Статья:

Понятие и признаки специальных знаний в уголовном судопроизводстве

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(112)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Яшков А.В. Понятие и признаки специальных знаний в уголовном судопроизводстве // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 19(112). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/112/71804 (дата обращения: 24.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Понятие и признаки специальных знаний в уголовном судопроизводстве

Яшков Андрей Владимирович
магистрант, Оренбургский государственный университет, РФ, г. Оренбург

 

Институт специальных знаний является неотъемлемой частью уголовного процесса. Они могут применяться на всех этапах уголовного производства. В уголовно-процессуальном законодательстве не содержится определение термина «специальные знания». В действующем УПК РФ термин «специальные знания» чаще всего применяется вместе с терминами «специалист», «эксперт».

В юридической литературе также нет единого подхода к определению содержания понятия специальных знаний. А.А. Эйсман под специальными знаниями понимает не общеизвестные и не общедоступные знания, которыми обладает ограниченный круг специалистов. В.М.Галкин определяет специальные знания, как результаты познания, приобретенные в ходе получения специального образования или профессионального опыта. Некоторые ученые в своих определениях подчеркивают уголовно-процессуальную специфику применения данных знаний. Так, И.Н.Сорокотягин писал, что специальные знания в уголовно-процессуальном значении – это совокупность знаний в  технике, искусстве и науке, полученные в результате профессиональной подготовки и применяемые для получения доказательственной информации.

Многие авторы рассматривают специальные знания как систему знаний, приобретенных в результате научной и практической деятельности в разных отраслях права и зафиксированные в научной литературе, а специальные познания – как знания, полученные определенными лицами в результате теоритического и практического обучения, при котором они приобрели необходимые навыки для ее осуществления.

Остается спорным вопрос включать практические навыки в структуру специальных знаний или не выделять в качестве составного элемента. На мой взгляд, что практические навыки, полученные в ходе профессионального обучения должны входить  в состав специальных знаний.

Форма, цели использования и область использования информации позволяют считать знания специальными.

Специальными знаниями не являются знания в области права, связанные  с уголовно-правовой оценкой фактических обстоятельств уголовного дела и с решением вопроса процессуального характера (т. е. знания в области уголовного права и уголовного процесса), а все иные правовые знания могут относиться к специальным.

В ходе анализа юридической литературы я выделил следующие признаки специальных знаний.

  1. Специальные знания не являются общедоступными и общеизвестными. Обладатели данных знаний получили необходимое образование, профессиональную подготовку и имеют опыт работы в соответствующей области. Не относятся к специальным знаниям общеизвестные факты и события, поскольку они очевидны и понятны всем. Соотношение специальных и общеизвестных знаний по своей природе изменчиво, зависит от уровня развития социума и степени интегрированности научных знаний в повседневную жизнь человека. Отнесение знаний к общеизвестным зависит от образовательного и интеллектуального уровня субъекта, его жизненного и профессионального опыта. На мой взгляд, решающее слово в отнесении знаний к числу общедоступных на следствии принадлежит по конкретному делу следователю, а в последующих стадиях судопроизводства – суду.
  2. Цель использования специальных знаний – это достижение целей уголовного судопроизводства, то есть обеспечения обнаружения, фиксации, исследования и оценки доказательств, необходимых для раскрытия, расследования и рассмотрения уголовного дела.
  3. Отнесение специальных знаний к какой-либо отрасли – науке, искусству, технике или ремеслу. Статья 78 УПК РСФСР, в отличие от действующего УПК РФ, конкретно определяла: «специальные познания в науке, технике, искусстве или ремесле». Большинство ученых: А.А. Эйсман, И.Н. Сорокотягин, В.И. Шиканов, Р.С. Белкин, Ю.Г. Корухов, Ю.К. Орлов, Е.Р. Россинская, Т.В. Аверьянова принимают данное определение, разделяя специальные знания на виды: знания в области науки, техники, искусства и ремесла.  На мой взгляд, классификация на данные виды позволяет определить источник получения специальных знаний.

На основании изложенного, я разделяю точку зрения Л.В.Лазаревой, которая предлагает под специальными знаниями в уголовном судопроизводстве понимать знания в различных областях науке, в том числе права, техники, ремесла, искусства, профессиональный опыт, полученные навыки и умения, используемые сторонами (обвинения и защиты), а также судом в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу в порядке, установленном УПК РФ.

На мой взгляд, определение специальных знаний имеет принципиальное значение, споры о содержании данного понятия не разрешены без внесений изменений в действующий Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.

 

Список литературы:
1. Лазарева Л.В. Специальные знания и их применение в доказывании по уголовному делу. М., 2009. [c. 9]
2. Сорокотягин И.Н. Специальные познания в расследовании преступлений. Свердловск, 1984. [c.5]