 гг. было принято 3 Резолюции Совета Безопасности ООН, которые, в частности, закрепили право на обмен разведданными между государствами-членами, а также постановили создание Контртеррористического комитета на базе Совбеза ООН.

Кроме того, правовую основу сотрудничества государств составляет и их национальное законодательство. Следует отметить, сегодня большинство государств имеют законы опротиводействии терроризму.

Что касается национального законодательства, то в настоящее время в рамках международного сотрудничества в борьбе с проявлениями терроризма она в основном сведена к оказанию юридической помощи и в своей основной массе лишь содержат положения, направленные на обеспечение выполнений конвенционных норм в частности выдаче преступников.

Поэтому следует поддержать мнение о том, что сегодня международно-правовые основания и основные векторы противодействия терроризму должны быть направлены на принятие единой под эгидой ООН Конвенции направленного на борьбу с терроризмом и последующая унификация национального законодательства сфере борьбы с терроризмом.

Следует отметить, что международное сотрудничество в сфере противодействия терроризму основывается на всеобъемлющих принципах международного права, предусмотренные в Уставе Организации Объединенных Наций, а также других международных соглашениях и которые являются приоритетными в отношениях между государствами.

Сегодня характер и масштабы международного терроризма уже стали реальной очевидностью и вряд ли кто-либо осмелиться доказать обратное. Ярким тому свидетельством обострившейся, в последнее время, ситуацией, в связи с возросшей террористической угрозой в ряде государств ближнего востока и северной Африки, а также активной позицией Российской Федерации в противодействии террористической организации Исламское государство Ирака и Леванта (ИГИЛ).

В этой связи нельзя не вспомнить стратегию ООН по противодействию общей угрозе - терроризму еще десятилетней давности, когда она в 2006 году на 60 сессии Генеральной Ассамблеи приняла «Глобальную контртеррористическую стратегию» (The UN GlobalCounter-TerrorismStrategy), объединившая около 200 стран. Данная Стратегия определяло План действий государств по наиболее эффективному сотрудничеству в деле борьбы с международным терроризмом.

Указанный документ является первым международным документом в антитеррористической деятельности государств ее подписавших. Документ впервые признал значимость гражданского общества в борьбе с терроризмом.

При этом основная ответственность за выполнение положений стратегии возложена на государства – участников, а на Организацию Объединенных Наций роль ее реализатора.

В настоящее время Организации Объединенных Наций активно принимает участие и поддержку в осуществлении положений указанной Стратегии противодействия терроризма.

Так, с целью устранения условий, способствующих распространению терроризма, ООН для Центральной Азии создал Региональный центр, который с 2008 года оказывает содействие правительствам многих государств бывшего СНГ.

Регулярно финансовую поддержку в рамках данной Стратегии Организации Объединенных Наций оказывает государствам – участницам, при этом объемы финансирования составляют миллионы долларов США, что благоприятно сказывается на принимаемые меры борьбы с терроризмом.

Кроме того, Международной организацией гражданской авиации(ИКАО)для возмещения ущерба в целях выплаты компенсации жертвам террористического нападения был учрежден Международный фонд гражданской авиации.

В связи с возрастающей опасностью похищения и использования террористами для совершения террористических актов ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения Интерполом используется база данных Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) с целью выявления хищения и незаконного оборота указанных веществ и их возможного использования террористами при изготовлении так называемых «грязных бомб». Помимо этого, Интерполом проводится мониторинг (финансовая разведка) банковской деятельности на предмет выявления фактов финансирования террористических организаций.

Рабочей группой по предотвращению нападений с использованием оружия массового уничтожения и реагированию на них при непосредственном участии МАГАТЭ регулярно в европейских странах организовывают различные семинары на предмет международного реагирования на террористическое нападение.

В настоящее время в рамках реализации мер по укреплению потенциала государств по предотвращению терроризма и борьбе с ним и укреплению роли системы Организации Объединенных Наций, государства-участницы продолжают совершенствовать национальное законодательства на основании рекомендаций международно-правовых соглашений в части противодействия терроризму.

Интерпол в рамках деятельности по укреплению возможностей правоохранительных органов в деле предупреждения нападений с применением биологического оружия и принятия ответных мер.

Таким образом, мы видим, что для комплексной реализации Стратегии проделана действительно огромная работа, но, к сожалению, остаются также и некоторые нерешенные вопросы. В первую очередь, это – неполная ратификация всеми государствами – членами ООН существующих международно-правовых документов по борьбе с терроризмом, хотя это напрямую предусмотрено в Стратегии. Во-вторых, все еще не принята Всеобъемлющая конвенция противодействия международному терроризму.

Подводя итог отметим, что существующая правовая база международного сотрудничества в области противодействия терроризму закрепляет и определяет приоритетные задачи в борьбе с этим злом. Осуществляется постоянный мониторинг законодательства в этой сфере, и находятся резервы для его дальнейшего совершенствования.

 

Список литературы:
1. Капустин А.Я. Международное право и вызовы XXI века // Журнал российского права. – 2014. – №7 (211). – С. 5–19.
2. Карпович О.Г. Международный терроризм: современные проблемы и тенденции // Закон и право. – 2014. – №7. – С. 13–20.
3. Нигматуллин, Р.В. Роль конгрессов ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями в становлении международных стандартов по борьбе с преступностью // Юридический мир. – 2009. – № 11. – С. 43–49.