Статья:

Багажная служба как часть инфраструктуры аэропорта

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №6(6)

Рубрика: Технические науки

Выходные данные
Сорокин Е.С. Багажная служба как часть инфраструктуры аэропорта // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2017. № 6(6). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/6/21633 (дата обращения: 22.08.2018).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Багажная служба как часть инфраструктуры аэропорта

Сорокин Евгений Сергеевич
магистрат, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения (СПб ГУАП), РФ, г. Санкт-Петербург

 

В мире существует, согласно текущим оценкам, около пятидесяти тысяч аэропортов разных размеров и разных классов. В целом аэропорт должен выполнять следующие виды деятельности: обеспечивать взлет и посадку воздушных судов; обслуживание экипажей и пассажиров; техническое обслуживание воздушных судов, в том числе и заправку; обеспечивать все работы в аэропорту энергией, связью, транспортом и т.д.; в этот перечень входит и обработка почты, груза и багажа пассажиров.

В структуре работы аэропорта соответственно присутствует ряд производственных систем:

·     система управления аэропорта (менеджмент);

·     система обслуживания пассажиров, обработка багажа, грузов, почты;

·     система обслуживания воздушных судов;

·     система обеспечение авиационной безопасности;

·     система обеспечения технологических процессов;

·     система аварийно-спасательных работ;

·     система сервисных услуг;

·     система коммерческой службы аэропорта;

·     система обеспечения охраны окружающей среды;

·     и пр.

В работе любого конкретного работа присутствуют свои особенности, свои уникальные черты. Но в любом аэропорту главной системой является система обслуживания пассажиров вместе и их багажом, потому что для пассажиров в первую очередь аэропорты и создаются, как и вся гражданская авиация. Перевозка пассажиров является главным делом гражданской авиации, перевозки почты и грузов составляют меньшую часть ее работы.

В целом схема любого аэропорта позволяет выделить в нем две основные части – аэродром с приаэродромной территорией и служебно-техническая территория.

Аэродром – это специально подготовленная поверхность, имеющая специальное оборудование и ряд специальных сооружений, и предназначенная для взлета, посадки, руления, стоянки и обслуживания воздушных судов. На аэродроме также выполняется ряд видов обслуживания пассажиров – посадка, высадка, транспортировка - и операции по погрузки и выгрузке багажа, почти и груза.

Служебно-техническая территория – это территория аэропорта, на которой расположены здания и сооружения, обеспечивающие выполнение всей остальной деятельности аэропорта. В частности, на служебно-технической территории находится и багажная служба, которая размещается в зданиях пассажирско-грузового комплекса аэропорта (часто называемых терминалами).

Обычно служебно-техническая территория располагается вплотную к аэродрому, чтобы минимизировать время доступа к стоящим на аэродроме воздушным судам, и со стороны подхода к аэродрому главной автомобильной дороги, для облегчения доступа пассажиров и всех грузов, также при выборе места размещения служебно-технической территории имеет значение наличие и расположение инженерных сетей (вода, газ, электроэнергия, тепло, связь).

На служебно-технической территории размещаются здания и сооружения трех видов:

·     здания и сооружения пассажирско-грузового комплекса;

·     здания и сооружения комплекса технического обслуживания воздушных судов (иначе называемого авиационно-технической базой); и

·     здания и сооружения вспомогательного комплекса аэропорта.

Пассажирско-грузовой комплекс состоит, в общем случае, из аэровокзала, привокзальной площади и примыкающей части перрона. Основным показателем работы аэровокзала является его пропускная способность, рассчитываемая как количество пассажиров всех классов, обслуживаемых в течение одного часа. В зависимости от этого показателя аэровокзалы подразделяются на крупные (свыше 2000 пас/ч), большие (1000–2000 пас/ч), средние (400–1000 пас/ч) и малые (менее 400 пас/ч). В этой характеристике, помимо собственно пассажиров, учитывается, безусловно, и их багаж, поскольку само понятие обслуживания пассажира включает в себя и обработку их багажа.

В крупных аэропортах создается по несколько аэровокзалов, или по несколько зон в пределах одного аэровокзала, предназначенных для обслуживания пассажиров разных категорий – прибывающих или отправляющихся, пассажиров внутренних и международных линий, и т.д.

Внутри аэровокзала также выделяются различные зоны, имеющие свое назначение – зоны ожидания для пассажиров, зоны проведения пограничных, таможенных и прочих формальностей, зоны контроля, зоны служебных помещений, там же располагается и зона обработки багажа пассажиров.

При рациональном проектировании аэровокзала должно обеспечиваться оптимальное согласование деятельности всех систем аэропорта, разделение и согласование движения всех информационных и материальных потоков, включая разделение потоков разных групп пассажиров и их багажа, при этом совершенно недопустима путаница, при которой багаж какого-нибудь конкретного пассажира улетает не туда, куда улетел пассажир. Хотя такие инциденты в практике работы аэропортов иногда, к сожалению, случаются.

В состав багажного комплекса входят:

·     зона комплектации багажа;

·     контрольно-пропускные пункты багажа;

·     грузовой перрон;

·     административно-служебные помещения.

Технологический процесс обработки багажа состоит в следующем:

·     взвешивание багажа;

·     транспортировка в зону комплектования загрузки на рейс;

·     перегрузка на транспортные средства;

·     транспортировка к месте стоянки воздушного судна;

·     погрузка багажа в воздушное судно.

Важными характеристиками багажной службы являются суточные и часовые объемы багажных потоков прибывающих и улетающих пассажиров, или, иначе говоря, пропускная способность багажной службы. Расчетные суточные объемы багажных потоков определяются в зависимости от годового объема перевозок, прогнозируемого с учетом опыта предыдущей деятельности; коэффициентов суточной неравномерности, выводимых на основании анализа многолетних фактических данных аналогичных аэропортов. Расчетная вместимость багажного комплекса определяется суточным грузооборотом.

При порейсовом оформлении багажа пропускная способность багажной службы определяется произведением количества рабочих мест регистрации и на производительность одного места регистрации, и измеряется в местах в час, мест/ч.

Время обработки багажа одного пассажира определяется как произведение длительности цикла обработки багажа одного пассажира на коэффициент совмещения операций.

Длительность цикла обработки багажа одного пассажира определяется суммой продолжительности технологических операций обработки бага­жа: времени на регистрацию билета одного пассажира, времени на взвешивание его багажа, времени на оформление багажной документа­ции и времени на установку багажа на транспортное средство. Измеряются этот цикл и все его слагаемые в секундах.

При свободном методе регистрации пропускная способность багажной службы определяется производительностью сорти­ровочной системы, поскольку именно процесс сортировки является самым трудоемким и продолжительным во всем комплексе операций по обработке багажа.

В завершение этой статьи отметим, что каждый аэропорт имеет свои особенности, обслуживает рейсы со своей спецификой, и перевозит пассажиров различных классов. Поэтому невозможно установить строгие единые критерии для багажных служб разных аэропортов. Например, если линия обслуживает многочисленных мелких коммерсантов-челноков, то в одну сторону они летят без багажа, а в другую - с тяжелой и многочисленной кладью. Багажной службе аэропорта приходится адаптироваться под запросы таких клиентов. На рейсах малой авиации в отдаленных районах багажная служба как таковая иногда вообще отсутствует, там пассажиры самостоятельно грузят свой багаж в салон самолета и выгружают по прибытии

В целом несомненным является то обстоятельство, что перевозка багажа является одной из важнейших задач гражданской авиации. Гражданская авиация создана для перевозки пассажиров, а большинство пассажиров имеет с собой какой-нибудь багаж, причем объемы багажа в течение времени постоянно растут. Увеличиваются требования людей к комфорту путешествий, следовательно, они берут с собой в дорогу больше вещей. И багажная служба должна удовлетворять меняющимся запросам, продиктованным временем, и работать с постоянным напряжением, обеспечивая быструю и надежную обработку багажа пассажиров гражданской авиации.

 

Список литературы:

1. Артамонов, Б. В. Управление деятельностью аэропорта / Б. В. Артамонов, Л. П. Волкова. – М.: МГТУ ГА, 1998. 
2. Ашфорд, Н. Функционирование аэропорта. – М.: Транспорт, 1991.
3. Волкова, Л. П. Взаимодействие аэропорта и авиакомпаний при наземном обслуживании воздушных перевозок. Научный Вестник № 41. – МГТУ ГА, 2001. 
4. Руководство по багажным перевозкам на воздушных линиях. – М.: Воздушный транспорт, 1986.
5. Руководство по обслуживанию пассажиров на воздушных линиях. – М.: Воздушный транспорт, 1986.
6. Руководство по проектированию аэродромов. – ИКАО, 2016. – 166 с.
7. Руппель, К. К. Реструктуризация аэропортов России в условиях рыночной экономики, автореферат. – Государственная Академия управления им. С. Орджоникидзе, 1998. 
8. Технологии и методы моделирования пассажирских перевозок на воздушном транспорте / Н. Н. Майоров, В. А. Фетисов, А. Н. Гардюк. – СПб.: ГУАП, 2014. – 216 с.