Основные противоречия, направления и способы совершенствования правового регулирования трудовой миграции
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №34(85)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №34(85)
Основные противоречия, направления и способы совершенствования правового регулирования трудовой миграции
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что закономерным результатом совершенствования нормативного регулирования трудовой миграции является рост миграционных процессов в их качественном и количественном значении, а также снижение вероятности наступления негативных последствий нерегулируемой трудовой миграции.
В данный момент международную трудовую миграцию можно рассматривать как неотъемлемую составную часть глобализационного процесса мирового хозяйства, поскольку одним из основных факторов производства является трудовой потенциал, что, в свою очередь, позволяет национальному хозяйству более эффективно влиять на развитие, как мирового, так и локальных рынков труда. Исходя из данных ООН, по состоянию на 2016 год, совокупное количество мигрантов в мире составило более 250 млн. человек. Стоит отметить, что вооруженные конфликты, а также ряд экономических проблем в странах Ближнего Востока и Северной Африки способствуют тому, что в настоящее время Европа переживает миграционный кризис [1]
Управляемость трудовой миграции, без преувеличения, является одной из важнейших ее проблем. Необходимость в управлении трудовой миграцией, как в странах происхождения мигрантов, так и в странах, в которые они мигрируют, возникает по причине влияния процессов глобализации и возникновения противоречий [2].
Как отмечает Т. В. Казакова: «напряженность миграционных потоков, нарастающая в последнее время, выявляет ряд существенных недостатков правового регулирования трудовой миграции в России, главным среди которых является отсутствие четко выраженной модели такого регулирования» [2].
Отечественное миграционное законодательство не соответствует потребностям развития государства, а также интересам работодателей и российского общества, что нашло свое отображение в утвержденной Президентом России В. В. Путиным Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года [3].
Мнение отечественных ученых-правоведов относительно причин и условий, способствующих возникновению данной проблемы, расходятся. Как отмечает С.А. Трыканова: «в силу особенностей российской правовой системы федеральный закон является основным инструментом воздействия на миграционные отношения, однако он не способен достаточно быстро реагировать на высокую динамику развития правовых отношений в данной сфере» [4]
Наличие множества нормативных правовых актов, которые регулируют область трудовой миграции, способствует возникновению коллизий между ними, что в свою очередь является еще одной проблемой в рассматриваемой сфере, которая возникает по причине постоянного роста миграционных процессов [5] При этом закон не может и не должен быть единственным регулятором правоотношений в исследуемом направлении. На данный момент в российскую систему права входят разного рода подзаконные акты, международные многосторонние и двусторонние договоры, соглашения и конвенции. Все это обуславливает необходимость проведения систематизации законодательства, регулирующего миграцию, его дополнения, изменения содержания ряда правовых норм с целью выявления и последующего устранения пробелов и коллизий в правовом регулировании указанной области и приведение его в соответствие с современными реалиями. Кроме этого, идея создания миграционного кодекса рассматривается как один из путей решения обозначенной проблемы [3].
В последнее время характерной чертой миграционных процессов основной массы государств является наличие селективного метода в регулировании трудовой миграции, который заключается в повышении конкуренции за трудовые ресурсы между государствами. Однако негативным последствием применения данного метода является установление разрешения на въезд отдельным категориям работников, которые обладают высоким уровнем профессиональной подготовки в определенной сфере, что в свою очередь ограничивает возможность поиска работы остальных граждан.
Регулирование рассматриваемой проблемы должно приводиться как на национальном, так и на международном уровне. Поэтому, считаем необходимым формирование единой международно-правовой базы, регламентирующей не только определение зон свободной торговли, но и использование единой валюты, реализацию единой визовой политики. Данные меры будут способствовать организации трансфера трудовых ресурсов в регионы и страны, испытывающие дефицит рабочей силы, что поспособствует повышению эффективности использования трудовых ресурсов. Также, данные меры повлияют на создание развитой миграционной инфраструктуры, состоящей из миграционных бирж, баз данных о вакансиях, разного рода агентства занятости и т. д.
Элементом, необходимым для преодоления выявленных недостатков, является устранение противоречивости подходов в праве, регулирующих сферу трудовой миграции, как на национальном, так и на международном уровнях. Одним из таких способов является унификация понятийного аппарата в миграционном законодательстве.
Считаем необходимым обратить внимание на наличие проблемы с определением такого понятия, как «трудящийся-мигрант». Данный термин часто встречается в международных актах государств, которые входят в СНГ. Стоит отметить то, что рассматриваемый термин приближен к терминологии, применяемой в таких универсальных международных документах, как Международная конвенция ООН 1990 г. «О защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей», документах МОТ и т.д. При этом законодательство Российской Федерации не содержит данный термин, однако, вместо него применяется понятие «иностранный работник», не соответствующее понятию «трудящийся-мигрант» [4]
Правотворческий процесс должен быть синхронизирован с миграционными процессами, которые находятся в постоянном развитии. Ярким примером перспективного направления регулирования рассматриваемых процессов является заключенное соглашение о реадмиссии. С целью решения рассматриваемых проблем, считаем необходимым разработать многосторонний международный договор, который будет охватывать все страны-участницы СНГ, регулирующий превенцию незаконной миграции путем использования реадмиссии.
На основании вышесказанного, следует вывод о том, что большое количество несистематизированных правовых актов, регулирующих сферу трудовой миграции, является характерным для России, что обуславливает необходимость систематизации, а возможно и кодификации данной отрасли российского законодательства. Устранение проблем внутри государства и содействие всестороннему развитию мировой системы трудовой миграции должны быть положены в основу решения рассматриваемых проблем и совершенствования правовой базы, регулирующей отношения в сфере миграции.
Тем не менее, при наличии высокого потенциала регулирования вопросов трудовой миграции, можно констатировать факт его неполного и иррационального использования. Очевидным остается факт невозможности эффективного урегулирования процессов международной трудовой миграции без скоординированных и согласованных действий государств, которые являются сторонами миграционного обмена и без использования в регулировании данной сферы международно-правовых инструментов.