Статья:

Марксистская теория государства и права

Конференция: V Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Иванов А.Е. Марксистская теория государства и права // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. V междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(5). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/5(5).pdf (дата обращения: 14.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Марксистская теория государства и права

Иванов Александр Евгеньевич
студент, Саратовская государственная юридическая академия, РФ, г. Саратов
Полуда Оксана Николаевна
научный руководитель, канд. юрид. наук, доцент, Саратовская государственная юридическая академия, РФ, г. Саратов

 

Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895) – учредители революционной теории социализма и коммунизма. Карл Маркс стал, безусловно, наиболее влиятельным в Новое время теоретиком революций [1, с. 8].

Карл Генрих Маркс уже в юности интересовался перечнем проблем конкретного понимания процесса отграничения государства от гражданского общества. Он анализирует смысл государственного бюрократизма, его место и роль в общественно-политической жизни. В 1842-1843 годах Маркс работал в газете «Rheinische Zeitung», где, будучи журналистом и редактором, не боялся критиковать правительство. После закрытия газеты заинтересовался политической экономией. Женившись на Дженни Вестафлен, переехал в Париж. Затем в жизни Карла Маркса происходит знакомство с Энгельсом. После этого Маркс жил в Брюсселе, Кельне, Лондоне. В 1864 году им была создана «Международная рабочая ассоциация».

Энгельс Фридрих (1820-1895 гг.) – немецкий мыслитель и общественный деятель, один из основоположников марксизма. Родился в городе Бармен (ныне Вупперталъ, Германия) в семье фабриканта. В 1841-1842 гг., отбывая воинскую повинность в Берлине, посещал университет. В 1842 г. переехал в Манчестер (Великобритания), где работал в конторе фабрики; сотрудничал с «Рейнской газетой». Встреча с Марксом в Париже в 1844 г. стала стартом в развитии их дружбы. Энгельс активно участвовал в организации и деятельности Союза коммунистов, вместе с Марксом написал программу Союза – «Манифест Коммунистической партии».

Их теория доказывала необходимость революционного слома буржуазной государственной машины. Марксистская теория права подразумевает, что право – выражение и закрепление экономически господствующего класса, продукт классового общества и носит классовый характер.

Теория государства по Марксу. Возникновение государства сопоставляли с естественным появление семьи, последующим разделением общества на классы, создание экономически привилегированного класса, который формируется органами управления и насилия и появление классов.

Государство по Марксу – это временное явление, которое сгинет, если исчезнут классы. Оно возникает с появлением частной собственности, разделением общества на классы.

Минусы идеологии марксизма:

- отчуждение человека от собственности;

- результат труда (людям перестает что либо принадлежать);

- нет своей собственности (нет заинтересованности в труде: все общее, а ведь люди, в основном, относятся бережно только к своему);

- власть (люди не могли голосовать, допускалось до голосования 1% населения, и голосовала в основном элита).

Плюсы идеологии:

- все сословия равны;

- работают на общее благо, все счастливы и довольны, живут в достатке;

- всех людей обеспечивает государство, люди живут одной идеологией;

- у людей появляется (выборный) по теории Маркса лидер, которого они любят.

Маркс был словно превосходный врач в эпоху зарождения медицины. Он мог познать природу заболевания, но не знал, как его исцелить. Для того чтобы его теория действовала, все должны быть марксистами. Маркс говорил: «До сего времени философы только интерпретировали мир по-разному, но смысл в том, чтоб изменить его».

Надо полагать, что коммунизм – это утопия.

  • Ведь его основной критерий заключался в отсутствии частной собственности;
  • В том, чтобы каждый человек был свободен;
  • Каждый мог производить по способностям, а получать по потребностям;
  • Люди разные и невозможно подчинить всех одному и тому же строю.

Маркс уверенно считал, что такая коммунистическая утопия не просто возможна, но и неотвратима.

В противовес Ф. Гегелю, К. Маркс утверждал, что миром и его изменением движет не противоречие идей, а противоречия, вытекающие из нашего отношения к материальным благам. Он писал: «если я выращу репу, вложу в нее свои труды и усилия... ее продадут кому-то другому, а за репу я получу зарплату. И стану столь же похожим на потребительский товар, как и то, что я произвел. Таким образом, я отделен от своего труда, я отделен от себя».

К. Маркс думал, что капитализм превращает людей во врагов. Как ни говорят, работодатель платит больше тому, кто работает эффективнее. Таким образом, люди не хотят помогать друг другу, а хотят обогнать и втоптать в грязь кого-то другого.

Следует признать, что невозможно построить коммунизм в обществе, живущем по законам эгоизма. Насильственное внедрение принципов всеобщей любви и братства, отсутствующих в природе человека, приводят к насилию и террору. Данная теория надолго вошла в умы людей. А в некоторых странах и остается до сих пор идеологией многих. Целые поколения сменяли друг друга в попытках построить «тот самый» коммунизм. Особенно сильно это отразилось на нашей стране. В роковой семнадцатый год свершился тотальный переворот власти, случилась необходимая для становления коммунизма социалистическая революция пролетариата. Это послужило фундаментом для начала строительства новой государственной системы, доселе невиданной по своим масштабам и перспективам. Уставшие от гнета и происков буржуазии (капиталистов), люди вышли на улицы и взяли все в свои руки. Но, к сожалению (или же к счастью), нам не удалось построить коммунизм. Он так и остался утопией для многих.

Исторически сложилось, что люди отклонились от заданного марксизмом пути. Еще Маркс и Энгельс в свое время подвергли критике опубликованную в издании общества «Народная расправа» статью «Главные основы будущего общественного строя». В ней говорилось о том, что в новых порядках производственная, коллективистская и личная жизнь людей станет центром самого тщательного регулирования. Что при новых порядках «стремление каждого будет производить для общества как можно более и потреблять как можно меньше: в этом сознании своей пользы для общества будет заключаться вся гордость, все честолюбие тогдашних деятелей».

В ответ на это высказывание Маркс и Энгельс точно подмечают буквально в двух словах. То, как можно охарактеризовать как суть модели «главных основ будущего общественного строя» – «казарменный коммунизм». И ведь это абсолютно верно было подмечено! Там есть все, что нужно для «казарменного коммунизма»: общие столовые и спальни, оценщики и конторы, регламентирующие воспитание, производство, потребление, словом, всю общественную жизнь, во главе которой будет находиться в качестве высшего руководителя, безымянный и никому не известный «наш комитет». Несомненно, это чистейший антиавторитаризм!

И действительно. Отголоски казарменного коммунизма проявляются во всех сферах жизни советского человека. Не доходя, конечно, до абсурда с общими спальнями и комитетами... Но так или иначе, прослеживаются.

Проблема стоит не только в том, что для реализации коммунизма необходимо было в первую очередь менять сознание людей, а в том, что вероятность возникновения именно подобного казарменного коммунизма была заложена самим Марксом. Дело в том, что после изучения его работ остается неясным, как именно удастся избежать подобной судьбы. Ведь если пролетарии истребят мир частной собственности, если в ходе коммунистической революции те, кому в ней нечего терять, кроме своих цепей, насильственно разрушат весь существующий общественный строй, то остается важный вопрос. Ведь создатели «научного социализма» не предусмотрели конституирования в постбуржуазном обществе правового государства, отвергли принцип разделения властей, ведь не было сказано о сохранении политического и идеологического плюрализма.

Ряд конкретных событий в экономике и в общественной жизни Западной Европы первой половины XIX века, неординарно преломившись в сознании марксистов, в конечном счете предрешил их идеологическую позицию . Эта точка зрения диктовала своеобразность подхода Маркса и Энгельса к рождению того постулата социального знания, который должен был образовать собственно теоретический фундамент революционной пролетарской идеологии.

Они — как того требовала логика первоначального дела — обращали свое внимание на «мыслительный материал», накопленный историей европейской духовной культуры. Их основное внимание в этом «материале», без всяких сомнений, было приковано к положениям, прямо либо косвенно способным работать на эту идеологию, обогащать и легитимировать ее.

Маркс и Энгельс вовсе не утаивали факта преемственности конкретных собственных суждений о будущем посткапиталистическом обществе, о возможностях перехода к нему со своими взглядами социалистических представлений.

В конце концов, они обещали в будущем преодоление «узкого горизонта буржуазного права», но, к сожалению, горизонты какого-либо другого права не обозначили.

 

Список литературы:
1. Никонов, В.А. Крушение России. 1917 / В.А. Никонов. – М., издат. АСТ, 2016. – 698 с. 
2. Нерсесянц, В.С. История политических и правовых учений: учеб. / В.С. Нерсесянц. – М.: Норма: Инфра-М, 2012. – 704 с. 
3. Маркс, К. Сочинения (2 издание) 4 том / К. Маркс, Ф. Энгельс. – М.: Издательство политической культуры,1995. – 638 с.