Статья:

Особенности оптимизации маркетинга зерновых продуктов в Республике Казахстан

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(71)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Кадырова Г.Е. Особенности оптимизации маркетинга зерновых продуктов в Республике Казахстан // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 20(71). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/71/53659 (дата обращения: 23.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности оптимизации маркетинга зерновых продуктов в Республике Казахстан

Кадырова Гаухар Ерлановна
магистрант, Казахский агротехнический университет им.С.Сейфуллина, Казахстан, г. Астана

 

Выращивание зерновых культур является многие годы приоритетным направлением развития сельского хозяйства. В последние годы общие посевы зерновых культур занимают свыше 80% посевной площади сельскохозяйственных культур. Поэтому,зерновое производство является одной из стратегических отраслей республики, от состояния которой зависит продовольственная безопасность страны, доходы и занятость населения, а так же развитие сопутствующих отраслей (животноводство, птицеводство, пищевая и перерабатывающая промышленность).

В сложившихся условиях хозяйствования в Казахстане,необходимо выделить четкое деление субьектов рынка,а так же возникновение интеграционных процессов,предполагающих взаимосвязь между всеми партнерами участвующими в отрасли сельского хозяйства. Исходя из этого,возникает необходимость создания такой структуры управления отраслью которая позволяла бы обеспечить не только поступление из сельского хозяйства необходимой массы зерновых в данный момент времени, но и создавала экономически выгодные условия для предприятий работающих во всей цепи производство-потребление.

Управление, то есть маркетинг,включает в себя все процессы от начала создания продукта до его продажи конечным потребителям.

Маркетинговая деятельность фирмы направлена на то, чтобы достаточно обоснованно, опираясь на запросы рынка, устанавливать конкретные текущие и главным образом долговременные  цели, пути их достижения и реальные источники ресурсов хозяйственной деятельности; определять ассортимент и качество продукции, ее приоритеты, оптимальную структуру производства и желаемую прибыль [1].

Для создания управленческой базы необходимо рассмотреть проблемы хозяйств в контексте Государство-Производитель. В точности, воспроизводство зерновых культур не только крупными, но и мелкими сельхозпроизводителями, которые и формируют местный рынка. За последние годы хозяйства Казахстана столкнулись со следующими проблемами:

  1. Сельское хозяйство считается сферой с высокими рисками.Получить банковский кредит представляется возможным только при  наличии высоколиквидного залога, поэтому доля собственных средств сельхозтоваропроизводителей Казахстана в общем объеме инвестиций в основной капитал в последние годы составляет в среднем  75%. Позволить инвестировать могут только крупные хозяйства.
  2. Парк сельскохозяйственной техники изношен на на 87%. Работа на выработавших свой ресурс машинах и технике , капитальный и текущий ремонт являются одними из крупнейших расходов в статье затртат.
  3. Качественная агрохимия является импортным продуктом и стоит на первом месте при расчете себестоиомсти зерновых. Вынужденная экономия на агрохимии приводит к снижению качества конечного продукта, а так же к снижению качества посадочного материала, что приводит к цикличному заражению из года в год, а так же потери части урожая.
  4. Отсутствие возможности самоятоятельно хранить зерно, а так же высокие цены на хранение зерна на хлебоприемных предприятиях, а так же на элеваторах приводят к вынужденной продаже продукта независимо от колебаний цен на рынке. Это значит, предприятия не являются конкурентоспособными и вынуждены подчиняться условиям создаваемым элеваторами.
  5. Важной составляющих общей маркетинговой стратегии коммерческой организации является формирование баланса между издержками и общей совокупной выгодой предприятия. Наряду с повышением ка­чества продукции, уменьшение затрат на производство во многом опре­деляет конкурентоспособность предприятия, устойчивость его финансо­вого состояния, платежеспособность и кредитоспособность клиента банка.
  6. Знание технологического процесса и  анализ затрат производства может помочь более рационально использовать ресурсы предприятий, а также разработать меры, способствующие минимизации издержек и развитию предприятия в целом.

Проанализировав актуальные проблемы аграриев, необходимо выделить те проблемы,с которыми среднестатистическое предприятие может справиться самостоятельно путем оптимизации деятельности.

Оптимизация производства – это ликвидация недочетов предприятия, акцентуация внимания на достоинствах технологии. Процедура подразумевает прохождение трех этапов: планирование, утверждение и внедрение.

Она способствует снижению количества управленческих ошибок и недочетов, уменьшению расходов на выпуск продукции, повышению прибыли предприятия и эффективности работы.

Кроме этого, оптимизация производства может быть внедрена с целью выхода из финансового кризиса [2].

Осуществления оптимизации деятльности предприятия заключается в процессе поиска компромиссных вариантов, позволяющих улучшить производственные показатели. Первым шагом оптимизации является определение объекта и цели. Типичным вариантом оптимизации является выявление наиболее дорогостоящих функций предприятия. При этом возможны два пути оптимизации: «без» привлечения дополнительных средств и «с» вложением капитала.

Затраты, которые можно оптимизировать :

· Перепроизводство — производство сверх объема, необходимого заказчикам

· Задержки, простой

· Лишние погрузки (разгрузки), перевалочные операции

· Запасы — приобретение ненужных сырьевых материалов, полуфабрикатов, готовых изделий

· Лишние перемещения людей, продуктов

· Ненужные операции, производственные приемы

· Бракованные изделия.

Для казахстанских производителей проблемы задержек в производстве,неправильный расход времени, брак продукта связан с устареванием автопарка. Выход из положения-обновлением, при котором предприятие сталкивается с пролемой финансирования. Эта проблема  может быть решена следующим образом:

1.Оформление лизинга при помощи софинансирования программами Национального холдинга- КазАгро. На данный момент средняя ставка кредитования является 14,5% годовых,а на специальные виды техники возможно получить кредит под 6 %. Кроме того, КазАгро сотрудничает и поодерживает казахстанских производителей техники, а это значит что цены на такую технику значительно ниже импортной техники [3] ;

2. Создание так называемых союзов предприятий. Мировая практика показывает,что мелким производителям нет необходимости в создании собственного технопарка. На основе договора закупа и пользования возможно закупать оборудование совместно с соседними предприятиями,что позволит снизить издержки на покупку оборудования в единоличное пользование.

Кроме сельскохозяйственных машин, такими же путями можно решить проблему устаревания оборудования.

Второй проблемой, на которую предприятие может влиять и вносить свои изменения - это хранение зерновых культур в ХПП и элеваторах. Альтернативой является строительство собственных быстровозводимх ангаров, которые могут быть испольованы под различные культуры и подходят к казахстанскому климату. Такое сооружение имеет ряд преимуществ,например:

  • низкая стоимость оборудования,
  • экономичный способ хранения (затраты на электроэнергию для вентиляции),
  • быстрая окупаемость (экономия на услугах стационарных элеваторов),
  • выгодность хранения (реализация зерновых на пике цен),
  • легкость установки,
  • мобильность (зернохранилище может быть демонтировано и перенесено в другое место),
  • минимум разрешительной работы (не требуется проекта на строительство).

Стоимость строительства быстровозводимого хранилища с  датчиками контроля за температурой и влажностью, системой вентиляции варьируется от региона к региону.

Основными поставщиками является Российская Федерация, а так же Китай. Однако по сравнению со строительством силоса, окупаемость быстровозводимого ангара составляет 8-10 лет.

При этом строительство собственного зернохранилища позволит предприятию анализировать рынок и заниматься продажей зерновых в «выгодное» время.

Анализ существующих  параметров и поиск альтернативных путей являются залогом повышения конкурентоспособности предприятия,а так же способствует увеличению жизненного цикла.

Поэтому маркетинговая деятельность должна осущесвтляться на всех уровнях производства независимо от размеров предприятия.

 

Список литературы:
1. Горфинкель В.Я. Экономика предприятия,-6-е изд.,перераб. и доп.-М: Золотой фонд российских учебников,2012.-133 с.
2. https://www.gd.ru/articles/9326-optimizatsiya-proizvodstva
3. https://www.kazagro.kz/ru/