ФАКУЛЬТАТИВНЫЙ КУРС «ГЕОГРАФИЯ ЧЕРНЫШЕВСКОГО РАЙОНА»
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №42(221)
Рубрика: Науки о Земле
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №42(221)
ФАКУЛЬТАТИВНЫЙ КУРС «ГЕОГРАФИЯ ЧЕРНЫШЕВСКОГО РАЙОНА»
Изучение родного края необходимый и значимый компонент содержания школьного образования, но зачастую в школах он преподаётся на уровне интегрированных учебных курсов. Так, например, в МОУ СОШ п. Жирекен география своего края изучается в рамках модуля «География Забайкальского края» предназначена для 8-9 классов общеобразовательных организаций Забайкальского края. А между тем, что находится в более близком расположении, в окрестностях своего населённого пункта, остаётся не изученным. В связи с этим, мы предлагаем авторскую программу факультативного курса «География Чернышевского района».
На наш взгляд, необходимые условия для географического изучения своей местности создаются на факультативных курсах. Факультативный курс (факультатив) (франц. facultatif - от лат. facultas - возможность), необязательный учебный курс или предмет, изучаемый студентами вузов и учащимися средних учебных заведений по их желанию для углубления и расширения научно-теоретических знаний[1].
Преимущество факультативов среди других форм организации обучения:
- проводятся вне основного расписания, что позволяет использовать разнообразны формы, занимающие большего времени по своему проведению, такие как природоведческие и производственные экскурсии, посещение музеев, географические вечера, конференции, выставки и тд.
- как правило, факультативы посещаются по желанию, что способствует высокому уровню учебной мотивации учащихся;
- способствуют развитию проектной и исследовательской деятельности через написание исследовательских работ, рефератов, проектов.
Программа факультатива «География Чернышевского района» имеет большое познавательное и учебно-воспитательное значение, расширяет кругозор, позволяет удовлетворить индивидуальные познавательные интересы учащихся, воспитывает патриота своей страны не на абстрактных идеалах, а на конкретных примерах.
Содержание курса опирается на наличие опорных знаний учащихся по природоведению, географии, геологии, истории. Разделы программы включают в себя изучение местных природных, геологических, промышленных, хозяйственных, объектов и явлений.
Программа курса предназначена, для учащихся 10 - 11 классов и рассчитана на один учебный год, 34 часа, один час в неделю.
Содержание курса
Раздел I. Введение. Географическое положение. История исследования территории, административное устройство Чернышевского района.
Тема 1. Введение. Географическое положение.
Особенности географического положения района. Границы, площадь района. Экономико–географическое положение. Отрицательные и положительные аспекты географического положения района, их влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Координаты своего населённого пункта.
Практические работы:
Определение ГП и оценка его влияния на природу и жизнь людей в районе.
Определение координат пгт. Жирекен.
Тема2. История Чернышевского района
Первые поселения. Коренное население. История названия «из посёлка Поповского - в волость Чернышевская». Развития районного центра посёлка Чернышевск. Открытие месторождение молибдена, стройка Жирекена, история развития.
Тема 3. Административное устройство
Административное устройство и населенные пункты. Герб и флаг.
Практические работы:
Нанесение на карту населённых пунктов района.
Раздел III. Природа Чернышевского района
Тема 1. Геологическое строение
История геологического развития. Геологическое строение.
Практические работы:
Оформление геохронологической таблицы.
Тема 2. Рельеф и полезные ископаемые Чернышевского района
Разнообразие рельефа на территории района. Рельефообразующие процессы. Месторождения полезных ископаемых. Букачачинское каменноугольное месторождение. Жирекенское месторождение молибдена. Влияние рельефа на природу, жизнь и хозяйство людей. Изменение рельефа под влиянием инфраструктуры.
Практические работы:
Нанесение элементов рельефа на контурную карту.
Заполнение таблицы описания и определения горных пород.
Тема 3. Климат Чернышевского района
Климат и климатообразующие факторы. Характерные особенности климата. Температуры воздуха и их изменение в течение года в пределах своей местности. Влияние климата на жизнь и здоровье людей.
Практические работы:
Оформление дневника наблюдений.
Тема 4. Внутренние воды
Речная сеть района. Режим и питание рек. Реки бассейн Амура. Озера и болота района. Типы подземных вод. Проблемы загрязнения вод.
Практические работы:
Нанесение водных объектов на контурные карты.
Экскурсия к реке Алеурка.
Тема 5. Почвы. Разнообразие растительного и животного мира. Физико – географическое районирование.
Почвенный покров на территории района. Значение рационального использования и охраны почв. Растительный покров. Основные представители животного мира. Рыбы. Насекомые. Физико-географическое районирование. Природно-территориальные комплексы: горная тайга, степные и лесостепные комплексы.
Практические работы:
Создание презентации «Красная книга растений и животных Чернышевского района».
Тема 6. Состояние, проблемы и охраны природы.
Состояние, проблемы экологии и охраны природы. Природные и антропогенные факторы загрязнения окружающей среды.
Практические работы:
Создание и распространение среди населения памяток по охране окружающей среды.
Экскурсия на техническое водохранилище Жирекенского ГОКа.
Раздел III. Население и хозяйство Чернышевского района
Тема 1. Население.
Население Чернышевского района, численность и плотность. Половой и возрастной состав. Центры притяжения рабочей силы. Знаменитые люди района.
Тема 2. Хозяйство района
Промышленные предприятия. Пищевая промышленность. Сельскохозяйственная промышленность. Транспорт. Великий сибирский путь. Социальный комплекс.
Практические работы:
Экскурсия на Щебеночный завод.
Тема 3. Проблемы и перспективы развития Чернышевского района.
Социальные проблемы края: массовая бедность и безработица, деградация социальной сферы и коммунально-жилищного хозяйства, рост заболеваемости и смертности. Экономические проблемы: глубокий спад в промышленности, недоиспользование производственного потенциала, низкая эффективность сельскохозяйственного производства.
Раздел IV.Памятники природы, архитектуры и градостроительства
Букачачинский водопад. Палеонтологическое захоронение динозавра юрского периода Кулиндадромеуса Забайкальского. Уникальность создания учебно–научного стационара «Кулинда». Комплекс археологических памятников в Аксёново-Зиловское. Древние стоянки Талакан, Ундурга. Спасская церковь в селе Курлыч. Церковь Святой Троицы в селе Бушулей.
Раздел V. Подведение итогов
Экскурсия в краеведческий музей п. Чернышевск.
Проведение в школе «недели географии Чернышевского района» с представлением: дневника наблюдений за природой; презентации «Красная книга растений и животных Чернышевского района»; « мини Атлас Чернышевского района».
Выставка – конференция с представлением проектов, творческих и исследовательских работ.
Изучение географии — это не запоминание названий стран и не листание атласа с природными зонами и полезными ископаемыми. Современная география не перечисляет факты — она исследует закономерности пространственной организации природных и социальных систем[2].
На наш взгляд, изучение географии не должно сводиться к «сухому» изучению объектов и явлений, а учить находить и видеть причинно-следственную связь в окружающей среде. Содержание программы факультатива по изучению своей местности помогает и направляет обучающихся наглядно видеть и находить связь на конкретных примерах: взаимосвязи природных объектов и климата, влияние рельефа и климата на жизнь и хозяйство людей, и наоборот, влияние хозяйства людей на климат и рельеф.
Изучение природы своего района будет легче усваиваться учащимися 10-11 классов, так как у них уже сформированы основные представления о физической и экономической географии своего края через региональный компонент и географию России, изучаемую на уроках в 8-9 классе. Также поможет выпускникам определиться с будущей профессией, за счет проводимых экскурсий.
Факультативы по изучению своего района, позволяют воспитать чувство патриотизма у подрастающего поколения, что имеет большое значение в современном обществе.