Особенности оптимизации маркетинга зерновых продуктов в Республике Казахстан
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(71)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(71)
Особенности оптимизации маркетинга зерновых продуктов в Республике Казахстан
Выращивание зерновых культур является многие годы приоритетным направлением развития сельского хозяйства. В последние годы общие посевы зерновых культур занимают свыше 80% посевной площади сельскохозяйственных культур. Поэтому,зерновое производство является одной из стратегических отраслей республики, от состояния которой зависит продовольственная безопасность страны, доходы и занятость населения, а так же развитие сопутствующих отраслей (животноводство, птицеводство, пищевая и перерабатывающая промышленность).
В сложившихся условиях хозяйствования в Казахстане,необходимо выделить четкое деление субьектов рынка,а так же возникновение интеграционных процессов,предполагающих взаимосвязь между всеми партнерами участвующими в отрасли сельского хозяйства. Исходя из этого,возникает необходимость создания такой структуры управления отраслью которая позволяла бы обеспечить не только поступление из сельского хозяйства необходимой массы зерновых в данный момент времени, но и создавала экономически выгодные условия для предприятий работающих во всей цепи производство-потребление.
Управление, то есть маркетинг,включает в себя все процессы от начала создания продукта до его продажи конечным потребителям.
Маркетинговая деятельность фирмы направлена на то, чтобы достаточно обоснованно, опираясь на запросы рынка, устанавливать конкретные текущие и главным образом долговременные цели, пути их достижения и реальные источники ресурсов хозяйственной деятельности; определять ассортимент и качество продукции, ее приоритеты, оптимальную структуру производства и желаемую прибыль [1].
Для создания управленческой базы необходимо рассмотреть проблемы хозяйств в контексте Государство-Производитель. В точности, воспроизводство зерновых культур не только крупными, но и мелкими сельхозпроизводителями, которые и формируют местный рынка. За последние годы хозяйства Казахстана столкнулись со следующими проблемами:
- Сельское хозяйство считается сферой с высокими рисками.Получить банковский кредит представляется возможным только при наличии высоколиквидного залога, поэтому доля собственных средств сельхозтоваропроизводителей Казахстана в общем объеме инвестиций в основной капитал в последние годы составляет в среднем 75%. Позволить инвестировать могут только крупные хозяйства.
- Парк сельскохозяйственной техники изношен на на 87%. Работа на выработавших свой ресурс машинах и технике , капитальный и текущий ремонт являются одними из крупнейших расходов в статье затртат.
- Качественная агрохимия является импортным продуктом и стоит на первом месте при расчете себестоиомсти зерновых. Вынужденная экономия на агрохимии приводит к снижению качества конечного продукта, а так же к снижению качества посадочного материала, что приводит к цикличному заражению из года в год, а так же потери части урожая.
- Отсутствие возможности самоятоятельно хранить зерно, а так же высокие цены на хранение зерна на хлебоприемных предприятиях, а так же на элеваторах приводят к вынужденной продаже продукта независимо от колебаний цен на рынке. Это значит, предприятия не являются конкурентоспособными и вынуждены подчиняться условиям создаваемым элеваторами.
- Важной составляющих общей маркетинговой стратегии коммерческой организации является формирование баланса между издержками и общей совокупной выгодой предприятия. Наряду с повышением качества продукции, уменьшение затрат на производство во многом определяет конкурентоспособность предприятия, устойчивость его финансового состояния, платежеспособность и кредитоспособность клиента банка.
- Знание технологического процесса и анализ затрат производства может помочь более рационально использовать ресурсы предприятий, а также разработать меры, способствующие минимизации издержек и развитию предприятия в целом.
Проанализировав актуальные проблемы аграриев, необходимо выделить те проблемы,с которыми среднестатистическое предприятие может справиться самостоятельно путем оптимизации деятельности.
Оптимизация производства – это ликвидация недочетов предприятия, акцентуация внимания на достоинствах технологии. Процедура подразумевает прохождение трех этапов: планирование, утверждение и внедрение.
Она способствует снижению количества управленческих ошибок и недочетов, уменьшению расходов на выпуск продукции, повышению прибыли предприятия и эффективности работы.
Кроме этого, оптимизация производства может быть внедрена с целью выхода из финансового кризиса [2].
Осуществления оптимизации деятльности предприятия заключается в процессе поиска компромиссных вариантов, позволяющих улучшить производственные показатели. Первым шагом оптимизации является определение объекта и цели. Типичным вариантом оптимизации является выявление наиболее дорогостоящих функций предприятия. При этом возможны два пути оптимизации: «без» привлечения дополнительных средств и «с» вложением капитала.
Затраты, которые можно оптимизировать :
· Перепроизводство — производство сверх объема, необходимого заказчикам
· Задержки, простой
· Лишние погрузки (разгрузки), перевалочные операции
· Запасы — приобретение ненужных сырьевых материалов, полуфабрикатов, готовых изделий
· Лишние перемещения людей, продуктов
· Ненужные операции, производственные приемы
· Бракованные изделия.
Для казахстанских производителей проблемы задержек в производстве,неправильный расход времени, брак продукта связан с устареванием автопарка. Выход из положения-обновлением, при котором предприятие сталкивается с пролемой финансирования. Эта проблема может быть решена следующим образом:
1.Оформление лизинга при помощи софинансирования программами Национального холдинга- КазАгро. На данный момент средняя ставка кредитования является 14,5% годовых,а на специальные виды техники возможно получить кредит под 6 %. Кроме того, КазАгро сотрудничает и поодерживает казахстанских производителей техники, а это значит что цены на такую технику значительно ниже импортной техники [3] ;
2. Создание так называемых союзов предприятий. Мировая практика показывает,что мелким производителям нет необходимости в создании собственного технопарка. На основе договора закупа и пользования возможно закупать оборудование совместно с соседними предприятиями,что позволит снизить издержки на покупку оборудования в единоличное пользование.
Кроме сельскохозяйственных машин, такими же путями можно решить проблему устаревания оборудования.
Второй проблемой, на которую предприятие может влиять и вносить свои изменения - это хранение зерновых культур в ХПП и элеваторах. Альтернативой является строительство собственных быстровозводимх ангаров, которые могут быть испольованы под различные культуры и подходят к казахстанскому климату. Такое сооружение имеет ряд преимуществ,например:
- низкая стоимость оборудования,
- экономичный способ хранения (затраты на электроэнергию для вентиляции),
- быстрая окупаемость (экономия на услугах стационарных элеваторов),
- выгодность хранения (реализация зерновых на пике цен),
- легкость установки,
- мобильность (зернохранилище может быть демонтировано и перенесено в другое место),
- минимум разрешительной работы (не требуется проекта на строительство).
Стоимость строительства быстровозводимого хранилища с датчиками контроля за температурой и влажностью, системой вентиляции варьируется от региона к региону.
Основными поставщиками является Российская Федерация, а так же Китай. Однако по сравнению со строительством силоса, окупаемость быстровозводимого ангара составляет 8-10 лет.
При этом строительство собственного зернохранилища позволит предприятию анализировать рынок и заниматься продажей зерновых в «выгодное» время.
Анализ существующих параметров и поиск альтернативных путей являются залогом повышения конкурентоспособности предприятия,а так же способствует увеличению жизненного цикла.
Поэтому маркетинговая деятельность должна осущесвтляться на всех уровнях производства независимо от размеров предприятия.