Исследование ценностных ориентаций подростков
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №40(91)
Рубрика: Психология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №40(91)
Исследование ценностных ориентаций подростков
Ценностные ориентации – важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отграничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого несущественного.
Границы подросткового периода примерно совпадают с обучением детей в 5 - 8 классах средней школы и охватывают возраст от 10 - 11 до 14 лет, но фактическое вступление в подростковый возраст может не совпадать с переходом в 5-й класс и происходить на год раньше или позже.
Особое положение подросткового периода в развитии ребенка отражено в его названиях: «переходной», «переломный», «трудный», «критический». В них зафиксирована сложность и важность происходящих в этом возрасте процессов развития, связанных с переходом от одной эпохи жизни к другой. Переход от детства к взрослости составляет основное содержание и специфическое отличие всех сторон развития в этот период - физического, умственного, нравственного, социального [2].
По всем направления происходит становление качественно новых образований, появляются элементы взрослости в результате перестройки организма, самосознания, отношений с взрослыми и товарищами, способов социального взаимодействия с ними, интересов, познавательной и учебной деятельности, содержания морально-этических норм, опосредствующих поведение, деятельность и отношения [3].
Одна из причин подросткового кризиса и конфликтов с окружающими в этом возрасте - переоценка своих возросших возможностей, которая определяется стремлением к известной независимости и самостоятельности, болезненное самолюбие и обидчивость[4].
Повышенная критичность по отношению к взрослым, острая реакция на попытки окружающих умалить их достоинство, принизить их взрослость, недооценить их правовые возможности, являются причинами частых конфликтов в подростковом возрасте.
Факторы влияющие на формирование ценностных ориентаций подростков:
- Семья;
- Социальное окружение;
- Средство массовой информации.
Важнейшей функцией семьи, в формировании личности ребенка, является закладка нравственного фундамента его личности: усвоение простых норм нравственности (доброжелательности, правдивости, отзывчивости), эмоционально-ценностных представлений, формирование нравственных чувств.
Нормальный процесс семейного влияния требует гармоничного развития всех функций семьи и помогает воздействовать на формирование личности ребенка всеми сторонами жизнедеятельности, всем стилем своей жизни.
Система ценностных ориентаций составляет основу отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самому, основу мировоззрения, основу жизненной концепции и стиля жизни каждого социального слоя и, в свою очередь, влияет на социализацию принадлежащей к нему молодежи.
Цель исследования - составить систему ценностей подростков, определить наиболее важные.
Участники исследования группа подростков 14-16 лет (9 класс школы №4 г. Алейска) в количестве 21 человек. Из них 14 девочек и 7 мальчиков.
Исследователи используют различные методики для изучения ценностных ориентаций подростков. Мы же воспользуемся модифицированной методикой М. Рокича, автором которой является Е. Б. Фанталова. В данной методике 1 группа ценностей (12). Необходимо проранжировать по значимости и по доступности, для выявления внутреннего конфликта, уровня самореализации личности.
По результатам исследования ценности по местам распределились в следующем порядке (по значимости):
- здоровье
- свобода
- наличие верных и хороших друзей
- материально обеспеченная жизнь
- любовь
- интересная работа
- активная, деятельная жизнь
- уверенность в себе
- познание нового в мире природе, человеке
- счастливая семейная жизнь
- творчество
- красота, природа, искусство
Так, наиболее значимые ценности занимают 1-3 места, менее важные – заняли 4-9 места и малоценные по значимости 10 -12 места.
Сравнивая данные по значимости и по доступности находим некое расхождение, свидетельствующее о неудовлетворенности текущей жизненной ситуацией, внутренней конфликтности личности, т.е. потребности подростка не совпадают с его возможностями. Анализ рассогласований позволяет правильно ставить жизненные цели и достигать их, повышать уровень самореализации, обрести гармонию.
В стране складывается новая морально-нравственная атмосфера, происходит переоценка ценностей, их творческое переосмысление, развернулись споры о преобразованиях во многих сферах человеческой жизни, в том числе и духовно-нравственной, моральной. В этой связи становится понятным особое значение ценностных ориентаций молодежи. Поэтому возникает задача целостной организации образовательного пространства, которая создавала бы условия для наполнения внутреннего мира подростка ценностным содержанием. Особая роль в ее решении принадлежит духовно-нравственному воспитанию, направленному на формирование эмоционально-мотивационной сферы личности. Хочется верить, что семья, школа, вуз будут вкладывать огромное усилие, чтобы наше будущее зависело от поколения, которые будут осознавать и ставить на первые места истинные нравственные ценности.
В наше время, когда так много беспорядка и хаоса, напряженности, комплексное педагогическое и воспитательное влияние жизненно необходимо подросткам для формирования у них приоритета общечеловеческих ценностей для глубокого наслаждения здоровой и уравновешенной жизнью, богатой красотой и ведущей к гармонии всех живых существ, даже в наши сложные времена.