Статья:

Жизнь Фабрично-Выселковской школы Новоспасского района Ульяновской области в годы Великой Отечественной войны

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №4(4)

Рубрика: История и археология

Выходные данные
Шмонина Е.Н., Уразова С.А. Жизнь Фабрично-Выселковской школы Новоспасского района Ульяновской области в годы Великой Отечественной войны // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2017. № 4(4). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/4/20108 (дата обращения: 27.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Жизнь Фабрично-Выселковской школы Новоспасского района Ульяновской области в годы Великой Отечественной войны

Шмонина Елизавета Николаевна
студент специальности «Международные отношения», кафедра «ЭТиМО», ФЭиУ, Пензенский Государственный Университет, РФ, г. Пенза
Уразова Светлана Альбертовна
канд. ист. наук, доц. кафедры «История Отечества, государства и права», Пензенский Государственный Университет, РФ, г. Пенза

 

С каждым годом всё дальше от нас события тех грозных лет. Все меньше остается людей, кто с оружием в руках воевал на фронте, трудился в тылу, приближал Победу, мог бы рассказать о подвиге нашего народа. Наше поколение выросло в мирное время. Наши мальчики «воюют» в компьютерных «стрелялках». Для них война – это романтика, игра. А наши сверстники на Украине, спустя чуть больше 70 лет после Победы, очень хорошо знают, как рушатся под бомбами их родные дома, гибнут родители, друзья, что значитголод и холод. Наблюдая за событиями, происходящими в мире, видя, как руководители ряда государств, в т.ч. тех, чей народ испытал на себе весь ужас фашизма, смело заигрывают с призраком коричневой чумы, невольно задаёшься вопросом «Неужели они забыли свою историю? Почему во время Великой Отечественной войны наша молодежь не встала на сторону врага? Какими они были мои ровесники, дети войны?»

По материалам школьного музея можно сделать вывод, что школа в посёлке Фабричные Выселки Новоспасского района Ульяновской области была открыта в 70-х годах XIX века под покровительством семьи Воейковых. Это была трёхклассная школа и представляла собой всего одну комнатку. После революции 1917 года в 20-х годах школу перенесли на гору, возвышающуюся над посёлком, в 3-х этажный дом бывшего управляющего ткацкой фабрикой Т. Акчурина. Первым директором школы была назначена Марья Дмитриевна Воейкова. Впоследствии школа стала семилеткой, а к 1941 году – 9-летней [4].

 

Рисунок 1. Дом купца Т. Акчурина

 

Рисунок 2. Семейный клан Воейковых

 

По воспоминаниям учащихся здание было деревянным, отапливалось дровами. Зимой технички топили печи ночью, чтобы детям утром было тепло. Свет часто отключали. Учились в 2 смены, приходилось использовать керосиновые лампы. В школе было 9 небольших классных комнат. Сидели за длинными столами на лавках. Писали чернилами, перьевыми ручками и химическими карандашами. На втором этаже был оборудован спортивный зал, а в подвальном помещении – мастерская и столовая. У школы имелся пришкольный участок площадью 5 га, на котором в летнее время учащиеся выращивали овощи для школьной столовой и на продажу.

В школе училось до 200 детей из 6 окрестных сёл. Обучение начинали не только с 7 лет, но и с 8-10летнего возраста. При школе был небольшой интернат. Школьной формы не было. С 1924 года действовала пионерская организация. По воспоминаниям пионервожатой того времени, Муштареевой Анфисы, сначала дети боялись вступать в пионеры, многим родители запрещали носить красные галстуки. Пионеры выступали с концертами перед населением, помогали престарелым. Постепенно все стали понимать, что быть пионером – это здорово! Второй молодёжной организацией была комсомольская. В неё входили и молодые учителя. Комсомольцы проводили вечера, смотры, конкурсы, выпускали стенгазеты. Авторитет пионерской и комсомольской организаций был очень высок. С юных лет в кружках учащихся готовили к защите Родины: сдавались нормы ГТО, значки ГСО, ПВХО, учились чистить, собирать винтовку, стрелять. Лучшим юношам вручался значок «Ворошиловский стрелок». По окончании школы выпускники получали свидетельства особого образца.

  Накануне войны педагогический коллектив состоял из 11 человек. Возглавлял школу Перов Пётр Михайлович – учитель химии, биологии. Это был веселый, дружный молодой коллектив. Некоторые из них оставались верны профессии даже в страшные годы войны. Шесть старейших педагогов отдали нашей школе всю свою жизнь. Андреянова Валентина Кузминична – учитель математики остается блестящим примером для подражания в наши дни, в 2017 году отметила своё 93-летие.

Жизнь школы была связана с бумажной фабрикой им. Дзержинского. Там трудились 80% родителей учащихся. Фабрика возникла в поместье Воейковых в 1879 году как суконная [3]. Она выпускала сукно для шинелей русской армии. В 1918 году она была национализирована. В 1926 году пустили первую бумажную машину. С 30-х годов на фабрике начался выпуск обоев [3]. Люди строили планы на светлое будущее.

 

Рисунок 3. Выпуск обоев

 

Рисунок 4. Фабричный двор

 

Но война внесла свои коррективы. Мужчины уходили на фронт. В посёлок на бумажную фабрику приезжали эвакуированные. Среди них были и педагоги, которые закрывали освободившиеся вакансии. Ушёл на фронт и директор школы Перов Пётр Михайлович. После войны он работал преподавателем физики в Сызранском медицинском училище. Директора в военное время менялись часто. С начала войны численность учащихся уменьшилась. Повестки приходили даже ученикам старших классов во время учебного года. Те, кто остался жив, получали документы об образовании уже после войны.

Все, кому исполнилось 16 лет, шли работать на фабрику, где для фронта шили противохимические накидки. Накидка шилась из материала, который состоял из склеенных 2-х слоев бумаги «ПИК», и проложенной между ними марли. Накидка представляла простую конструкцию из 2-х полотнищ, сшитых с двух сторон, верхней и боковой и завязок.

Оставшиеся в школе ученики старались хорошо учиться. Учебников не хватало, рассказы учителей записывали на тетрадях из макулатуры и на бумаге «ПИК». Из армированной бумаги «Креп» – основы для наждачной бумаги, шили портфели. Но надолго их не хватало, т.к. зимой детвора любила кататься на портфелях со школьной горы. По воспоминаниям Нянькиной Валентины Павловны, в то время она училась в начальных классах, и ее портфель был сшит из этой бумаги, а чернила варили из сажи и из дубовой коры. Валентина Павловна рассказывает, что к урокам готовились по ночам при свете самодельной коптилки. Уроки учить старались группами: один читает, а другие слушают, и в то же время, кто умел, вяжут носки и варежки для себя и для фронта.

Учебный год начинался в октябре, после сбора урожая в соседних колхозах. В 1942 году, по пояс в снегу, в октябре, жали подсолнечник. Часто ребята старших классов разгружали железнодорожные вагоны с бумагой для фабрики на ближайшей станции. Учащимся школы приходилось много трудиться: вместе с учителями пилить и колоть дрова для отопления школы, чистить снег. Дисциплина была строгая для всех. По книге приказов было установлено, что за опоздание на работу на 4 часа техничка была уволена.

 

Рисунок 5. Приказ об увольнении

 

Учителя военной поры … Каждый день они, голодные и истощённые, проводили уроки. Они учили детей без скидок на войну, были строги и требовательны. Учителя, как могли, старались украсить скудную радостями жизнь. Как и в мирное время проводились вечера, концерты, приёмы в октябрята и пионеры, велись занятия в кружках. Учителя следили за тем, чтобы все дети учились. Для этого проводились подворные обходы [2]. Бедность, голод, анемия, малярия, сиротство выявлялись в каждой третьей семье. Школьница военных лет Федосеева Раиса Александровна рассказывала, что в её многодетной семье были одни валенки на всех, поэтому в школу ходили по очереди. По воспоминаниям Клеймёнова Евгения Александровича, осенью, мать отправляла их на колхозное поле копать незамеченную сборщиками картошку. Она была мёрзлая. Дома мать её варила, добавляла туда мякину, отруби или нарубленную мелко лебеду и очень редко муку. Из этого теста пекли лепёшки. Таким был хлеб войны. Как-то за сундуком сестренка нашла довоенный сухарь. Сухарь разделили на троих детей. Казалось, что нет на свете ничего вкуснее. И все же это были обычные дети, которым хотелось поиграть, пошалить.

По материалам школьных архивов было установлено, что в годы войны существовала система поощрений и наказаний. Виды поощрений: благодарность, подарок (альбом, краски, карандаши). Виды наказаний: выговор, строгий выговор, отлучение от школы на какой-либо период, исключение из школы, за плохую успеваемость оставляли на второй и третий год. Вот такое было «беззаботное» военное детство.

Долгожданная победа принесла радостные изменения в школьную жизнь. Вернулись с войны недоучившиеся ученики. Они работали и учились, т.к. с 1943 года при школе была открыта школа рабочей молодежи [1]. Уже 1 сентября 1945 года в ней училось более 400 учащихся разных возрастов. Тяга к знаниям была необыкновенная! Педагогический коллектив пополнился учителями, прошедшими войну. С 01.09.1953 года по 01.09.1972 год директором школы был Пырин Василий Семёнович. В годы войны он служил в личной охране И.В. Сталина. В 1943 году В. С. Пырин сопровождал «вождя народов» в Тегеране, где состоялась встреча представителей трёх стран (СССР, Англия, США). С его приходом образовательное учреждение испытало новый подъем! По книгам приказов и книге записи учащихся было установлено, что в 1941 году Фабрично-Выселковскую школу закончили – 51 человек. Как сложилась их дальнейшая судьба?

Таблица 1.

Список выпускников 1941 года, чью судьбу удалось выяснить

п.п.

ФИО

Год

рождения

Как сложилась судьба

1

Будникова Клавдия

Васильевна

1924

Работала в колхозе «Путь Ильича», «Свободный труд» в с. Старое Томышово

2

Буркина Александра Павловна

1926

Работала в обойном цехе Бумажной фабрике им. Дзержинского

3

Бирюкова Клавдия Владимировна

1922

Работала санитаркой в Фабрично-Выселковской участковой больнице

4

Беззубцев Пётр Андреевич

1928

Работал в обойном цехе Бумажной фабрике им. Дзержинского

5

Будников Николай Фёдорович

1924

Воевал, после войны работал в колхозе им. Тельмана с. Самайкино

6

Горина

Надежда Ивановна

1927

Работала разнорабочей в п. Плодопитомнике

7

Горин

Николай Иванович

1924

Тяжело ранен и умер 30.12.1945года. Похоронен в Восточной Пруссии.

8

Грязева

Клавдия

1928

Работала в обойном цехе Бумажной фабрике им. Дзержинского

9

Зудина(Соколова)

Анна Ивановна

1923

Прошла всю войну. Работала бухгалтером на бумажной фабрике им. Дзержинского.

10

Колбенёва Екатерина Ефремовна

1926

Работала в обойном цехе Бумажной фабрике им. Дзержинского

11

Карнаков Иван Петрович

1925

Воевал, погиб

12

Клейменов Александр

Петрович

1926

Воевал в одной части и участвовал в одном бою с Александром Матросовым. Работал слесарем на Бумажной фабрики им. Дзержинского

13

Карнаков Николай Петрович

1927

Работал слесарем на Бумажной фабрике им. Дзержинского

14

Коротков Николай

1926

Работал шофёром на Бумажной фабрике им. Дзержинского

15

Колбенёв Алексей Ефремович

1928

Работал в бумажном цехе Бумажной фабрики им. Дзержинского

16

Ковров

Николай Иванович

1928

Работал слесарем на Бумажной фабрики им. Дзержинского

17

Костогрыз Максим Павлович

1924

Работал в колхозе «Путь Ильича». «Свободный труд» с. Старое Томышово

 

Жизнь каждого поколения есть отражение истории нашей страны. На ошибках прошлого необходимо учиться, чтобы не повторять их в будущем. Война – это чудовищная ошибка человечества. Мы обязаны знать историю. Война – это страшно. Было страшно и нашим ровесникам – детям военной поры, у которых война украла детство, обездолила, осиротила. Они были такими же детьми, как и мы. Может быть более ответственными, более трудолюбивыми, выносливыми. Жизнь и советская школа сделала их такими. Именно школьное воспитание помогло сформировать характер и преодолеть все тяготы войны. Поэтому, учитывая современную мировую обстановку, надо активизировать патриотическую работу среди молодёжи, с юных лет готовить защитников Родины. Опыт у нашей великой страны есть.

 

Список литературы:
1. Материалы школьного музея пос. Фабричные Выселки.
2. Народное образование в СССР / под ред. М. А. Прокофьева. – М.: Педагогика, 1985. 448 с. 
3. ОГБУ «ГАУО» (Гос. арх. Ульяновской обл.) Ф. Р-3919. Оп. 1.
4. Постановление ЦК ВКП (б), СНК СССР от 15.05.1934 – [Электронный ресурс] – Режим доступа. URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_3988.htm (дата обращения 16.12.2016).