Правовое положение Центральной избирательной комиссии на территории России
Секция: Юриспруденция
L Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
Правовое положение Центральной избирательной комиссии на территории России
Вообще, на сегодняшний день в России существуют и функционируют избирательные комиссии, комиссии референдума, такие как Центральная избирательная комиссия (далее – ЦИК), избирательные комиссии субъектов, избирательные комиссии муниципальных образований, окружные избирательные комиссии, территориальные (районные, городские и другие) комиссии, участковые комиссии [1, п. 1 ст. 20].
В данной статье рассмотрим вопрос относительно правового положения Центральной избирательной комиссии, без которой не могут быть проведены ни одни выборы, ни один референдум.
Согласно ст. 2 под названием «основные термины и понятия» Федерального Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» № 67-ФЗ от 12 июня 2002 года под избирательной комиссией понимается коллегиальный орган, формируемый в порядке и сроки, которые установлены законом, организующий и обеспечивающий подготовку и проведение выборов.
Исходя из этого, укажем, что ЦИК является коллегиальным органом, и это не требуется доказывать в силу прямого указания в законе. Именно ЦИК позволяет гражданам отчества реализовать свои права, в том числе избирать и быть избранными в органы (как государственной власти, так и местного самоуправления), гарантированные Конституцией РФ.
Как известно, государственная власть в России осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную [1, ст. 10]. Возникает закономерный вопрос о том, относится ли ЦИК к этим органам власти? Полагаем, что не относится, в подтверждении чего постараемся обосновать свое мнение ниже.
К каждой из указанных ветвей власти относятся государственные органы власти, наряду с которыми существуют так называемые «внесистемные» органы: Центральный банк, Прокуратура, Уполномоченный по правам человека, Счетная палата и Центральная избирательная комиссия. Они не отнесены в нашей стране ни к законодательной, ни к исполнительной, ни к судебной ветви властей, однако у каждой есть собственная конституционная миссия, своя задача. Основной закон нашей страны при формировании значительной части органов, не входящих ни в одну из ветвей власти, предусматривает принцип «двух ключей». Так, в назначении Председателя, заместителя Председателя и аудиторов Счетной палаты участвуют всенародно избранные парламент и Президент. Схожая модель применяется при назначении Генерального прокурора или судей Конституционного Суда. Такой подход служит укреплению системы сдержек и противовесов, поскольку обязывает различные ветви и органы власти действовать согласованно для решения стратегически важных вопросов [9, с. 146].
Безруков А.В. в учебном пособии указывает: «В российской науке к разделению властей существенно изменился подход, согласно которому перечень властей является открытым. В него могут быть включены те или иные государственные органы в систему разделения властей при условии признания таковыми президентской, контрольной, избирательной власти. Однако при классическом понимании принципа разделения властей такой подход вряд ли может быть взят за основу …» [5, с. 228].
Кравцова Е.А. пришла к мнению о том, что «аппарат государства состоит из двух видов органов: органов государственной власти и государственных органов, не имеющих статуса органов государственной власти. Последние, осуществляя властные полномочия, не обладают, в частности, правом принятия правовых актов внешнего действия, распространяющихся на граждан и их объединения» [6, с. 157]. С указанным мнением мы не согласны в части по следующим причинам. Как мы указали ранее, рассматриваемый нами орган не отнесен к органу государственной власти, фактически он является государственным органом, не имеющим статуса органа власти. Вместе с тем, в законе изложено, что решения и иные акты комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов, государственных учреждений, органов местного самоуправления, кандидатов, избирательных объединений, общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей и участников референдума [2, п. 13 ст. 20)]. ЦИК вправе обращаться с представлениями о проведении соответствующих проверок и пресечении нарушений закона в правоохранительные органы, органы исполнительной власти. [3, с. 41]. В этой связи мнение Кравцовой Е.А. о необязательности принимаемых решений государственным органом, не имеющим статуса органа власти, не правильно.
В своей работе Сабаева С.В. приходит к обоснованному мнению о том, что «юридическая природа государственного органа, входящего в политическую систему страны, ориентирована на выполнение прежде всего организующей функции. В зависимости от политической ситуации Комиссия может выступать лишь в качестве органа, технически организующего процесс подготовки к проведению голосования и придания воле народа нормативного (общеобязательного) характера, либо достаточно высокого общественно-государственного органа, способствующего проведению в жизнь демократических стандартов развития государства, способного разрабатывать законопроекты, официально вносить законодательные инициативы и обращаться в Конституционный Суд РФ. Особое место ЦИК в системе государства определяется не иерархической подчиненностью ему других государственных органов, в том числе выборных органов государственной власти, а его компетенцией, характером деятельности, оказывающей существенное влияние на легитимность выборных органов власти». [8, с. 54].
Поскольку полагаем, что ЦИК не относится к органам власти, а является органом, который по большей части занимается организацией проведения выборов, то не согласимся с мнением Кондрашева А.А. Он указал, что «… в Конституции не урегулированы вопросы публичных финансов и собственности; статус институтов гражданского общества (партий, профсоюзов, общественных и религиозных объединений, СМИ); положение таких высших органов власти, как Центральный банк, Центральная избирательная комиссия, Счетная палата, Уполномоченный по правам человека, Совет безопасности, прокуратура …» [7, с. 23].
Обращаясь к зарубежному законодательству, в части закону Франции укажем, что Конституционный совет совмещает функции Конституционного суда и ЦИК. Он осуществляет конституционный контроль только над законами, в то время как оценка конституционности регламентарных актов является задачей другого органа власти - Государственного совета. Кроме того, и функции избирательного органа Конституционный совет несет в отношении не всех выборов, а только применительно к выборам Президента, референдумам, а также рассматривает избирательные споры на выборах в обе палаты Парламента [4, с. 521].
Полагаем, что в Конституции РФ должны быть регламентированы вопросы формирования и полномочия органов, не имеющих статус органов власти, которые, несомненно, играют большую роль в жизни нашего общества и страны в целом, имеют предусмотренные законами функции и полномочия. К примеру, ЦИК принимает решения, к которым не предъявляются требования о публикации. Однако они имеют обязательственную силу для субъектов права, о чем шла речь в данной статье.
Считаем, что в Конституцию следует включить главу, касающуюся ЦИК как органа, который занимается организационной работой, связанной с проведением выборов, референдумов, поскольку без данного органа невозможно будет гражданам реализовать свои избирательные права. В связи с внесением в основной закон нашей страны таких изменений вопрос о статусе такого важного на наш взгляд государственного органа как ЦИК будет разрешен.