Статья:

ФАКУЛЬТАТИВНЫЙ КУРС «ГЕОГРАФИЯ ЧЕРНЫШЕВСКОГО РАЙОНА»

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №42(221)

Рубрика: Науки о Земле

Выходные данные
Замарехина А.Е. ФАКУЛЬТАТИВНЫЙ КУРС «ГЕОГРАФИЯ ЧЕРНЫШЕВСКОГО РАЙОНА» // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 42(221). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/221/121426 (дата обращения: 29.03.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ФАКУЛЬТАТИВНЫЙ КУРС «ГЕОГРАФИЯ ЧЕРНЫШЕВСКОГО РАЙОНА»

Замарехина Анна Евгеньевна
магистрант, Забайкальский государственный университет, РФ, г. Чита
Козырева Ксения Сергеевна
научный руководитель, доцент кафедры географии, безопасности жизнедеятельности и технологии, Забайкальский государственный университет, РФ, г. Чита

 

Изучение родного края необходимый и значимый компонент содержания школьного образования, но зачастую в школах он преподаётся на уровне интегрированных учебных курсов. Так, например, в МОУ СОШ п. Жирекен география своего края изучается в рамках модуля «География Забайкальского края» предназначена для 8-9 классов общеобразовательных организаций Забайкальского края. А между тем, что находится в более близком расположении, в окрестностях своего населённого пункта, остаётся не изученным. В связи с этим, мы предлагаем авторскую программу факультативного курса «География Чернышевского района».

На наш взгляд, необходимые условия для географического изучения своей местности создаются на факультативных курсах. Факультативный курс (факультатив) (франц. facultatif - от лат. facultas - возможность), необязательный учебный курс или предмет, изучаемый студентами вузов и учащимися средних учебных заведений по их желанию для углубления и расширения научно-теоретических знаний[1].

Преимущество факультативов среди других форм организации обучения:

- проводятся вне основного расписания, что позволяет использовать разнообразны формы, занимающие большего времени по своему проведению, такие как природоведческие и производственные экскурсии, посещение музеев, географические вечера, конференции, выставки и тд.

- как правило, факультативы посещаются по желанию, что способствует высокому уровню учебной мотивации учащихся;

- способствуют развитию проектной и исследовательской деятельности через написание исследовательских работ, рефератов, проектов.

Программа факультатива «География Чернышевского района» имеет большое познавательное и учебно-воспитательное значение, расширяет кругозор, позволяет удовлетворить индивидуальные познавательные интересы учащихся, воспитывает патриота своей страны не на абстрактных идеалах, а на конкретных примерах.

Содержание курса опирается на наличие опорных знаний учащихся по природоведению, географии, геологии, истории. Разделы программы включают в себя изучение местных природных, геологических, промышленных, хозяйственных, объектов и явлений.

Программа курса предназначена, для учащихся 10 - 11 классов и  рассчитана на один учебный год, 34 часа, один час в неделю.

Содержание курса

Раздел I. Введение. Географическое положение. История исследования территории, административное устройство Чернышевского района.

Тема 1. Введение. Географическое положение.

Особенности географического положения района. Границы, площадь района. Экономико–географическое положение. Отрицательные и положительные аспекты географического положения района, их влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Координаты своего населённого пункта.

Практические работы:

Определение ГП и оценка его влияния на природу и жизнь людей в районе.

Определение координат пгт. Жирекен.

Тема2. История Чернышевского района

Первые поселения. Коренное население. История названия «из посёлка Поповского - в волость Чернышевская». Развития районного центра посёлка Чернышевск. Открытие месторождение молибдена, стройка Жирекена, история развития.

Тема 3. Административное устройство

 Административное устройство и населенные пункты. Герб и флаг.

Практические работы:

Нанесение на карту населённых пунктов района.

Раздел III. Природа Чернышевского района

Тема 1. Геологическое строение

История геологического развития. Геологическое строение.

Практические работы:

Оформление геохронологической таблицы.

Тема 2. Рельеф и полезные ископаемые Чернышевского района

Разнообразие рельефа на территории района. Рельефообразующие процессы. Месторождения полезных ископаемых. Букачачинское каменноугольное месторождение. Жирекенское месторождение молибдена. Влияние рельефа на природу, жизнь и хозяйство людей. Изменение рельефа под влиянием инфраструктуры.

Практические работы:

Нанесение элементов рельефа на контурную карту.

Заполнение таблицы описания и определения горных пород.

Тема 3. Климат Чернышевского района

Климат и климатообразующие факторы. Характерные особенности климата. Температуры воздуха и их изменение в течение года в пределах своей местности. Влияние климата на жизнь и здоровье людей.

Практические работы:

Оформление дневника наблюдений.

Тема 4. Внутренние воды

Речная сеть района. Режим и питание рек. Реки бассейн Амура. Озера и болота района. Типы подземных вод. Проблемы загрязнения вод.

Практические работы:

Нанесение водных объектов на контурные карты.

Экскурсия к реке Алеурка.

Тема 5. Почвы. Разнообразие растительного и животного мира. Физико – географическое районирование.

Почвенный покров на территории района. Значение рационального использования и охраны почв. Растительный покров. Основные представители животного мира. Рыбы. Насекомые. Физико-географическое районирование. Природно-территориальные комплексы: горная тайга, степные и лесостепные комплексы.

Практические работы:

Создание презентации «Красная книга растений и животных Чернышевского района».

Тема 6. Состояние, проблемы и охраны природы.

Состояние, проблемы экологии и охраны природы. Природные и антропогенные факторы загрязнения окружающей среды.

Практические работы:

Создание и распространение среди населения памяток по охране окружающей среды.

Экскурсия на техническое водохранилище Жирекенского ГОКа.

Раздел III. Население и хозяйство Чернышевского района

Тема 1. Население.

Население Чернышевского района, численность и плотность. Половой и возрастной состав. Центры притяжения рабочей силы. Знаменитые люди района.

 Тема 2. Хозяйство района

Промышленные предприятия. Пищевая промышленность. Сельскохозяйственная промышленность. Транспорт. Великий сибирский путь. Социальный комплекс.

Практические работы:

Экскурсия на Щебеночный завод.

Тема 3. Проблемы и перспективы развития Чернышевского района.

Социальные проблемы края: массовая бедность и безработица, деградация социальной сферы и коммунально-жилищного хозяйства, рост заболеваемости и смертности. Экономические проблемы: глубокий спад в промышленности, недоиспользование производственного потенциала, низкая эффективность сельскохозяйственного производства.

Раздел IV.Памятники природы, архитектуры и градостроительства

Букачачинский водопад. Палеонтологическое захоронение динозавра юрского периода Кулиндадромеуса Забайкальского. Уникальность создания учебно–научного стационара «Кулинда». Комплекс археологических памятников в Аксёново-Зиловское. Древние стоянки Талакан, Ундурга. Спасская церковь в селе Курлыч. Церковь Святой Троицы в селе Бушулей.

Раздел V. Подведение итогов

Экскурсия в краеведческий музей п. Чернышевск.

Проведение в школе «недели географии Чернышевского района» с представлением: дневника наблюдений за природой; презентации «Красная книга растений и животных Чернышевского района»; « мини Атлас Чернышевского района».

Выставка – конференция с представлением проектов, творческих и исследовательских работ.

Изучение географии — это не запоминание названий стран и не листание атласа с природными зонами и полезными ископаемыми. Современная география не перечисляет факты — она исследует закономерности пространственной организации природных и социальных систем[2].

На наш взгляд, изучение географии не должно сводиться к «сухому» изучению объектов и явлений, а учить находить и видеть причинно-следственную связь в окружающей среде. Содержание программы факультатива по изучению своей местности помогает и направляет обучающихся наглядно видеть и находить связь на конкретных примерах: взаимосвязи природных объектов и климата, влияние рельефа и климата на жизнь и хозяйство людей, и наоборот, влияние хозяйства людей на климат и рельеф.

Изучение природы своего района будет легче усваиваться учащимися 10-11 классов, так как у них уже сформированы основные представления о физической и экономической географии своего края через региональный компонент и географию России, изучаемую на уроках в 8-9 классе. Также поможет выпускникам определиться с будущей профессией, за счет проводимых экскурсий.

Факультативы по изучению своего района, позволяют воспитать чувство патриотизма у подрастающего поколения, что имеет большое значение в современном обществе.

 

Список литературы: 
1. Большой энциклопедический словарь [Электронный ресурс] // Большой Энциклопедический словарь.2000.
https://rus-big-enc-dict.slovaronline.com/search (дата обращения: 11.12.2022)
2. Соломина О.Н. Современная география — это высокотехнологичная область науки и практики [Электронный ресурс] // Новости образования в НИУ ВШЭ URL: https://www.hse.ru/news/edu/317192526.html (дата обращения: 13.12.2022)
3. Запрудский Н.И. Организация факультативных занятий в 11-летней школе / Н. И. Запрудский, А. И. Добриневская. – Минск: Зорны верасень, 2008. – 169
4. Соловова А.Т. Орлов Ю.С. История и география Чернышевского района. — Чита, 2003.