Статья:

Исследование ценностных ориентаций подростков

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №40(91)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Лидер О.И. Исследование ценностных ориентаций подростков // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 40(91). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/91/62971 (дата обращения: 20.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Исследование ценностных ориентаций подростков

Лидер Ольга Игоревна
студент, Алтайского государственного педагогического университета, РФ, г. Барнаул

 

Ценностные ориентации – важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отграничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого несущественного.

Границы подросткового периода примерно совпадают с обучением детей в 5 - 8 классах средней школы и охватывают возраст от 10 - 11 до 14 лет, но фактическое вступление в подростковый возраст может не совпадать с переходом в 5-й класс и происходить на год раньше или позже.

Особое положение подросткового периода в развитии ребенка отражено в его названиях: «переходной», «переломный», «трудный», «критический». В них зафиксирована сложность и важность происходящих в этом возрасте процессов развития, связанных с переходом от одной эпохи жизни к другой. Переход от детства к взрослости составляет основное содержание и специфическое отличие всех сторон развития в этот период - физического, умственного, нравственного, социального [2].

По всем направления происходит становление качественно новых образований, появляются элементы взрослости в результате перестройки организма, самосознания, отношений с взрослыми и товарищами, способов социального взаимодействия с ними, интересов, познавательной и учебной деятельности, содержания морально-этических норм, опосредствующих поведение, деятельность и отношения [3].

Одна из причин подросткового кризиса и конфликтов с окружающими в этом возрасте - переоценка своих возросших возможностей, которая определяется стремлением к известной независимости и самостоятельности, болезненное самолюбие и обидчивость[4].

Повышенная критичность по отношению к взрослым, острая реакция на попытки окружающих умалить их достоинство, принизить их взрослость, недооценить их правовые возможности, являются причинами частых конфликтов в подростковом возрасте.

Факторы влияющие на формирование ценностных ориентаций подростков:

  1. Семья;
  2. Социальное окружение;
  3. Средство массовой информации.

Важнейшей функцией семьи, в формировании личности ребенка, является закладка нравственного фундамента его личности: усвоение простых норм нравственности (доброжелательности, правдивости, отзывчивости), эмоционально-ценностных представлений, формирование нравственных чувств.

Нормальный процесс семейного влияния требует гармоничного развития всех функций семьи и помогает воздействовать на формирование личности ребенка всеми сторонами жизнедеятельности, всем стилем своей жизни.

Система ценностных ориентаций составляет основу отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самому, основу мировоззрения, основу жизненной концепции и стиля жизни каждого социального слоя и, в свою очередь, влияет на социализацию принадлежащей к нему молодежи.

Цель исследования - составить систему ценностей подростков, определить наиболее важные.

Участники исследования группа подростков 14-16 лет (9 класс школы №4 г. Алейска) в количестве 21 человек. Из них 14 девочек и 7 мальчиков.

Исследователи используют различные методики для изучения ценностных ориентаций подростков. Мы же воспользуемся модифицированной методикой М. Рокича, автором которой является Е. Б. Фанталова.  В данной методике 1 группа ценностей (12). Необходимо проранжировать по значимости и по доступности, для выявления внутреннего конфликта, уровня самореализации личности.

По результатам исследования ценности по местам распределились в следующем порядке (по значимости):

  1. здоровье
  2. свобода
  3. наличие верных и хороших друзей
  4. материально обеспеченная жизнь
  5. любовь
  6. интересная работа
  7. активная, деятельная жизнь
  8. уверенность в себе
  9. познание нового в мире природе, человеке
  10. счастливая семейная жизнь
  11. творчество
  12. красота, природа, искусство

Так, наиболее значимые ценности занимают 1-3 места, менее важные – заняли 4-9 места и малоценные по значимости 10 -12 места.

Сравнивая данные по значимости и по доступности находим некое расхождение, свидетельствующее о неудовлетворенности текущей жизненной ситуацией, внутренней конфликтности личности, т.е. потребности подростка не совпадают с его возможностями. Анализ рассогласований позволяет правильно ставить жизненные цели и достигать их, повышать уровень самореализации, обрести гармонию. 

В стране складывается новая морально-нравственная атмосфера, происходит переоценка ценностей, их творческое переосмысление, развернулись споры о преобразованиях во многих сферах человеческой жизни, в том числе и духовно-нравственной, моральной. В этой связи становится понятным особое значение ценностных ориентаций молодежи. Поэтому возникает задача целостной организации образовательного пространства, которая создавала бы условия для наполнения внутреннего мира подростка ценностным содержанием. Особая роль в ее решении принадлежит духовно-нравственному воспитанию, направленному на формирование эмоционально-мотивационной сферы личности. Хочется верить, что семья, школа, вуз будут вкладывать огромное усилие, чтобы наше будущее зависело от поколения, которые будут осознавать и ставить на первые места истинные нравственные ценности.

В наше время, когда так много беспорядка и хаоса, напряженности, комплексное педагогическое и воспитательное влияние жизненно необходимо подросткам для формирования у них приоритета общечеловеческих ценностей для глубокого наслаждения здоровой и уравновешенной жизнью, богатой красотой и ведущей к гармонии всех живых существ, даже в наши сложные времена.

 

Список литературы:
1. Волков Б.С. Психология юности и молодости [Текст] / Б.С. Волков: Учебник для вузов. - М.: Трикста. -  2006. - 256 с.
2. Залесский Г.Е. Психологические вопросы формирования личности [Текст] / Г. Е. Залесский. - М.: Мысль. - 1976. - 315 с.
3. Киприянова Е.В. Исследование ценностных ориентаций старшеклассников и управление социализацией личности [Текст] / Е.В. Киприянова // Обществознание в школе. - 1999. - №2. - С. 50 - 52.
4. Ольшанский В. Старшеклассник в изменяющемся мире [Текст] / В. Ольшанский: Социолог. Исслед.// Нар.образование. - 2000. - №3 - С. 117 - 120.