Статья:

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Конференция: CCC Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Левицких Е.А., Савчиц А.С. ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCC междунар. студ. науч.-практ. конф. № 21(300). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/21(300).pdf (дата обращения: 29.06.2025)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Левицких Екатерина Александровна
студент, Белорусский государственный экономический университет, РБ, г. Минск
Савчиц Анна Сергеевна
студент, Белорусский государственный экономический университет, РБ, г. Минск
Манкевич Ирина Петровна
научный руководитель, канд. юрид. наук, доцент, Белорусский государственный экономический университет, РБ, г. Минск

 

Современное общество сталкивается с серьезными экологическими проблемами, которые требуют комплексного подхода и активного участия бизнеса. Экологическое предпринимательство, как новая форма ведения бизнеса, направлена на создание устойчивых решений, способствующих охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов. Однако успешное развитие таких инициатив невозможно без четкой правовой базы, которая будет поддерживать и стимулировать экологически чистые технологии и практики.

Экологическое предпринимательство – это вид предпринимательской деятельности, который предполагает использование всех имеющихся средств для снижения и устранения экологически негативных последствий деятельности предприятия и приводит к достижению особо экологичных производственных практик [1, с. 359].

Наумов А.А. определяет экологическое предпринимательство как форму деятельности, удовлетворяющую эколого-экономические потребности через продукцию с экологической полезностью. Черняховский Э.Р. утверждает, что такая деятельность является частью общего предпринимательства и должна соответствовать принципам рыночной экономики, обеспечивая устойчивую прибыль. Яндыганов Я.Я. добавляет, что экологическое предпринимательство требует личной ответственности и нацелено на коммерческую прибыль при использовании и охране природных ресурсов [2, с. 68].

По мнению А.В. Баркова и Я.С. Гришина, определяющими факторами, лежащими в основе формирования понятия экологического предпринимательства, выступают цель (охрана окружающей среды) и объект такой деятельности (природная среда, природные объекты). Относительно цели осуществления экологической предпринимательской деятельности было отмечено, что для экологического предпринимательства характерна социально-экологическая ориентация предпринимательской деятельности на решение конкретных экологических проблем, при которой цель извлечения прибыли вторична, а достижение социально-экологического эффекта является обязанностью субъекта экологического предпринимательства, но не правом [3, c.122].

В настоящее время ни на международном, ни на отечественном уровне не определены чёткие единые критерии, состав продукции, работ, услуг природоохранного назначения по видам, а также не разработана их классификация. Они не выделяются отдельными позициями в статистике как экологическое предпринимательство, экологический вид деятельности.

Субъектами экологического предпринимательства являются юридические лица, физические лица без создания юридического лица и другие предусмотренные законодательством субъекты, занимающиеся производством и услугами в этой сфере. Основные виды экологического предпринимательства включают:

  1. разработку программных средств для охраны окружающей среды;
  2. услуги по добыванию, продаже и хранению зоологических и ботанических коллекций;
  3. экологический аудит предприятий-природопользователей;
    наладку и эксплуатацию природоохранного оборудования;
  4. оценку экологической безопасности материалов и технологий;
    торговлю квотами на выбросы вредных веществ [4, c.4].

Анализ экологического законодательства позволяет сделать вывод об отсутствии норм, специально посвященных правам юридических лиц как субъектов экологического права. В данном случае следует согласиться с М. И. Васильевой, которая указывает, что ведение своей хозяйственной и иной деятельности является основным и практически единственным правом субъекта хозяйствования, которое связано достаточно жесткими условиями, ограничениями и запретами [5, c.11-12].

На данный момент в Республике Беларусь существует множество проблем, связанных с ведением экологического и социального предпринимательства. Важнейшими препятствиями  является отсутствие признания экологического предпринимательства в качестве обособленного объекта правового регулирования, его слабая теоретическая разработка в отечественной юридической науке, отсутствие необходимых комфортных условий для развития экологического предпринимательства, отсутствие экологической ориентации предпринимателей, отсутствие спроса и сравнительно высокие цены на соответствующие товары и услуги, что не дает возможности для расширения рынка сбыта. Несмотря на то, что объект экологического предпринимательства достаточно широко рассматривается в белорусской практике, его термин не нашел закрепления в «Законе об охране окружающей среде» [6].

Основная проблема института экологического предпринимательства заключается в большом теоретическом многообразии и отсутствии какого-либо единства существующих взглядов и воззрений отдельных исследователей. Ситуацию усугубляет и тот факт, что указанный институт находится в сфере внимания сразу нескольких отраслей права, выработавших  и применяющих свою терминологию: «хозяйственная и (или) иная деятельность, осуществляемая в целях охраны окружающей среды» в экологическом праве, «экологически ориентированное предпринимательство», «зеленое предпринимательство», «экологический бизнес», «экологические товары и услуги» в гражданском и предпринимательском праве и т. д. [7, c. 17]

Как выше указывалось, недостаточное закрепление в законодательстве имеет ряд существенных минусов. Поскольку в законодательстве не изложены основные характеристики и принципы экологического предпринимательства, компании могут иметь различное понимание этого концепта. Отсутствие четкого определения создает пространство для различных интерпретаций термина, что приводит к несоответствию в понимании экологического предпринимательства как среди бизнеса, так и среди государственных органов. Это создает сложности для предпринимателей: они не уверены в том, какие виды деятельности можно классифицировать как экологически устойчивые и какие из них могут быть поддержаны государством.

Стоит отметить, что без четкого понимания термина «экологическое предпринимательство», предприятия могут быть менее мотивированы к внедрению экологически чистых технологий и производственных методов. Данное обстоятельство приводит к застою в развитии инновационных решений и технологий, направленных на защиту окружающей среды.

Отсутствие четкого определения может также привести к неэффективному распределению ресурсов. Например, государственные субсидии или гранты могут выделяться компаниям, чья деятельность на самом деле не соответствует критериям экологического предпринимательства, в то время как истинно зеленые инициативы остаются без поддержки.

В мире финансов риск является неизбежным, особенно когда речь идет о новых экологических инициативах. Инвесторы, как правило, стремятся минимизировать риски, связанные с вложением средств. Непостоянство правового статуса экологических инициатив затрудняет проведение детальной оценки рисков инвестиций. Следовательно, без наличия четкой правовой базы у кредитных организаций может отсутствовать уверенность в том, что финансируемый проект будет соответствовать требованиям законодательства, включая охрану окружающей среды, соблюдение норм экологической безопасности и обязательные экологические отчеты.

Современное экологическое регулирование позволяет каждой организации самостоятельно устанавливать внутренние критерии оценки своей деятельности с точки зрения соблюдения экологической безопасности. Это подразумевает существование широкого спектра подходов и методик, которые могут существенно отличаться, что создает значительные трудности в создании единой системы отчетности и мониторинга в данной области.

В случае выявления фактов недобросовестного использования термина «экологическое предпринимательство» со стороны организаций, у населения может возникнуть обоснованное недоверие не только к конкретным компаниям, но и к экологической политике в целом. Нечеткая регламентация термина также может привести к снижению интереса потребителей к экологически чистым продуктам и услугам, а также к поддержке компаний, осуществляющих подобные практики.

По мнению С.В. Злобина, легализация экологического предпринимательства целесообразна отдельным специальным законом. При этом ориентиром следует считать, рекомендованный государствам-участникам СНГ на пятнадцатом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи (Постановление № 15-6 от 13 июня 2002 г.), Модельный закон об основах экологического предпринимательства [8, с. 8].

В ряде стран, включая Германию и Нидерланды, термин «экологическое предпринимательство» получил отражение в законодательных актах. Это является значимым шагом в направлении унификации и формализации данного понятия, что способствует оформлению данного термина и служит основой для его дальнейшего распространения и внедрения в практическую деятельность субъектов предпринимательства. Ориентиром в определении экологического предпринимательства, прошедшим эволюцию в зарубежных правопорядках, могут выступать специальные законы: французский «О социальной и солидарной экономике»; испанский и португальский «О социальной экономике»; греческий «О социальной экономике и социальном предпринимательстве»; словенский «О социальном предпринимательстве», в которых определяются тенденции на социализацию и экологизацию экономики и права этих стран [9,c.34].

Чтобы урегулировать правовые вопросы экологического предпринимательства необходимо законодательное закрепление специального правового режима данного термина: его видов и порядка установления, правового статуса субъектов, экономико-правового механизма осуществления (финансирования, налогообложения, кредитования, субсидирования, ценообразования, государственного заказа), средств и форм государственного регулирования, ответственности. Правовое регулирование этой сферы обеспечивается межотраслевым воздействием частного и публичного инструментариев, специфику которых определяют нормы гражданского, экологического права и других отраслей.

Для дальнейшего развития и повышения эффективности работы экологического бизнеса следует предпринимать шаги для совершенствования законодательства в этой области и разработки детальной теоретической базы. Применение и интеграция передовых международных правовых норм и практик в нормативно-правовую базу Республики Беларусь позволит существенно повысить качество и эффективность национального законодательства, обеспечив при этом создание благоприятных условий для развития устойчивого и конкурентоспособного бизнеса на территории страны, что в конечном итоге будет способствовать укреплению экономической стабильности и правовой защищённости субъектов хозяйственной деятельности. Учитывая значимость экологического предпринимательства для развития национальной экономики, представляется необходимым разработать и внедрить комплексный и системный подход, предусматривающий целенаправленное инвестирование, совершенствование образовательных программ и активное стимулирование научных исследований в данной сфере, что обеспечит интеграцию экологического предпринимательства в экономическую систему страны в качестве её фундаментального компонента. Такая деятельность не только станет способствовать сохранению, восстановлению и рациональному использованию окружающей среды и природных ресурсов, но и будет значительным потенциалом для обеспечения экономической выгоды и повышения конкурентоспособности субъектов хозяйствования на внутреннем и международном рынках.

 

Список литературы:
1. Воробьева О. А. Проблемы трактовки понятия «Экологическое предпринимательство» / О. А. Воробьева, М. О. Пархандеев // Балтийский гуманит. Журнал. – 2021. – № 4. – С. 359–361.
2. Экологическое предпринимательство: сущность, российские особенности и разработка эффективных бизнес-моделей компаний по переработке отходов / Ершова Т. В. [и др.] // Известия Дальневост. федер. ун-та. Экономика и упр-е. – 2015. – № 2. – С. 65–80.
3. Барков, А. В. Методологические подходы к теоретическому конструированию модели правового обеспечения экологического предпринимательства / А. В. Барков, Я. С. Гришина // Методологические проблемы цивилистических исследований. – 2019. – № 1. – С. 115–134.
4. Новоселов, С. Н. Экологическое предпринимательство: сущность, особенности, пути развития / С. Н. Новоселов // Инжен. вестн. Дона. – 2012. – № 9. – С. 4.
5. Васильева, М. И. Субъекты экологических правоотношений / М. И. Васильева // Вестн. Моск. Ун-та им. М. В. Ломоносова. – 2009. – № 5. – С. 3 - 27. 
6. Об охране окружающей среды : Закон Респ. Беларусь от 26 нояб. 1992 г. № 1982-XII : с изм. и доп. от 17 июля 2023 г. № 294-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2025. 
7. Исайев, И. Р., Правовые основы экологического предпринимательства в России / И. Р. Исайев, А. К. Жеттеев. // Молодой ученый. – 2024. – № 50 (549). – С. 268-270.
8. Злобин, С. В. Правовое регулирование экологического предпринимательства в Российской Федерации: автореф. дис. … канд. юрид. наук :  12.00.03 / С. В. Злобин ; Волгоградский гос. ун-т. – Волгоград, 2011. – 28 с.
9. Барков, А. В. О реализации конституционного принципа социального государства при конструировании российской правовой модели социального предпринимательств / А. В. Барков, Я. С. Гришина // Пробелы в рос. зак-ве. Юрид. журнал. – 2013. – № 8. – С. 34.