Пассажирские перевозки Брянской области, проблемы и перспектив развития
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №27(48)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №27(48)
Пассажирские перевозки Брянской области, проблемы и перспектив развития
Общественный пассажирский транспорт – важнейшая инфраструктурная составляющая городского хозяйства, экономическая и социальная роль которого, как и влияние на качество жизни горожан, трудно переоценить.
План развития общественного транспорта представляет собой систему взглядов на состояние развития транспорта, определяет направления реализации государственной транспортной политики на территории региона, разрабатывает приоритеты и перспективы развития отрасли, осуществляющиеся в интересах экономического роста региона и потребностей населения Брянской области.
Департамент промышленности транспорта и связи Брянской области разработал «Концепцию развития общественного транспорта в Брянской области на 2013-2020 годы», цель которой: создание в Брянской области устойчиво функционирующей и доступной для всех слоев населения единой системы общественного транспорта на основе формирования в регионе рынка услуг, регулируемого в интересах общества и хозяйствующих субъектов [1, с.1].
Применение Концепция необходимо для создания и реализации единой транспортной политики Брянской области; предоставления качественных транспортных услуг населению региона; разработки автоматизированных систем управления общественного транспорта; сокращения транспортных издержек и снижения вредного воздействия транспорта на окружающую среду; повышения уровня безопасности движения на общественном транспорте.
В транспортной системе Брянской области на долю городского автомобильного транспорта ежегодно приходится более 50% объема перевозок пассажиров [1, с.2].
На сегодняшний день состояние городского автомобильного транспорта Брянской области характеризуется:
- невозможностью инфраструктуры отдельных видов транспорта и производительных сил, обеспечить провозную способность;
- сезонными колебаниями спроса на транспортные услуги, в основной массе, в места расположения загородных и садовых участков, домов и дач;
- основной массой граждан, пользующихся правом льготного проезда на общественном транспорте, как следствие высокий уровень социальной нагрузки городского транспорта.
На большинстве пригородных маршрутов основные проблемы возникают при перевозке пассажиров в вечернее время. Это характеризуется рядом причин:
- снижение объемов предоставляемых услуг для социально незащищенных слоев населения;
- отсутствие эффективного механизма финансовой компенсации перевозок пассажиров льготных категорий;
- отставание роста доходов от роста цен на потребляемые транспортом топливо, электроэнергию, материалы и технические средства.
Исторически в Брянской области сформировалась территориальная монополия: маршрутная сеть поделена между перевозчиками. Устранив такие барьеры, можно было бы сократить затраты, или же это привело бы к потере маршрутов, обсуживающихся неэффективными перевозчиками.
Значительным недостатком Брянского общественного транспорта является низкий технический уровень и неудовлетворительное состояние его производственной базы.
Темпы пополнения и обновления парков подвижного состава, а так же сокращение объемов реконструкции и строительства инфраструктурных объектов, в последние годы привело к значительному ухудшению их технического состояния (возраст, увеличение износа и т.д.) и работоспособности. Более 60% подвижного состава эксплуатируются за пределами нормативного срока службы, остальные - приближаются к этому сроку. Дальнейшая эксплуатация данных транспортных средств экономически невыгодная, и требует повышенных затрат на ремонт и обслуживание. Все это ведет к снижение уровня безопасности транспортного процесса и росту транспортных издержек.
Для полноценного функционирования парка транспортных средств необходимо:
- приобретать подвижной состав современного технического уровня, который отвечает повышенной комфортности и приспособлен к перевозке пассажиров-инвалидов и других категорий маломобильных граждан;
- внедрить высокоэффективные технологии содержания, реконструкции и строительства инфраструктуры общественного транспорта.
Обеспечение безопасности перевозок является прямой обязанностью перевозчиков вне зависимости от их организационно-правовой формы [2, с.63]. У перевозчиков существует ряд первоочередных задачам по обеспечению уровня безопасности перевозок:
- подвижной состав обязан, находится в исправном техническом состоянии, в случае неисправности отказ от эксплуатации на линии;
- обеспечение уровня профессиональной надежности водителей;
- перевозочный процесс должен быть организован в соответствии с безопасными условиями перевозки пассажиров.
Для обеспечения безопасности общественного транспорта необходимо реализовывать на всех видах транспорта правовые, экономические, организационные и иные меры воздействия, в соответствии с действующим законодательством.
На сегодняшний день в Брянской области на общественном транспорте существует проблема кадрового обеспечения. Остро ощущается нехватка квалифицированных водителей, вследствие чего значительно снизился уровень их профессиональной подготовки.
Государственная система повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов, которая существовала, ранее практически не функционирует. Для того чтобы обеспечить необходимую подготовку руководителей и специалистов в сфере эксплуатации и управления городским транспортом, а так же его инфраструктурой необходимо применить ряд мер:
- усовершенствовать систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в соответствии с изменяющимися требованиями рынка;
- увеличить количество предоставляемых рабочих мест для прохождения производственной и преддипломной практики студентам образовательных учреждений транспортного комплекса;
- создать систему наставничества, преемственности и накопления уникального опыта в сфере общественного транспорта.
Для повышения престижа транспортных профессий на общественном транспорте, необходимо обеспечить кандидатов социальными гарантиями по увеличению оплаты труда и предоставлением социального пакета.
Развитие инфраструктуры общественного транспорта Брянской области, должно стать одним из основных направлений деятельности, позволяющих улучшить качество транспортного обслуживания и удовлетворить спрос населения на транспортные услуги [3, с.184]. Чтобы этого добиться необходимо, обновить и восстановить парк транспортных средств, а так же заняться усовершенствованием производственной базы транспортных организаций и других объектов инфраструктуры общественного транспорта.
Если на практике применить необходимые действия, в итоге в области инфраструктуры общественного транспорта Брянской области можно достичь следующего:
- обеспечить транспортное обслуживания отдаленных районов региона и прямое транспортное сообщение между населенными пунктами и областным центром в соответствии с минимальными социальными транспортными требованиями;
- улучшить качество пассажирских перевозок за счет повышения комфортности и безопасности, а так же сокращения времени в пути;
- обновить парк подвижного состава транспортных организаций;
- снизить убыточность перевозок транспортных предприятий за счет сокращения транспортных издержек и эксплуатационных затрат;
Из всего вышесказанного, можно выделить основную цель развития общественного транспорта в Брянской области – это создание единой системы общественного транспорта, которая удовлетворяла бы растущие потребности населения, и была ориентирована на граждан с ограниченной способностью к передвижению, которая гарантировала бы доступность и безопасность пассажирских перевозок, которые обеспечат повышение качества жизни населения и экономический рост региона.
Такая система позволит координировать и оптимизировать работы различных видов общественного транспорта, а также транспортную и ценовую доступность населения в регионе.