Статья:

Реальная клиническая практика врачебных назначений при изжоге у беременных

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(40)

Рубрика: Медицина и фармацевтика

Выходные данные
Реальная клиническая практика врачебных назначений при изжоге у беременных // Студенческий форум: электрон. научн. журн. Тихоновец В.В. [и др.]. 2018. № 19(40). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/40/40997 (дата обращения: 28.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Реальная клиническая практика врачебных назначений при изжоге у беременных

Тихоновец Виктория Витальевна
студент, Белорусский государственный медицинский университет, Республика Беларусь, г. Минск
Андреева Алина Николаевна
студент, Белорусский государственный медицинский университет, Республика Беларусь, г. Минск
Романова Ирина Сергеевна
канд. мед. наук, доцент, Белорусский государственный медицинский университет, Республика Беларусь, г. Минск
Кожанова Ирина Николаевна
канд. мед. наук, доцент, Белорусский государственный медицинский университет, Республика Беларусь, г. Минск

 

Изжога, возникающая из-за попадания кислого содержимого желудка в пищевод, часто беспокоит женщину на протяжении всей беременности. По данным различных исследований данный симптом наблюдается у 30-50% беременных женщин. В большинстве случаев изжога исчезает после родов. Основные причины возникновения изжоги во время беременности — это повышение внутрибрюшного давления, которое создается растущей маткой, интенсификация синтеза прогестерона, способствующего расслаблению пищеводного сфинктера, токсикоз с частыми рвотами, а также повышение кислотности желудочного сока во второй половине беременности за счёт увеличения плацентарной фракции гастрина. Помимо этого, изжога может быть основным симптомом гастроэзофагеальной рефлюксной болезни (ГЭРБ).

Информация о фармакотерапии изжоги в период беременности в Республике Беларусь получена при анализе результатов второго фармакоэпидемиологического исследования «Лекарственные средства и беременность», проведенного в 2018 году на базе 1, 5, 10 ГКБ г. Минска с использованием анкет, разработанных на базе лаборатории экстрагенитальной патологии ФГУ «Научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии имени академика В.И.Кулакова Росмедтехнологий» и дополненных кафедрой клинической фармакологии Белорусского государственного медицинского университета. В исследовании приняли участие 61 врач и 293 беременные женщины. При обработке полученных в результате анкетирования врачей данных установлена реальная клиническая практика врачебных назначения при изжоге в период беременности. Все лекарственные средства (ЛС) были распределены в соответствии с анатомо-терапевтической-химической (АТХ) классификацией и классификацией безопасности применения ЛС при беременности (классификация американского Управления по контролю пищевых продуктов и лекарств в США (FDA).

Назначения при изжоге у беременных предложили 58 (95,1%) врачей. Не назначают или направляют к специалисту 5 (8,6%) врачей; соблюдение диеты рекомендует один (1,7 %) врач. Проанализировано 52 эпизода назначения ЛС. В структуре лекарственных назначений в соответствии с АТХ классификацией преобладали препараты, применяемые при состояниях, связанных с нарушениями кислотности (А02) – 71,1%. Препараты для лечения функциональных нарушений со стороны ЖКТ (А03) занимают среди лекарственных назначений 19,2%, противодиарейные препараты (А07) – 7,7%, препараты для лечения заболеваний печени и желчевыводящих путей (А05) – 1,9%. (рис.1)

 

Рисунок 1. Структура назначений ЛС при изжоге, указанных в анкетах врачей

 

В общей структуре назначений ЛС при изжоге у беременных преобладали комбинации и комплексы соединений алюминия, кальция и магния – 55,7% (29 назначений). Препарат «Ренни» (А02АХ, кальция карбонат и магния карбонат) рекомендует 21 (40,4%) врача. Комплекс алгедрата и магния гидроксида («Альмагель») считают нужным включать в схему лечения изжоги 6 (11,5%) врачей. Два (3,8%) врача указали алюминия фосфат в препарате с торговым наименованием «Фосфалюгель».

Препарат «Смекта» (диосмектит, А07ВС), назначение которого, в случае необходимости, возможно в терапевтических дозах беременным и в период лактации, предлагают включать в схему лечения изжоги 4 (7,7%) врача.

Единичные назначения составили: хофитол (артишока листьев экстракт, А05АХ), омепразол (А02ВС), ранитидин (А02ВС03).

ЛС, имеющие категорию действия на плод по FDA: «Альмагель», «Ренни» – категория «А»; ранитидин, «Смекта» – категория В; омепразол, «Хофитол» – категория С.

ЛС, не имеющие категорию действия на плод по FDA: «Фосфалюгель», «Пепсан-р» – применение препарата считается безопасным.

Наиболее безопасными в лечении изжоги у беременных являются антацидные средства. В сравнении с плацебо алюминий фосфат, комбинированный препарат, содержащий магнезию и алюминий гидроксид, бикарбонат натрия способствовали исчезновению чувства изжоги. Антациды не всасываются в кровь и не могут повлиять на развивающийся плод. Тем не менее, во время беременности и в период лактации антациды следует применять с осторожностью, строго по показаниям, в терапевтических дозах и короткими курсами. Препараты магния, алюминия могут подвергаться частичной абсорбции после взаимодействия с соляной кислотой. Прием больших доз карбоната кальция во время беременности сопряжен с высоким риском развития гиперкальцемии у плода. Имеются данные клинических наблюдений, что антациды способны вызывать нежелательные побочные эффекты (гиперкальциемия, гипермагниемия, повышенные сухожильные рефлексы) у плодов и/или новорожденных, матери которых длительное время и в высоких дозах применяли антацидные препараты, содержащие алюминий, кальций и/или магний. Существуют единичные спорадические отчеты об аномалиях развития плода, связанных с длительным применением высоких доз алюминий-содержащих антацидов в период беременности. Магнийсодержащие антациды должны быть исключены в последнем триместре беременности, поскольку могут способствовать ослаблению родовой деятельности.

Ранитидин, фамотидин, циметидин можно назначать беременным женщинам только при неэффективности изменения образа жизни и режима питания и при рефрактерности антацидных средств.

У небеременных женщин ингибиторы протонового насоса более эффективны по сравнению с антацидами и блокаторами гистаминовых Н2-рецепторов. Ингибиторы протонового насоса при лечении гастроэзофагеального рефлюкса у беременных женщин – препараты резерва. По результатам многоцентровых отчетов «случай-контроль» на сегодняшний день известны 62 случая врожденных аномалий при применении ланзопразола, 53 случая – при применении панзопразола и 295 случаев врожденных нарушений развития плода при применении омепразола.

Выводы:

Анализ реальной клинической практики врачебных назначений ЛС при изжоге беременным женщинам в Республике Беларусь показал, что доля ЛС, относящихся к категориям «А» и «В» в соответствии с классификацией FDA, в структуре назначений составила 67,3%, ЛС без категории влияния на плод -около 23,1%, с категорией «С» - 9,6%. Лидирующую позицию в структуре назначений занимают ЛС, активным ингредиентом в которых являются комбинации и комплексы соединений алюминия, кальция и магния – 55,7%. Лишь один врач (1,7%) советует соблюдение диеты, хотя изменение характера питания в период беременности в большинстве случаев может быть полезным в решении проблемы изжоги.

Результаты фармакоэпидемиологического исследования могут быть использованы в разработке рекомендаций по применению ЛС и контроле их оптимального использования, что имеет своей конечной целью улучшение качества лечения беременных женщин.

 

Список литературы:
1. Актуальные на момент написания пособия инструкции к ЛС утвержденные Министерством здравоохранения Республики Беларусь (www.rceth.by). 
2. Стэнфордский справочник, «Фармакология и фармакотерапия» / В.П. Вдовиченко. – 2-е изд., испр. и доп. – Минск: Асобны Дах, 2006.
3. Чернов Ю.Н., Бычков В.И., Батищева Г.А., Чембарцева И.В. Лекарство и беременность: Учебно-методическое пособие.- Воронеж, Городской клинический кожно-венерологический диспансер.- 1999.
4. Rayner C. Dealing with Gastro-oesophageal Reflux Disease During Pregnancy Eur Gastroenterology Review - 2005