Статья:

Роль государственного мониторинга земель в системе управления земельными ресурсами

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(72)

Рубрика: Науки о Земле

Выходные данные
Каранова О.Н., Ширина Н.В. Роль государственного мониторинга земель в системе управления земельными ресурсами // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 21(72). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/72/54405 (дата обращения: 25.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Роль государственного мониторинга земель в системе управления земельными ресурсами

Каранова Олеся Николаевна
студент Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, РФ, г. Белгород
Ширина Наталья Владимировна
доцент, канд. техн. наук, Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, РФ, г. Белгород

 

Важность участия государства в сфере охраны окружающей среды и рационального использования земельных ресурсов возрастает с каждым годом, поэтому возникает необходимость организации мониторинга земель, регулирования качества окружающей среды, предупреждения загрязнения земель и обеспечение их продуктивности. Решению этих задач способствует организация информационного обеспечения экологической устойчивости земельных угодий, системы мер по интенсификации землепользования, повышению плодородия почв, проведению системы землеустроительных работ, а также работ по снижению антропогенного воздействия на почвы [2].

На протяжении всей истории уровень благосостояния общества зависел и зависит от умения использовать такой  ценный природный ресурс, как земельный. Земля является незаменимым компонентом природной среды и представляет собой основу материальных благ, а также имеет территориальную, качественную и количественную неоднородность и изменчивость свойств.

Немаловажная значимость земли раскрывается в аграрном хозяйстве, так как процесс сельскохозяйственного производства напрямую связан со свойствами земли. Уровень благосостояния общества наряду с функционированием отраслей народного хозяйства зависит от правильного, рационального использования почв.

В настоящее время все больше увеличивается потребность в землях для несельскохозяйственных целей. Земли либо полностью освоены, либо отчуждены под населенные пункты, промышленные предприятия, линии связи, аэродромы,  дороги, трубопроводы. Также, необходимо помнить, что прямое уничтожение почв происходит вследствие добычи полезных ископаемых.

Благодаря геоинформационным системам создается эффективный мониторинг земель, решаются задачи своевременного обнаружения изменений, прогноза и формирования рекомендаций по предупреждению и ликвидации последствий негативных воздействий на почвы, а также обеспечивается деятельность по ведению государственного земельного кадастра.

Основной целью любой программы мониторинга является информационное обеспечение экологической устойчивости земельных угодий. Для этого производится анализ множества различных достоверных и регулярно обновляемых сведений о состоянии земли.

Цель программы мониторинга может быть различной, направленной на:

1) Получение информации, связанной с конкретным вопросом;

2) Предоставление информации для заинтересованной в данном направлении аудитории (общественности, администрации, предприятия, государственных органов) и ее распространение;

3) Принятие мер, направленных на улучшение обстановки или имеющих целью добиться принятия необходимых решений [3].

Основными задачами государственного мониторинга земель являются:

- организация и проведение наблюдения за количественными и качественными показателями, характеризующими состояние земельных ресурсов (почв);

- контроль качества земельных ресурсов, почв, вод вследствие неблагоприятной хозяйственной деятельности, в результате которой возникло ухудшение свойств почв, снижение их плодородия на крупных площадях, эрозии, а также прогнозирование состояния земель;

- оценка фактического экологического состояния земель;

- контроль над соблюдением правил и норм, стандартов качества земельных ресурсов при землепользовании;

- разработка мероприятий по эффективному использованию земель и сокращению пагубного воздействия на почвы;

- обнаружение новых источников загрязнений и их динамика, прогноз развития негативных факторов, воздействующих на окружающую среду;

- своевременное предоставление информации о состоянии, как земельных ресурсов, так и окружающей среды в целом органам государственной власти, органам местного самоуправления, природоохранным органам, физическим и юридическим лицам;

- обеспечение эффективности природоохранных мер и контроль над осуществлением мероприятий по использованию и охране земель;

- информационное обеспечение не только государственного земельного кадастра, но и кадастров других природных сред.

Субъектами государственного мониторинга земель являются Росреестр и его территориальные органы в субъектах РФ и муниципальных образованиях. Объектом государственного мониторинга земель является земельный фонд Российской Федерации независимо от форм собственности, режима и характера использования земельных участков. Порядок ведения мониторинга земель Российской Федерации регламентируется Правительством РФ.

Специалисты Управления Росреестра осуществляют сбор информации о состоянии земель в области, также производят анализ и оценку качественного состояния земель по данным территориальных отделов районов и городов области. Полученные в ходе проведения мониторинга земель данные применяются для формирования ежегодного доклада о состоянии и использовании земель области, а также для информационного обеспечения деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц [4].

В процессе сбора информации об использовании земель особому вниманию подлежат выявленные факты ухудшения состояния земель при изменении целевого или фактического использования земельных участков. На основе этих фактов и полученной информации составляется программа государственного земельного контроля.

Необходимо отметить, что при ведении мониторинга земель соблюдается принцип взаимной совместимости данных, базирующийся на применении единой государственной системы координат, высот, единых классификаторов, картографических проекций, кодов, системы единиц и других показателей.

Технической основой сбора, хранения, обработки и выдачи информации мониторинга земельных ресурсов являются геоинформационные системы, основанные на применении современной компьютерной техники, функционирующей благодаря унифицированным программным средствам.

Росреестр провел анализ докладов за 2017 год об использовании и состоянии земель, принадлежащим субъектам Российской Федерации. В результате, качественное и экологическое состояние земель показало, что практически на всей территории Российской Федерации наблюдается деградация земель. В частности, в районах Крайнего Севера многоцелевое и крупномасштабное промышленное освоение территорий повлекло за собой масштабные очаги сильного загрязнения, нарушения, захламления и деградации земель.

Опираясь на данные, полученные территориальными органами Росреестра в порядке информационного взаимодействия с различными организациями и ведомствами, осуществлявшими в 2017 году работы по исследованию состояния земель в рамках реализации государственных, региональных и муниципальных целевых программ, касающихся вопросов охраны и рационального использования земельных ресурсов,  установлено следующее:

- на территории Челябинской области выполнены работы по мониторингу состояния особо охраняемой природной территории – памятника природы озера Увильды;

- на территории Калужской области  проведены конкурсные процедуры на оказание услуг по предоставлению и обработке данных дистанционного зондирования Земли и картографированию сельскохозяйственного землепользования на территории области для актуализации сведений по зарастанию и использованию земель сельскохозяйственного назначения региона;

- мероприятия по рекультивации нарушенных земель осуществлялись на территории Омской и Самарской областей;

- на территории Республики Башкортостан, Удмуртской Республики, Чувашской Республики, Республики Марий-Эл, Ивановской, Челябинской, Иркутской, Саратовской и Курской областей проведены работы по агроэкологическому, агрохимическому и эколого-токсикологическому обследованию почв земель сельскохозяйственного назначения.

В 2017 году Росреестр для реализации полномочий по государственному мониторингу земель, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предназначенных на проведение мероприятия «Землеустройство и мониторинг состояния и использования земельных ресурсов» Государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика», в целях исполнения государственных контрактов были осуществлены работы по мониторингу состояния и использования земель на территории 19 муниципальных образований 12 субъектов Российской Федерации: Хабаровского и Приморского краев, Амурской, Вологодской, Кировской, Ленинградской, Мурманской, Нижегородской, Новгородской, Пензенской и Ульяновской областей, Еврейской автономной области.

По результатам работ получена актуальная информация, которая может быть использована в качестве информационной основы при проведении государственного земельного надзора. Особенное значение приобретают разработки рекомендаций для  предупреждения и устранения последствий различных негативных процессов. Также в информации о состоянии земельных ресурсов заинтересованы органы государственной власти, местного самоуправления, юридические и физические лица.

Общая площадь объектов, на которых проведены в 2017 году работы по мониторингу использования и состояния земель составила порядка 14,8 млн. га [1]. 

 

Список литературы:
1. Доклад о состоянии и использовании земель за 2017. / Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Белгородской области. – Белгород, 2018. – 174 с.© О.Н. Каранова, 2019 УДК 504.064.36
2. Варламов А.А. Земельный кадастр: В 6 т. Т.2. Управление земельными ресурсами: Учебное пособие – М.: КолосС, 2004. С.528.
3. Вершинин В.В. Мониторинг земель: экологические составляющие Текст.: учебное пособие для студентов ВУЗов / В.В. Вершинин, Г.Е. Ларина, А.О. Хомутова. М.:ГУЗ, 2009. С. 169
4. Росреестр [Электронный ресурс]. URL: https://rosreestr.ru/site/activity/gosudarstvennyy-monitoring-zemel/