Статья:

Коллизионное регулирование алиментных обязательств в международных соглашениях

Конференция: XII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Мухоморова М.Ю., Румянцева А.В. Коллизионное регулирование алиментных обязательств в международных соглашениях // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(12). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/1(12).pdf (дата обращения: 27.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Коллизионное регулирование алиментных обязательств в международных соглашениях

Мухоморова Мария Юрьевна
студент, Саратовская государственная юридическая академия, РФ, г. Саратов
Румянцева Анастасия Владимировна
студент, Саратовская государственная юридическая академия, РФ, г. Саратов
Шугурова Ирина Викторовна
научный руководитель, проф., Саратовская государственная юридическая академия, РФ, г. Саратов

 

Алиментные обязательства ввиду их неразрывной связи с личностью, признаются личными семейными имущественными правами. Регулирование семейных отношений всегда сопровождается продиктованными традициями особенностями национальных норм. В связи с этим затрудняется унификация данного права. Однако институт исполнения алиментных обязательств наиболее остро требует единообразного регулирования на международном уровне, так как зачастую затрагивает именно права детей и обусловливает их имущественное положение.

В силу тех самых особенностей семьи как ячейки общества разных государств представляется невозможным приведение к единообразию материальных норм в данной сфере, однако унификации поддаются коллизионные нормы семейного (в частности алиментного) права, что также играет свою важную роль в международном частном праве.

Наиболее распространенными (по числу государств, на территории которых действуют составляющие их нормы) соглашениями, регулирующими алиментные обязательства, являются:

  • Гаагская конвенция о международном взыскании алиментов на детей и других формах содержания семьи от 23 ноября 2007 г. и Протокол о праве, применимом к алиментным обязательствам от 23 ноября 2007 г., дополняющий Конвенцию 2007 г. [3], которые заменили собой Гаагскую конвенцию о праве, применимом к алиментным обязательствам от 2 октября 1973 г. [4]; Гаагскую конвенцию о праве, применимом к алиментным обязательствам в отношении детей от 24 октября 1956 г. [3]; Нью-Йоркскую конвенцию о взыскании алиментов за границей от 20 июня 1956 г. [5] и некоторые другие международные договоры;
  • Минская конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1193 г. [6], которая хотя и прямо не указывает на применимое к алиментным обязательствам право, но играет роль при реализации, например, судебного решения о взыскании алиментов одного государства на территории другого;
  • не малое количество двусторонних договоров.

Стоит отметить, что Россия является участницей лишь Минской конвенции 1993г. Вместе с тем, отечественная коллизионная привязка, закрепленная на национальном уровне, во многом совпадает с привязками, дающимися в вышеперечисленных актах.

Так, ст. 3 Протокола к Гаагской конвенции 2007 г. в качестве генеральной привязки закрепляет право государства обычного места жительства кредитора. Протокол предоставляет государствам право сделать заявление, «что для дел, которые возникают перед их органом, слово "гражданство" в ст. 4 и 6 заменено "постоянным местом жительства" как определенном в том государстве» (ст. 9). Таким образом, как отмечается в научной литературе, при присоединении к Протоколу проблема несоответствия его норм и норм национального права может быть снята путем заявления [1].

Данная привязка соответствует положениям предыдущих актов: в Конвенции 1956 г. вопросы алиментных обязательств решаются правом стороны обычного места жительства ребенка, который по данному соглашению и является кредитором.

Согласно Гаагской конвенции 1973 г., которая охватывает более широкий субъектный круг алиментных обязательств, право государства обычного места жительства лица, обязанного выплачивать алименты, является основной привязкой.

Анализ Раздела VII Семейного кодекса Российской Федерации [9] позволяет сделать вывод о том, что, как правило, личные семейные имущественные отношения, в том числе возникающие по поводу алиментов,  осложненные иностранным элементом, подлежат регулированию правом государства совместного проживания субъектов этих отношений.

Генеральной привязкой для правоотношений по поводу алиментов согласно Минской конвенции 1993 г. также выступает закон домицилия.

Когда алименты выплачиваются ребенку, правоотношения определяются по законодательству стороны, на территории которой постоянно проживают дети. Если же алиментные обязательства возникают у совершеннолетних детей, то по законодательству государства, на территории которой имеет местожительство лицо, претендующее на получение алиментов.

Особое внимание в международном праве уделяется проблеме признания и реализации решения иностранного суда о взыскании алиментов на территории другого государства. На постсоветской территории этот вопрос разрешается той же Минской конвенцией 1993 г., согласно которой каждая из договаривающихся сторон признает и исполняет вынесенные на территории других договаривающихся сторон решения учреждений юстиции, в том числе, по семейным делам, включая утвержденные судом мировые соглашения и нотариальные акты в отношении денежных обязательств.

Согласно ст. 30 Гаагской конвенции 2007 г. соглашение об алиментах, заключенное в одном из государств-участниц, подлежит признанию и исполнению, при условии, что оно исполнимо как решение в государстве, где оно было принято (то есть имеет юридическую силу).

Что касается Российской Федерации, то в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2013 г. разъяснено, что иностранное судебное решение о выплате алиментов на содержание несовершеннолетнего ребенка и об их размере, хотя и не прошедшее процедуру признания на территории России, не может служить основанием для отказа в удовлетворении исковых требований о взыскании алиментов [8].

На основании приведенных актов и содержащихся в них норм можно сделать вывод о том, что анализируемый нами вопрос подробно урегулирован в международном частном праве, благодаря чему в научной литературе даже существует термин «международное алиментное право» [7]

Хотя в науке бытует мнение о том, что данное регулирование недостаточно и оно неэффективно [10] мы хотим указать на то, что участие России в существующих международных соглашениях по поводу алиментов могло бы стать определенно весомым шагом на пути регулирования алиментных правоотношений и, в частности, признания и эффективного исполнения отечественных решений по поводу алиментов на территории иных государств и наоборот.

Более того обязанность России принимать участие в международных конвенциях о взыскании алиментов прямо вытекает из ее присоединения к Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 г.

Нетрудно понять, почему СССР не участвовал в семейных конвенциях.

Однако при сложившихся сегодня условиях для России целесообразней участвовать в конвенциях, способствующих получению алиментов за границей, в чем она может брать пример со стран СНГ, участвующих в таких конвенциях. Так, в Гаагской конвенции 2007 г., например, участвуют  Казахстан и Беларусь.

 

Список литературы:
1. Галенская Л.Н. Взыскание алиментов за границей (о возможности присоединения России к Конвенции 2007 г. «О международном порядке взыскания алиментов на детей и других формах содержания семьи») // Журнал международного частного права. 2009. № 1. С. 3-16.  
2. Конвенция о международном порядке взыскания алиментов на детей и других формах содержания семьи (заключена в г. Гааге 23.11.2007) //  СПС КонсультантПлюс
3. Конвенция о признании и приведении в исполнение решений, касающихся алиментных обязательств (заключена в г. Гааге 02.10.1973 (с изм. от 23.11.2007) // СПС КонсультантПлюс
4. Конвенция о праве, применимом к алиментным обязательствам в отношении детей (заключена в г. Гааге 24.10.1956 (с изм. от 23.11.2007) // СПС КонсультантПлюс
5. Конвенция о взыскании за границей алиментов (заключена в г. Нью-Йорке 20.06.1956 (с изм. от 23.11.2007) // Международное частное право. Сборник документов. М.: БЕК, 1997. С. 659 - 664.
6. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (заключена в г. Минске 22.01.1993 (с изм. от 28.03.1997) // СЗ РФ, 24.04.1995, N 17, ст. 1472.
7. Кох Х., Магнус У., Винклер фон Моренфельс П. Международное частное право и сравнительное правоведение. М., 2001. С. 84.
8. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2013 года (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 03.07.2013) // "Бюллетень Верховного Суда РФ", 2013, N 10.
9. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // СЗ РФ, 01.01.1996, N 1, ст. 16.
10. Хверость Т.Ю. Проблемные вопросы принудительного взыскания алиментов с должников, находящихся на территории иностранных государств // Практика исполнительного производства. 2012. N 6. С. 37 - 48.