Статья:

АНАЛИЗ ПРЕИМУЩЕСТВ И НЕДОСТАТКОВ СИСТЕМЫ ДОПУСКОВ И ПОСАДОК ДЛЯ ТИПОВОГО СОЕДИНЕНИЯ ПОДШИПНИКА КАЧЕНИЯ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №38(347)

Рубрика: Технические науки

Выходные данные
Просвирина Д.А., Науман А.И. АНАЛИЗ ПРЕИМУЩЕСТВ И НЕДОСТАТКОВ СИСТЕМЫ ДОПУСКОВ И ПОСАДОК ДЛЯ ТИПОВОГО СОЕДИНЕНИЯ ПОДШИПНИКА КАЧЕНИЯ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2025. № 38(347). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/347/179576 (дата обращения: 25.12.2025).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

АНАЛИЗ ПРЕИМУЩЕСТВ И НЕДОСТАТКОВ СИСТЕМЫ ДОПУСКОВ И ПОСАДОК ДЛЯ ТИПОВОГО СОЕДИНЕНИЯ ПОДШИПНИКА КАЧЕНИЯ

Просвирина Дарья Алексеевна
магистрант, Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет имени С. М. Кирова, РФ, г. Санкт-Петербург
Науман Анита Ивановна
студент, Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет имени С. М. Кирова, РФ, г. Санкт-Петербург

 

Система допусков и посадок является фундаментальной основой в машиностроении, обеспечивая взаимозаменяемость и требуемое качество сборки узлов. Одним из наиболее ответственных и распространенных элементов является соединение подшипника качения с валом и корпусом. Правильный выбор посадок для этого соединения напрямую влияет на работоспособность, долговечность и надежность всего механизма.

Конструкция подшипника качения предопределяет ключевое требование к его установке: наружное кольцо, как правило, монтируется в корпусную деталь с зазором, а внутреннее кольцо насаживается на вал с натягом. Такое распределение посадок обусловлено необходимостью обеспечения условий для работы подшипника. Вращающееся кольцо должно быть установлено с гарантированным натягом, чтобы исключить проворачивание и обкатывание по посадочной поверхности, что приводит к фреттинг-коррозии и разрушению. Неподвижное кольцо, напротив, должно иметь возможность незначительного осевого смещения, компенсируя температурные деформации вала и корпуса, а также облегчая монтаж и демонтаж.

К преимуществам применения строго регламентированной системы посадок для подшипниковых соединений следует отнести, в первую очередь, обеспечение полной взаимозаменяемости. Это позволяет производить сборку и замену подшипников без дополнительной подгонки, что существенно снижает трудоемкость ремонтных и сборочных операций. Стандартизация посадок, базирующаяся на системе вала и системы отверстия, унифицирует подход к конструированию и указывается в сопроводительной документации. Еще одним значительным преимуществом является предсказуемость рабочего состояния узла. Расчетно выбранная посадка гарантирует, что в соединении будет создан оптимальный натяг, достаточный для предотвращения проворачивания, но не приводящий к чрезмерному деформированию колец и уменьшению рабочего зазора в подшипнике, что негативно сказывается на его долговечности.

Однако система допусков и посадок для подшипниковых соединений не лишена определенных недостатков. Основным из них является жесткая регламентация, которая может не учитывать все нюансы реальных условий эксплуатации. Например, для механизмов, работающих в условиях значительных вибраций или сложного теплового режима, стандартной рекомендации может оказаться недостаточно. Кроме того, достижение требуемого качества посадки напрямую зависит от точности изготовления и контроля самих посадочных поверхностей вала и корпуса. Шероховатость, отклонение от геометрической формы требуют дополнительного ужесточения допусков, что увеличивает стоимость производства. Также существует риск некорректного выбора посадки при недостаточном опыте конструктора, что может привести либо к преждевременному выходу подшипника из строя из-за проворачивания или перегрева, либо к трудностям при запрессовке и демонтаже.

В заключение следует отметить, что система допусков и посадок для соединения подшипника качения представляет собой тщательно сбалансированный компромисс. Ее универсальность и стандартизация обеспечивают технологичность и взаимозаменяемость в массовом и серийном производстве. При этом эффективное применение этой системы требует от инженера глубокого понимания не только теории, но и конкретных условий работы узла, чтобы нивелировать потенциальные недостатки и максимизировать преимущества, заложенные в стандартизированных решениях.

 

Список литературы:
1. ГОСТ 3325 85. Подшипники качения. Поля допусков и технические требования к посадочным поверхностям валов и корпусов. Посадки. — Москва: Стандартинформ, 2007. — 105 с.
2. ГОСТ 520 2011. Подшипники качения. Общие технические условия. — Москва: Стандартинформ, 2012. — 71 с.
3. ГОСТ 3478 79. Подшипники качения. Основные размеры. — Москва: Стандартинформ, 2003. — 35 с.
4. ГОСТ 25346 2013 (ISO 286 1:2010). Основные нормы взаимозаменяемости. Характеристики изделий геометрические. Система допусков на линейные размеры. Основные положения, допуски, отклонения и посадки.
5. ГОСТ 25347 2013 (ISO 286 2:2010). Основные нормы взаимозаменяемости. Характеристики изделий геометрические. Система допусков на линейные размеры. Ряды допусков, предельные отклонения отверстий и валов.