Статья:

Правовое положение Центральной избирательной комиссии на территории России

Конференция: L Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Полоса Т.В. Правовое положение Центральной избирательной комиссии на территории России // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. L междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(50). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/10(50).pdf (дата обращения: 25.05.2020)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Правовое положение Центральной избирательной комиссии на территории России

Полоса Татьяна Владимировна
магистрант ФГБОУ ВО «Уральский государственный юридический университет», РФ, г. Екатеринбург

 

Вообще, на сегодняшний день в России существуют и функционируют избирательные комиссии, комиссии референдума, такие как Центральная избирательная комиссия (далее – ЦИК), избирательные комиссии субъектов, избирательные комиссии муниципальных образований, окружные избирательные комиссии, территориальные (районные, городские и другие) комиссии, участковые комиссии [1, п. 1 ст. 20].

В данной статье рассмотрим вопрос относительно правового положения Центральной избирательной комиссии, без которой не могут быть проведены ни одни выборы, ни один референдум.

Согласно ст. 2 под названием «основные термины и понятия» Федерального Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» № 67-ФЗ от 12 июня 2002 года под избирательной комиссией понимается коллегиальный орган, формируемый в порядке и сроки, которые установлены законом, организующий и обеспечивающий подготовку и проведение выборов.

Исходя из этого, укажем, что ЦИК является коллегиальным органом, и это не требуется доказывать в силу прямого указания в законе. Именно ЦИК позволяет гражданам отчества реализовать свои права, в том числе избирать и быть избранными в органы (как государственной власти, так и местного самоуправления), гарантированные Конституцией РФ.

Как известно, государственная власть в России осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную [1, ст. 10]. Возникает закономерный вопрос о том, относится ли ЦИК к этим органам власти? Полагаем, что не относится, в подтверждении чего постараемся обосновать свое мнение ниже.

К каждой из указанных ветвей власти относятся государственные органы власти, наряду с которыми существуют так называемые «внесистемные» органы: Центральный банк, Прокуратура, Уполномоченный по правам человека, Счетная палата и Центральная избирательная комиссия. Они не отнесены в нашей стране ни к законодательной, ни к исполнительной, ни к судебной ветви властей, однако у каждой есть собственная конституционная миссия, своя задача. Основной закон нашей страны при формировании значительной части органов, не входящих ни в одну из ветвей власти, предусматривает принцип «двух ключей». Так, в назначении Председателя, заместителя Председателя и аудиторов Счетной палаты участвуют всенародно избранные парламент и Президент. Схожая модель применяется при назначении Генерального прокурора или судей Конституционного Суда. Такой подход служит укреплению системы сдержек и противовесов, поскольку обязывает различные ветви и органы власти действовать согласованно для решения стратегически важных вопросов [9, с. 146].

Безруков А.В. в учебном пособии указывает: «В российской науке к разделению властей существенно изменился подход, согласно которому перечень властей является открытым. В него могут быть включены те или иные государственные органы в систему разделения властей при условии признания таковыми президентской, контрольной, избирательной власти. Однако при классическом понимании принципа разделения властей такой подход вряд ли может быть взят за основу …» [5, с. 228].

Кравцова Е.А. пришла к мнению о том, что «аппарат государства состоит из двух видов органов: органов государственной власти и государственных органов, не имеющих статуса органов государственной власти. Последние, осуществляя властные полномочия, не обладают, в частности, правом принятия правовых актов внешнего действия, распространяющихся на граждан и их объединения» [6, с. 157]. С указанным мнением мы не согласны в части по следующим причинам. Как мы указали ранее, рассматриваемый нами орган не отнесен к органу государственной власти, фактически он является государственным органом, не имеющим статуса органа власти. Вместе с тем, в законе изложено, что решения и иные акты комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов, государственных учреждений, органов местного самоуправления, кандидатов, избирательных объединений, общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей и участников референдума [2, п. 13 ст. 20)]. ЦИК вправе обращаться с представлениями о проведении соответствующих проверок и пресечении нарушений закона в правоохранительные органы, органы исполнительной власти. [3, с. 41]. В этой связи мнение Кравцовой Е.А. о необязательности принимаемых решений государственным органом, не имеющим статуса органа власти, не правильно.

В своей работе Сабаева С.В. приходит к обоснованному мнению о том, что «юридическая природа государственного органа, входящего в политическую систему страны, ориентирована на выполнение прежде всего организующей функции. В зависимости от политической ситуации Комиссия может выступать лишь в качестве органа, технически организующего процесс подготовки к проведению голосования и придания воле народа нормативного (общеобязательного) характера, либо достаточно высокого общественно-государственного органа, способствующего проведению в жизнь демократических стандартов развития государства, способного разрабатывать законопроекты, официально вносить законодательные инициативы и обращаться в Конституционный Суд РФ. Особое место ЦИК в системе государства определяется не иерархической подчиненностью ему других государственных органов, в том числе выборных органов государственной власти, а его компетенцией, характером деятельности, оказывающей существенное влияние на легитимность выборных органов власти». [8, с. 54].

Поскольку полагаем, что ЦИК не относится к органам власти, а является органом, который по большей части занимается организацией проведения выборов, то не согласимся с мнением Кондрашева А.А. Он указал, что «… в Конституции не урегулированы вопросы публичных финансов и собственности; статус институтов гражданского общества (партий, профсоюзов, общественных и религиозных объединений, СМИ); положение таких высших органов власти, как Центральный банк, Центральная избирательная комиссия, Счетная палата, Уполномоченный по правам человека, Совет безопасности, прокуратура …» [7, с. 23].

Обращаясь к зарубежному законодательству, в части закону Франции укажем, что Конституционный совет совмещает функции Конституционного суда и ЦИК. Он осуществляет конституционный контроль только над законами, в то время как оценка конституционности регламентарных актов является задачей другого органа власти - Государственного совета. Кроме того, и функции избирательного органа Конституционный совет несет в отношении не всех выборов, а только применительно к выборам Президента, референдумам, а также рассматривает избирательные споры на выборах в обе палаты Парламента [4, с. 521].

Полагаем, что в Конституции РФ должны быть регламентированы вопросы формирования и полномочия органов, не имеющих статус органов власти, которые, несомненно, играют большую роль в жизни нашего общества и страны в целом, имеют предусмотренные законами функции и полномочия. К примеру, ЦИК принимает решения, к которым не предъявляются требования о публикации. Однако они имеют обязательственную силу для субъектов права, о чем шла речь в данной статье.

Считаем, что в Конституцию следует включить главу, касающуюся ЦИК как органа, который занимается организационной работой, связанной с проведением выборов, референдумов, поскольку без данного органа невозможно будет гражданам реализовать свои избирательные права. В связи с внесением в основной закон нашей страны таких изменений вопрос о статусе такого важного на наш взгляд государственного органа как ЦИК будет разрешен.

 

Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрании законодательства РФ. 04.08.2014. № 31. Ст. 4398. 
2. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» № 67-ФЗ от 12 июня 2002 года (в ред. от 01 июня 2017 года № 104-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 24. Ст. 2253. 
3. Издание Российская хроника Европейского суда. Приложение к «Бюллетеню Европейского суда по правам человека». Специальный выпуск, 2013, № 3. С. 38–65.
4. Авакян С.А. Организация государственной власти в России и зарубежных странах: Учебно-методический комплекс. М.: Юстицинформ. 2014. 692 с.
5. Безруков А.В. Конституционное право России: учебное пособие. – М.: Юстицинформ. 2015. 304 с.
6. Васильев С.А. Государственно-общественные формирования как субъекты конституционно-правовых отношений // Lex russica. 2017. № 1 С. 153–163.
7. Кондрашев А.А. Пробелы в Конституции России: понятие, классификация и отграничение от смежных явлений // Российский юридический журнал. 2014. № 2. С. 20–37.
8. Сабаева С.В. Правовые основы реализации принципа коллегиальности в деятельности Центральной избирательной комиссии Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2014. № 11. С. 51–56.
9. Шахрай С.М. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для академического балакавриата и магистратуры. – М.: Статут. 2017. 624 с.