Статья:

Предпринимательский климат Балашихи, как основа для развития молодёжного предпринимательства

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №17(38)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Тарбенкова Д.С., Мартьянова К.П. Предпринимательский климат Балашихи, как основа для развития молодёжного предпринимательства // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2018. № 17(38). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/38/40060 (дата обращения: 26.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Предпринимательский климат Балашихи, как основа для развития молодёжного предпринимательства

Тарбенкова Дарья Сергеевна
магистрант Московского государственного университета технологий и управления имени К.Г. Разумовского (МГУТУ им. К.Г. Разумовского (ПКУ)), РФ, г.Москва
Мартьянова Ксения Павловна
магистрант Московского государственного университета технологий и управления имени К.Г. Разумовского (МГУТУ им. К.Г. Разумовского (ПКУ)), РФ, г.Москва

 

Сегодня увеличение предпринимательской активности в стране все чаще связывают с популяризацией и развитием молодежного предпринимательства. Молодое поколение, отличаясь социальной мобильностью, гибкостью адаптации, желанием реализовать себя, стремлением к независимости, восприимчивостью к новшествам, предприимчивостью и, самое главное, являясь потенциалом для открытия всего нового – выступает важным субъектом предпринимательства и является стратегическим ресурсом государства, стремящегося к созданию цивилизованного рынка. По мнению экспертов, именно молодежь может стать драйвом для развития экономики страны [2, с.201].

Необходимость развития и поддержки молодежного предпринимательства основывается на том, что оно напрямую связано с новаторством, поиском новых подходов, внедрением идей, раскрытием возможностей рынка (технологических, организационных, производственных и др.). Также молодежное предпринимательство инициирует изобретательскую и инновационную деятельность, что способствует увеличению качества и появлению новых видов товаров и услуг [3].

Молодежный бизнес, представляя сектор малого предпринимательства, оказывает влияние на социально-экономическое положение страны и региона, что выражается в создании рабочих мест, увеличении количества субъектов малого бизнеса, освоению новых ниш и др.

Опираясь на исследования ИСПИ РАН, можно говорить о факте изменения мотивационной составляющей молодежного предпринимательства [5, с.126]. Если ранее интерес к предпринимательству у молодежи был связан с отсутствием альтернатив трудоустройства и заработка, то в последние годы мотивация молодежи для создания бизнеса основывается на таких стимулах как «самореализация», «амбиции», «целеустремленность», «возможности».

По данным ИСПИ РАН, факторами, побуждающими заняться предпринимательской деятельностью, являются: ожидаемый высокий заработок (59%), стремление к независимости (47%), возможность творчества (38%), гарантированный карьерный рост (30%), возможность быть собственником (28%), осуществление руководства (24%), престиж (20%) и др. [5, с.128].

При этом важно отметить, что для формирования устойчивой ниши как молодежного, так и малого бизнеса, необходима грамотная, целенаправленная поддержка со стороны органов власти. Сопровождение предпринимательской инициативы и содействие молодым людям в открытии собственного бизнеса, является гарантом экономического роста и повышения инвестиционной привлекательности города, региона и страны в целом.

Проведем анализ состояния предпринимательского климата в городском округе Балашиха и выявим основные проблемы, тормозящие развитие молодежного малого предпринимательства.

Население городского округа на 1 января 2018 года составило 468,2 тыс. человек. Трудоспособное население – 306,7 тыс. человек или 65,5% от всего населения Балашихи, в Московской области значение данного показателя - 4 137,4 тыс. человек или 55% от всего населения [8]. В Балашихе численность занятых в малом и среднем предпринимательстве составляет около четверти от всех занятых в экономике округа. Данные цифры демонстрируют положительную тенденцию и свидетельствуют о хорошем уровне трудовой активности населения.

С 2015 года в Московской области проводится ежеквартальный мониторинг условий ведения предпринимательской деятельности в 63 муниципальных образованиях с составлением рейтинга [6]. По данным рейтинга в первом квартале 2018 года городской округ Балашиха занимает 9 место из 63 возможных и входит в десятку лучших. При этом в 2015 и 2016 годах Балашиха занимала 58 и 60 место соответственно, а в 2017 – 56. Ранжирование муниципалитетов проводилось исходя из следующих критериев (Таблица 1):

Таблица 1.

Критерии ежеквартального мониторинга условий ведения предпринимательской деятельности по муниципальным образованиям Московской области

Показатель

Место г.о. Балашиха в общем рейтинге I квартала 2018 года

1

Количество субъектов МСП на 10000 жителей (концентрация бизнеса)

38

2

Количество вновь созданных субъектов МСП на 10000 жителей (наличие стартапов)

19

3

Объем средств муниципального бюджета, выделяемых в рамках программы поддержки бизнеса в расчете на один субъект МСП, руб. (муниципальная поддержка)

2

 

Результаты рейтинга показывают, что состояние предпринимательского климата в г.о. Балашиха за последний год достигло высокой оценки. Произошел резкий скачок в сторону улучшения деловой активности, что позволило городскому округу войти в десятку лучших муниципалитетов Московской области.

Конечно, следует предпринять меры, чтобы улучшить показатель «Количество субъектов МСП на 10000 жителей», по которому Балашиха сейчас занимает 38 место, но и такой результат уже с уверенностью можно назвать большим прогрессом, так как ещё год назад место Балашихи по этому показателю было 62-м. По итогам 2017 года число субъектов малого и среднего предпринимательства составило 350,39 единиц на 10 тыс. человек населения. Планируется, что к 2020 году значение данного показателя увеличится до 555,15.

Показатель «Количество вновь созданных субъектов МСП на 10000 жителей» уменьшился по сравнению с предыдущим годом – теперь вместо 13 места городской округ Балашиха занимает 19, и это говорит о некотором ухудшении. Что касается критерия «Объем средств муниципального бюджета, выделяемых в рамках программы поддержки бизнеса в расчете на один субъект МСП, руб.», то здесь ситуация значительно улучшилась. Балашиха сделала большой скачок вверх в сфере оказания муниципальной поддержки субъектам предпринимательства, передвинувшись с 19 места на 2-ое.

Таким образом, несмотря на замедление темпов создания стартапов и появления новых субъектов малого бизнеса на рынке, тенденцию развития предпринимательского климата городского округа в целом можно с уверенностью назвать положительной.

Помимо всего прочего, развитие предпринимательства позволяет наращивать налоговые поступления в муниципальный бюджет. В бюджете 2018 года статья налоговых доходов увеличилась более чем на 1 млрд. рублей.

Сегодня малое и среднее предпринимательство в городе сконцентрировано в несколько наиболее значимых отраслях [7]. К ним относятся: торговля и общественное питание, промышленность, предоставление услуг, строительство и другие (Рисунок 1).

 

Рисунок 1. Основные отрасли специализации малого и среднего предпринимательства в г.о. Балашиха

 

В 2017 году оборот всех малых предприятий городского округа Балашиха составил 59 552, 2 млн. рублей. Доля малого бизнеса в обороте всех организаций более 48 % (Таблица 2).

Таблица 2.

Годовой оборот малых предприятий в г.о. Балашиха

Показатели

2014

2015

2016

2017

Оборот малых предприятий, млн. руб.

53 106, 6

54 644, 7

56 336, 9

59 552, 2

Доля оборота малых предприятий в общем обороте организаций, %

45,45

46,23

46,33

48,40

 

Как следствие, можно сделать вывод, что Балашиха набирает темпы развития и то, какого результата она достигнет и как скоро, будет зависеть от выбранной стратегии и политики развития.

Сегодня в городском округе Балашиха есть муниципальная программа, поддержанная Мининвестом Московской области, что подтверждает заинтересованность муниципальных властей в развитии предпринимательства.

Муниципальная программа «Предпринимательство Городского округа Балашиха» на 2018-2022 годы» - это продолжение программы «Предпринимательство Городского округа Балашиха на 2016-2020 годы», скорректированной под актуальное состояние муниципального образования в соответствии с государственной программой Московской области "Предпринимательство Подмосковья".

Целью программы является достижение устойчиво высоких темпов экономического роста, обеспечивающих повышение уровня жизни жителей городского округа Балашиха. Для достижения указанной цели требуется решение следующих задач [1]:

·создание условий для свободы предпринимательства и развития конкуренции;

·создание благоприятного инвестиционного климата для привлечения инвестиций в экономику города и эффективной реализации инвестиционных проектов;

·стимулирование развития высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики городского округа.

Для решения указанных задач осуществляется финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, а также поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, в области инноваций, промышленного производства и иные формы поддержки.

В Балашихе активно поддерживаются субъекты малого и среднего предпринимательства. В рамках реализации мероприятий муниципальной программы в 2017 году 11 малых предприятий получили целевые субсидии, в том числе на модернизацию своего производства, а также на развитие социальной деятельности. Общая сумма субсидии составила 5 млн. рублей. Результатами данной государственной поддержки стало создание 22 рабочих мест и увеличение объема производимой продукции в среднем на 15%.

В 2018 году в рамках реализации муниципальной программы «Предпринимательство Городского округа Балашиха» на мероприятия по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства в бюджете муниципального образования выделено 30 млн. рублей. Проведение конкурсов на получение субсидии намечено на сентябрь-ноябрь 2018 года.

Кроме вышеперечисленных, в программу «Предпринимательство городского округа Балашиха» на 2018-2022 годы включены мероприятия [1]:

·предоставление субъектам малого и среднего предпринимательства 50% льготы при установлении арендной платы за нежилые муниципальные помещения;

·частичная компенсация затрат на создание и развитие центра молодежного инновационного творчества, а также мероприятия, связанные с популяризацией научно-технических профессий и предпринимательства в сфере производства среди молодежи;

·частичная компенсация затрат, связанных с приобретением оборудования в целях создания и развития, либо модернизации производства товаров (работ, услуг);

·информирование и консультирование субъектов МСП о мерах государственной поддержки;

·частичная компенсация затрат субъектам МСП, которые осуществляют предоставление услуг (производство товаров) в указанных в программе сферах деятельности.

Реализация вышеуказанных мероприятий программы позволит увеличить вклад предприятий малого и среднего бизнеса в экономику городского округа Балашиха.

Основными организациями поддержки малого и среднего предпринимательства в городском округе Балашиха являются [7]:

1)Торгово-промышленная палата Балашихи;

2)Союз предпринимателей среднего и малого бизнеса;

3)Совет директоров предприятий и предпринимателей городского округа Балашиха;

4)Научно-внедренческий центр;

5)Балашихинский союз предпринимателей малого бизнеса;

6)Фонд поддержки малых предприятий городского округа Балашиха;

7)Консультационно-информационный центр развития предпринимательства «Балашиха»;

8)Консультационно-информационный центр развития предпринимательства ООО «Информационно-расчетный центр Балашихи».

Такой масштабный механизм помощи, оказываемый предприятиям, напрямую связан со стратегической важностью для экономики округа развития малого предпринимательства и приоритетного направления – молодежного предпринимательства.

К преимуществам развития молодежного предпринимательства можно отнести:

·низкий размер стартового капитала;

·высокий уровень адаптации к условиям хозяйствования и мобильность;

·оперативность принятия решений;

·гибкость к изменениям;

·возможность для самореализации, воплощения идей в условиях относительной простоты управления;

·легкость осуществления контроля и другие.

В то же время, все вышеперечисленные положительные стороны, которые делают малый бизнес привлекательным, достигаются молодыми людьми с большими усилиями и большим риском. Во-первых, молодежь сталкивается с более ощутимыми сложностями финансирования, нежели взрослый человек, имеющий постоянный доход и накопления. Во-вторых, с трудностями, возникающими от недостаточной экономической грамотности молодых людей и неопытностью в применении образовательных навыков.

В городском округе Балашиха молодое население в возрасте от 15 до 29 лет составляет 25% от всего населения [2, с.204]. При этом в возрасте 15-19 лет находятся 25,9%, 20-24 года - 39,9%, 25-29 лет - 34,2%. Можно сделать вывод, что сегодня в процессе социализации во взрослую и самостоятельную жизнь, которая приходится на студенческие годы (17-25 лет), находится большая часть молодых людей, а значит именно сейчас необходимо создавать механизмы для активизации их способностей и искать действенные инструменты воспитания, чтобы в будущем получить грамотное и перспективное поколение.

В Балашихе действуют территориальные отделения различных организаций, осуществляющих работу с молодежью и занимающихся социальной и экономической адаптацией молодежи (Федеральное агентство по делам молодежи; Российский центр содействия молодежному предпринимательству; Центр молодежных и предпринимательских инициатив «Поколение 2025»; Российский союз молодежи и т.п.). Данные общественные объединения и их задачи, цели, проекты, программы связаны с включением молодежи в различные сферы жизни, в том числе и молодежное предпринимательство.

Зачастую молодых предпринимателей притягивают те сферы деятельности, от которых можно получить быстрые и ощутимые результаты. Стремление начать свой бизнес не редкое явление, но, после открытия, только у малой части предпринимателей получается «выжить» и удержаться на рынке.

Анализ проблем, выделяемых в сфере молодежного предпринимательства и открытия малого бизнеса, в целом по стране и регионам показал, что основные факторы независимо от территории идентичны [4, с.128]. Сложности в кредитовании - 27 %. Недостаток знаний, опыта и информации - 19%. Административные барьеры - 16%. Неполноценное законодательство - 15%. Невыгодные условия аренды - 12%. Высокие налоги - 8%. Высокая конкуренция - 3%.

Преодолению данных негативных факторов, по мнению молодых людей, способствует прямая финансовая поддержка (38%), образовательная поддержка (27%), информационно-консалтинговая (21%) и др.

Сегодня развитию малого предпринимательства в городского округа Балашиха препятствует сложная экономическая ситуация в стране и связанные с ней проблемы. В первую очередь, это:

·ограниченный доступ к финансовым ресурсам (затруднение в получении заемного финансирования и высокая стоимость банковских кредитов);

·плохая доступность к площадкам (производственным, торговым, офисным);

·отсутствие начального капитала;

·административные барьеры;

·ограниченный доступ к рынкам сбыта (меньше возможностей финансовых ресурсов по сравнению с крупными предприятиями);

·недостаточность уровня квалификации нанимаемого персонала, в т.ч. компетенций ведения бизнеса;

·недостаточно развитый механизм поддержки начинающих предпринимателей.

Помимо этого, развитие малого молодежного предпринимательства тормозят сложности, связанные с новым этапом развития самого городского округа и переходом органов МСУ на современную модель государственного менеджмента, отвечающую актуальным требованиям к подходам и скорости принятия решений.

При этом применение программно-целевого метода при реализации мер поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства является успешным. Преимущественно важной особенностью метода является его системный характер, который заключается во взаимосвязи целей с ресурсами и выстраивании по срокам. При программно-целевом планировании исследуется социально-экономическая среда, выделяются проблемы и, опираясь на полученные данные, прописываются главные мероприятия, закладываются бюджетные ресурсы в статьи программ.

Система становится эффективной в том случае, когда она как сеть распространяется по различным направлениям и реализуется на разных уровнях. Поэтому только совместными усилиями муниципальных органов власти, общественных объединений и организаций, а главным образом самого общества можно решить проблемы молодежного предпринимательства.

В связи со всем вышеперечисленным, еще раз отметим, что необходимыми мерами в развитии молодежного предпринимательства в настоящее время, являются:

·Пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности.

·Формирование инфраструктуры поддержки субъектов МСП.

·Налаживание сотрудничества с общественными объединениями.

·Создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных, финансовых, информационных и материально-технических ресурсов.

·Поддержка проектов молодых ученых и инновационной деятельности.

·Повышение эффективности информационного обеспечения субъектов малого предпринимательства.

Стратегическая важность задач в сфере развития молодежного предпринимательства исходит из того, что молодежь - это незаменимая основа жизнеспособного государства, а также важный компонент национальной и экономической безопасности страны.

 

Список литературы:
1. Постановление администрации городского округа Балашиха МО от 15.12.2017 N 1266-ПА (ред. от 06.07.2018) «Об утверждении муниципальной программы городского округа Балашиха «Предпринимательство городского округа Балашиха» на 2018-2022 годы» // КонсультантПлюс.
2. Андреев А. Л. Рецензия на книгу М. К. Горшкова и Ф. Э. Шереги «Молодежь России: социологический портрет» // Мониторинг. 2010. №1 (95). - С. 201-205. 
3. Шленов Ю.В., Мясоедова В.А. Основные принципы формирования молодежной среды под воздействием институциональной сферы // Научный журнал КубГау, №117(03). – Социология. – 2016. – С.17.
4. Саулина, Ю.П. Развитие предпринимательской деятельности в Российской Федерации / Ю.П.Саулина // Предпринимательство – XXI. – 2015. — №7. – С.128-135.
5. Социология и экономика современной социальной реальности. Социальная и социально-политическая ситуация в России в 2013 году. – М.: ИСПИ РАН, 2014. – 306 с.
6. Малый бизнес Подмосковья // Режим доступа: http://mbmosreg.ru (дата обращения: 03.08.2018 г.).
7. Администрация городского округа Балашиха // Режим доступа: http://balashiha.ru (дата обращения: 10.08.2018 г.).
8. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Москов-ской области // Режим доступа: http://msko.gks.ru (дата обращения: 25.07.2018 г.).