Статья:

Фармакокоррекция патологического десинхроноза у студентов препаратом «Мелаксен»

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №8(8)

Рубрика: Медицина и фармацевтика

Выходные данные
Горбачев И.И., Новицкий И.А. Фармакокоррекция патологического десинхроноза у студентов препаратом «Мелаксен» // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2017. № 8(8). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/8/23376 (дата обращения: 19.08.2018).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Фармакокоррекция патологического десинхроноза у студентов препаратом «Мелаксен»

Горбачев Игорь Игоревич
студент, Красноярский государственный университет, РФ, г. Красноярск
Новицкий Иван Александрович
д-р мед. наук, проф., Красноярский государственный университет, РФ, г. Красноярск

 

Нарушения режимов сна и бодрствования, труда и отдыха, гиподинамия, ухудшение экологии приводят к прогрессирующему снижению качества и уровня здоровья населения, главным образом студенческой молодёжи. Достижения хрономедицины за последние 20–25 лет доказали высокую результативность хронобиологических подходов в диагностике качества здоровья, раннего выявления доклинических форм его нарушений до развития манифестных стадий болезни, проявляющихся дисрегуляторными процессами [2; 3; 4]. Наиболее перспективным направлением в коррекции десинхронозов является разработка синтетических аналогов гормона сна мелатонина. Один из таких препаратов – мелаксен, произведенный в компании «Юнифарм». Мелаксен это адаптогенное средство в форме таблеток, содержащее 3 мг синтетического вещества мелатонина [1; 5].

Цель исследования- определение влияния препарата «Мелаксен» на временную организацию вегетативных и психофизиологических функций студентов-медиков с патологическим десинхронозом в период обучения.
Задачи: 1) Провести хронотипирование студентов-медиков, исследовать влияние мелатонина на временную организацию вегетативных функций студентов-медиков с патологическим десинхронозом. 2) Изучить влияние «Мелаксена» на психофизиологические функции обследуемых.

Материалы и методы: Обследовано 90 студентов 2–3 курса КрасГМУ, не работающих в ночную смену. Вегетативная активность определялась с помощью СМАД, пульсоксиметрии, анализа результатов анкетирования. Психофизиологическую функцию исследовали с помощью тестирований с запоминанием теста на индивидуальную минуту «ИМ» и анкетирования. Статистическая значимость значений определялась с помощью критерия Манна-Уитни. Среди обследуемых с выраженным десинхронозом были 10 человек, принимавших ноотропы (пирацетам, глицин) и не отметивших у себя улучшение когнитивных функций. Так же была отобрана контрольная группа, состоящая из 10 человек со слабо выраженной степенью десинхроноза. До начала фармакотерапии проводились исследования, включавшие в себя тесты на память, индивидуальную минуту, десинхроноз, пульсоксиметрию, суточный мониторинг артериального давления «СМАД» с помощью аппарата «КАРДИОТЕХНИКА-04-АД-1».

Для коррекции десинхронозов студентам исследуемой группы было предложено принимать препарат мелаксен по следующей схеме:

Слабовыраженная степень десинхроноза- дозировка 1,5 мг\сутки – 7 человек – 7 суток (однократно за 30 мин до сна). Средняя степень десинхроноза – дозировка 3 мг\сутки – 3 человека – 7 суток (однократно за 30 мин до сна). Студенты контрольной группы принимали «Белый активированный уголь».

Дозировка 700 мг\сутки – 10 человек – 7 суток (однократно за 30 мин до сна).

Результаты и их обсуждение: Результаты проведенных исследований показали, что прием препарата мелаксен оказывает регуляцию на суточные изменения АД (табл. 1–2). Так, данные приведенные в таблице 1–2, свидетельствуют, что на фоне приема препарата изменяется временная организация физиологического повышения и понижения артериального давления. Это в первую очередь указывает на лабильные показатели артериального давления при разной степени десинхроноза.

Изменения артериального давления наблюдаются у жаворонков с десинхронозом вечером, у сов ранним утром. В случае синхронизированных ритмов только у сов артериальное давление поднимается вечером, а у остальных хронотипов только утром. Такие колебания вероятно обусловлены изменением времени синтеза мелатонина у студентов в случае десинхроноза. Необходима медикаментозная коррекция уровня мелатонина в вышеназванной группе населения, которые подвергаются интенсивной нагрузке во время обучения.

Таблица 1.

Артериальное давление у студентов с патологическим десинхронозом в зависимости от хронотипа, до фармакотерапии

 

Таблица 2.

Артериальное давление у студентов с патологическим десинхронозом в зависимости от хронотипа, после фармакотерапии

 

Часы повышения АД для хронотипов:

Жаворонок + 4–5ч;

Жаворонок – 7–8ч;

Сова + 24–1ч;

Сова – 20-21ч.

По анкете Эстберга обследованные студенты распределены на пять хронотипов: с четко выраженным утренним хронотипом 10% (9), со слабо выраженным утренним хронотипом 15.56% (14), доминируют лица с индифферентным хронотипом – 33.33% (30), со слабо выраженным вечерним 22,22% (20) и с четко выраженным вечерним хронотипом 18.89% (17).

Проведенная пульсиксометрия показала увеличение сатурации кислородом артериальной крови, с 95,53% до 97,34% (Р≤0,05). После приёма мелатонина в дозах 1,5 мг и 3 мг в течение 7 суток у студентов с патологическим десинхронозом улучшились показатели временной организации вегетативных и психофизиологических функций, повысились баллы теста на определение степени десинхроноза, улучшились показания памяти на 11,54% (Р≤0,05). Измерение «ИМ» выявило ее увеличение с 56,4 до 58,9 (Р≤0,05). Снизилось проявление инсомнии у всех обследованных принимавших мелаксен. В группе обследуемых студентов медиков принимавших уголь белый активированный в дозе 700 мг в течении 7 дней показатели памяти улучшились на 3,3% (Р≤0,05). Уровень сатурации артериальной крови кислородом снизился с 96.22% до 95.92% (Р≤0,05). Измерение индивидуальной минуты показало ее увеличении с 55,3 до 56.0 (Р≤0,05). Согласно анкетированию на десинхроноз, прием белого активированного угля не повлиял на симптомы проявления инсомнии

Заключение: Прием препарата мелаксен при патологическом десинхронозе у студентов показал свою эффективность, способствует повышению активности повседневной жизни и улучшению параметров когнитивных и вегетативных функций. Препарат снижает степень риска развития десинхроноза у студентов в период их интенсивного обучения в учебном заведении.

 

Список литературы:
1. Агаджанян Н.А., Губин Д.Г. Десинхроноз: механизмы развития от молекулярно-генетического до организменного уровня / Успехи физиологических наук, 2004, том 35, № 2, С. 57–72.
2. Березова, Д.Т. Мелатонин: свойства и возможности использования / Д.Т. Березова // Владикавказский медико-биологический вестник. – 2012. – Т. XV, № 23. – С. 127–133.
3. Березова, Д.Т. Хронокоррекция десинхронозов «Мелаксеном» / Д.Т. Березова II IV Международная научно-практическая конференция «Молодые ученые в решении актуальных проблем науки». – Владикавказ, 2013 г. – С. 73–75.
4. Костенко Е. В. Маневич Т. М. Разумов Н. А. Десинхроноз как один из важнейших факторов возникновения и развития цереброваскулярных заболеваний. Периодическое учебное издание РНИМУ. №4 2015 г.
5. Левин Я.И. Мелатонин (Мелаксен) в неврологической практике «CONSILIUM MEDICUM» ТОМ 14 № 2 – 2012.