Статья:

Глобальная сеть Интернет как способ получения информации оказывающей и ее влияние на социально-политическую активность

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(70)

Рубрика: Социология

Выходные данные
Мелешкина М.В. Глобальная сеть Интернет как способ получения информации оказывающей и ее влияние на социально-политическую активность // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 19(70). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/70/52405 (дата обращения: 23.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Глобальная сеть Интернет как способ получения информации оказывающей и ее влияние на социально-политическую активность

Мелешкина Мария Вадимовна
магистрант С(А)ФУ им. М.В. Ломоносова, РФ, г. Архангельск

 

Данная статья посвящена проблеме влияния получаемой информации, из сети интернет, которая в настоящее время является одной из наиболее актуальной.

Если обратиться к статистике показывающая количество аудитории интернет-пользователей в России к началу 2019 года, то пользователями являются 90 миллионов человек в возрасте старше 16 лет.

Среди взрослого населения страны показателей пользователей в результате проникновения интернета составляет 75,4%. Среди средств, с помощью которых пользователи осуществляют вход в Интернет растет аудитория использующая для этих целей смартфон. По статистике 61% составляет доля пользователей интернета на мобильных устройствах. 

Стремительное развитие в 2000-е г. Интернета и созданных на его базе информационно-компьютерных технологий существенным образом повлияло на общество, предопределило особенности существования и динамику развития социальной системы.  

М. Кастельс отмечал, что Интернет – это «информационная технология и социальная форма, которая воплощает в себе информационную эпоху так же, как электрический двигатель был рычагом социальных и технических изменений индустриальной эпохи. Интернет воплощает культуру свободы и личного творчества, будучи как источником новой экономики, так и общественного движения, базирующегося скорее на изменении человеческого сознания, чем на увеличении власти государства» [3, с. 17].

На сегодняшней день сеть Интернет становится одним из основных источников получения информации. Возникшая в возможность получения информации из различных источников, но особое место стоит выделить неформальным средствам коммуникации в сети Интернет, которые своего рода выступают «сарафанным радио». Важной отличительной чертой современного Интернет-пространство от традиционных СМИ то, что пользователь одновременно может являться не только получателем информации, но также из получателя информации превращаться в ее производителя.

Высокая скорость обмена и распространения информации привела к тому, что многие печатные СМИ стали создавать свои электронные версии традиционных изданий, все более заметно то, что государственные и некоммерческие учреждения стараются быть представленными в Интернете, для отражения своей деятельности и налаживания обратной связи с получателями информации.

Как отмечает А.А. Родионов, социальная сущность Интернета заключается не только в том, что он является уникальным хранилищем и источником информации, но выступает в качестве своеобразного общественного института, который обладает определенным правовым статусом и выполняет ряд важных функций в жизнедеятельности современного общества. Правовое регулирование функционирования Интернета определяется необходимостью обеспечения информационной безопасности и надежной защиты прав и законных интересов потребителей информации

Рассматривая молодежь, стоит отметить, что в настоящее время она предпочитает получать информацию из сети Интернет. Помимо быстрого доступа к ресурсу, а также такого факта, что теперь не требуется ждать определенное количество времени для того чтобы узнать о событиях, произошедших «только что», так как раньше информация была доступна через определенное количество времени необходимое на публикацию новостной статьи в традиционных СМИ. Следует выделить отношение молодежи к информационным ресурсам сети интернет, а именно то, что такие ресурсы наименее ангажированными властью, и в них снижен уровень политической цензуры.

Российский исследователь А.Н. Ильин в своей статье указывает, что снижение цензуры в Интернете представляется возможным благодаря обратной связи между автором и получателем информации. «Если газеты, радио и телевидение -  это примеры односторонней коммуникации, то Сеть (не вся) предполагает диалог, возможность выразить свое мнение о каком-либо вопросе, подискутировать с автором. В Сети читатель сам может стать автором, оставляя свой комментарий или публикуя ответную статью на уже опубликованный текст. Такой свободный доступ можно конституировать как одно из средств борьбы против информационного давления. Когда из процесса получения информации исключается диалог, а реципиенты превращаются в пассивно воспринимающую сообщения толпу, у них ослабевает защита перед манипуляциями» [2, с. 11].

Совершенствование информационных технологий и коммуникаций в сфере политики ставит своей целью повышение уровня доверия со стороны граждан к власти. Интернет следует рассматривать в качестве средства политической коммуникации, характеризующегося, в первую очередь, политико-информационной составляющей. Интернет является одним из наиболее самых перспективных направлений развития политической коммуникации в современном обществе, как одно из наиболее действенных средств обеспечения политического процесса в интересах народа.

Благодаря тем возможностям, которые стали доступны с появлением и расширением территории пользователей сети Интернет они повлекли за собой появление новых видов активности, которые ранее были технически невозможны, в качестве примера можно выделить такую возможность как мониторинг выбор по web-камерам в режиме реального времени. Такая форма активности является популярной и для тех, кто отказывается участвовать в выборах, но может проследить процесс голосования на различных участках.

Одним из факторов, определяющих политическую активность гражданина в интернете, является мотивация [4, с. 61]. Под мотивацией следует понимать интерес, знания и уверенность, которую люди вносят в процесс политического участия: процесс взаимодействия с информацией различается, одни люди просматривая новости или читая газету случайно натыкаются на политическую информацию, полной противоположностью будет поведение, когда люди специально выбирают политические сайты, издания.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:

1. Что пользователи сети Интернет использующие для поиска информации политической направленности, а также для интернет-коммуникаций с властями или для участия в обсуждении общественных проблем, изначально являются более мотивированными, информированными и заинтересованными в политической активности.

Исследования интернет-активности также позволяют сделать вывод о том, что использование информационных компьютерных технологий существенно не влияет на уровень конвенциональное участия, к такому виду участию следует отнести интернет-голосование, контакт с политиками и т.д. [1, с. 46]. Зато неконвенциональные группы, группы, направленные на политический протест в интернете или же «виртуальные забастовки» активно используют основные возможности информационных компьютерных технологий для мобилизации граждан, координации и организации собственных действий.

2. Следует учесть скорость обращения информации в сети. Это самый быстрый ресурс доступа к информации, так как сеть пользователей обширна. Современный пользователь сети Интернет одновременно может выступать в качестве получателя информации, а также и ее производителя.

3. Молодежь чаще обращается к информационным ресурсам сети Интернет, так как считает такие ресурсы наименее ангажированными властью, и в них снижен уровень политической цензуры.

4. Возможность обратной связи между автором и получателем информации, можно выразить свое мнение о каком-либо вопросе, подискутировать с автором.

 

Список литературы:
1. Дзялошинский И.М., Мастерова Ю.И. Медиа и социальная активность молодежи // Медиаобразование: от теории к практике. Томск, 2009. С.10-49.
2. Ильин А.Н. Интернет как альтернатива политически ангажированным СМИ // Полис. Политические исследования. 2012. №4
3. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество, культура М. 2000.С.122
4. Мастерова Ю.И. Формирование ценностных ориентаций молодежи в современном информационном обществе. Пути выхода из кризиса. // Сборник статей аспирантов факультета прикладной политологии ГУ-ВШЭ. М.: Издательство Государственного университета Высшей Школы Экономики, 2007. С.57-65.