ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Конференция: CCC Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Юриспруденция
лауреатов
участников
лауреатов


участников



CCC Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Современное общество сталкивается с серьезными экологическими проблемами, которые требуют комплексного подхода и активного участия бизнеса. Экологическое предпринимательство, как новая форма ведения бизнеса, направлена на создание устойчивых решений, способствующих охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов. Однако успешное развитие таких инициатив невозможно без четкой правовой базы, которая будет поддерживать и стимулировать экологически чистые технологии и практики.
Экологическое предпринимательство – это вид предпринимательской деятельности, который предполагает использование всех имеющихся средств для снижения и устранения экологически негативных последствий деятельности предприятия и приводит к достижению особо экологичных производственных практик [1, с. 359].
Наумов А.А. определяет экологическое предпринимательство как форму деятельности, удовлетворяющую эколого-экономические потребности через продукцию с экологической полезностью. Черняховский Э.Р. утверждает, что такая деятельность является частью общего предпринимательства и должна соответствовать принципам рыночной экономики, обеспечивая устойчивую прибыль. Яндыганов Я.Я. добавляет, что экологическое предпринимательство требует личной ответственности и нацелено на коммерческую прибыль при использовании и охране природных ресурсов [2, с. 68].
По мнению А.В. Баркова и Я.С. Гришина, определяющими факторами, лежащими в основе формирования понятия экологического предпринимательства, выступают цель (охрана окружающей среды) и объект такой деятельности (природная среда, природные объекты). Относительно цели осуществления экологической предпринимательской деятельности было отмечено, что для экологического предпринимательства характерна социально-экологическая ориентация предпринимательской деятельности на решение конкретных экологических проблем, при которой цель извлечения прибыли вторична, а достижение социально-экологического эффекта является обязанностью субъекта экологического предпринимательства, но не правом [3, c.122].
В настоящее время ни на международном, ни на отечественном уровне не определены чёткие единые критерии, состав продукции, работ, услуг природоохранного назначения по видам, а также не разработана их классификация. Они не выделяются отдельными позициями в статистике как экологическое предпринимательство, экологический вид деятельности.
Субъектами экологического предпринимательства являются юридические лица, физические лица без создания юридического лица и другие предусмотренные законодательством субъекты, занимающиеся производством и услугами в этой сфере. Основные виды экологического предпринимательства включают:
- разработку программных средств для охраны окружающей среды;
- услуги по добыванию, продаже и хранению зоологических и ботанических коллекций;
-
экологический аудит предприятий-природопользователей;
наладку и эксплуатацию природоохранного оборудования; -
оценку экологической безопасности материалов и технологий;
торговлю квотами на выбросы вредных веществ [4, c.4].
Анализ экологического законодательства позволяет сделать вывод об отсутствии норм, специально посвященных правам юридических лиц как субъектов экологического права. В данном случае следует согласиться с М. И. Васильевой, которая указывает, что ведение своей хозяйственной и иной деятельности является основным и практически единственным правом субъекта хозяйствования, которое связано достаточно жесткими условиями, ограничениями и запретами [5, c.11-12].
На данный момент в Республике Беларусь существует множество проблем, связанных с ведением экологического и социального предпринимательства. Важнейшими препятствиями является отсутствие признания экологического предпринимательства в качестве обособленного объекта правового регулирования, его слабая теоретическая разработка в отечественной юридической науке, отсутствие необходимых комфортных условий для развития экологического предпринимательства, отсутствие экологической ориентации предпринимателей, отсутствие спроса и сравнительно высокие цены на соответствующие товары и услуги, что не дает возможности для расширения рынка сбыта. Несмотря на то, что объект экологического предпринимательства достаточно широко рассматривается в белорусской практике, его термин не нашел закрепления в «Законе об охране окружающей среде» [6].
Основная проблема института экологического предпринимательства заключается в большом теоретическом многообразии и отсутствии какого-либо единства существующих взглядов и воззрений отдельных исследователей. Ситуацию усугубляет и тот факт, что указанный институт находится в сфере внимания сразу нескольких отраслей права, выработавших и применяющих свою терминологию: «хозяйственная и (или) иная деятельность, осуществляемая в целях охраны окружающей среды» в экологическом праве, «экологически ориентированное предпринимательство», «зеленое предпринимательство», «экологический бизнес», «экологические товары и услуги» в гражданском и предпринимательском праве и т. д. [7, c. 17]
Как выше указывалось, недостаточное закрепление в законодательстве имеет ряд существенных минусов. Поскольку в законодательстве не изложены основные характеристики и принципы экологического предпринимательства, компании могут иметь различное понимание этого концепта. Отсутствие четкого определения создает пространство для различных интерпретаций термина, что приводит к несоответствию в понимании экологического предпринимательства как среди бизнеса, так и среди государственных органов. Это создает сложности для предпринимателей: они не уверены в том, какие виды деятельности можно классифицировать как экологически устойчивые и какие из них могут быть поддержаны государством.
Стоит отметить, что без четкого понимания термина «экологическое предпринимательство», предприятия могут быть менее мотивированы к внедрению экологически чистых технологий и производственных методов. Данное обстоятельство приводит к застою в развитии инновационных решений и технологий, направленных на защиту окружающей среды.
Отсутствие четкого определения может также привести к неэффективному распределению ресурсов. Например, государственные субсидии или гранты могут выделяться компаниям, чья деятельность на самом деле не соответствует критериям экологического предпринимательства, в то время как истинно зеленые инициативы остаются без поддержки.
В мире финансов риск является неизбежным, особенно когда речь идет о новых экологических инициативах. Инвесторы, как правило, стремятся минимизировать риски, связанные с вложением средств. Непостоянство правового статуса экологических инициатив затрудняет проведение детальной оценки рисков инвестиций. Следовательно, без наличия четкой правовой базы у кредитных организаций может отсутствовать уверенность в том, что финансируемый проект будет соответствовать требованиям законодательства, включая охрану окружающей среды, соблюдение норм экологической безопасности и обязательные экологические отчеты.
Современное экологическое регулирование позволяет каждой организации самостоятельно устанавливать внутренние критерии оценки своей деятельности с точки зрения соблюдения экологической безопасности. Это подразумевает существование широкого спектра подходов и методик, которые могут существенно отличаться, что создает значительные трудности в создании единой системы отчетности и мониторинга в данной области.
В случае выявления фактов недобросовестного использования термина «экологическое предпринимательство» со стороны организаций, у населения может возникнуть обоснованное недоверие не только к конкретным компаниям, но и к экологической политике в целом. Нечеткая регламентация термина также может привести к снижению интереса потребителей к экологически чистым продуктам и услугам, а также к поддержке компаний, осуществляющих подобные практики.
По мнению С.В. Злобина, легализация экологического предпринимательства целесообразна отдельным специальным законом. При этом ориентиром следует считать, рекомендованный государствам-участникам СНГ на пятнадцатом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи (Постановление № 15-6 от 13 июня 2002 г.), Модельный закон об основах экологического предпринимательства [8, с. 8].
В ряде стран, включая Германию и Нидерланды, термин «экологическое предпринимательство» получил отражение в законодательных актах. Это является значимым шагом в направлении унификации и формализации данного понятия, что способствует оформлению данного термина и служит основой для его дальнейшего распространения и внедрения в практическую деятельность субъектов предпринимательства. Ориентиром в определении экологического предпринимательства, прошедшим эволюцию в зарубежных правопорядках, могут выступать специальные законы: французский «О социальной и солидарной экономике»; испанский и португальский «О социальной экономике»; греческий «О социальной экономике и социальном предпринимательстве»; словенский «О социальном предпринимательстве», в которых определяются тенденции на социализацию и экологизацию экономики и права этих стран [9,c.34].
Чтобы урегулировать правовые вопросы экологического предпринимательства необходимо законодательное закрепление специального правового режима данного термина: его видов и порядка установления, правового статуса субъектов, экономико-правового механизма осуществления (финансирования, налогообложения, кредитования, субсидирования, ценообразования, государственного заказа), средств и форм государственного регулирования, ответственности. Правовое регулирование этой сферы обеспечивается межотраслевым воздействием частного и публичного инструментариев, специфику которых определяют нормы гражданского, экологического права и других отраслей.
Для дальнейшего развития и повышения эффективности работы экологического бизнеса следует предпринимать шаги для совершенствования законодательства в этой области и разработки детальной теоретической базы. Применение и интеграция передовых международных правовых норм и практик в нормативно-правовую базу Республики Беларусь позволит существенно повысить качество и эффективность национального законодательства, обеспечив при этом создание благоприятных условий для развития устойчивого и конкурентоспособного бизнеса на территории страны, что в конечном итоге будет способствовать укреплению экономической стабильности и правовой защищённости субъектов хозяйственной деятельности. Учитывая значимость экологического предпринимательства для развития национальной экономики, представляется необходимым разработать и внедрить комплексный и системный подход, предусматривающий целенаправленное инвестирование, совершенствование образовательных программ и активное стимулирование научных исследований в данной сфере, что обеспечит интеграцию экологического предпринимательства в экономическую систему страны в качестве её фундаментального компонента. Такая деятельность не только станет способствовать сохранению, восстановлению и рациональному использованию окружающей среды и природных ресурсов, но и будет значительным потенциалом для обеспечения экономической выгоды и повышения конкурентоспособности субъектов хозяйствования на внутреннем и международном рынках.
