Статья:

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ, ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ И СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Конференция: CCCXXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Хегай А.О. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ, ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ И СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCCXXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 44(323). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/44(323).pdf (дата обращения: 15.12.2025)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ, ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ И СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Хегай Артемий Олегович
студент, Технологический институт (филиал) Донского государственного технического университета в г. Азове, РФ, г. Азов

 

PERSONALITY PSYCHOLOGY, THEORIES OF PERSONALITY AND PERSONALITY FORMATION IN THE MODERN WORLD

 

Hegai Artemiy Olegovich

Student, Don State Technical University Technological Institute (branch) of DSTU in Azov, Russia, Azov

 

Психология личности - это раздел психологии, который изучает личность как целостную систему, включая её структуру, развитие, индивидуальные особенности и взаимодействие с окружающей средой. Она исследует то каким образом формируются характер, мотивы, защитные механизмы и система ценностей, а также объясняет, что делает одного человека уникальным и отличным от других, включая темперамент, способности и стиль поведения.

В современном мире личность человека является очень важным фактором в вопросе позиционирования себя в обществе. Личность не является статичным образованием. Личность постоянно развивается под влиянием жизненного опыта, обучения и внутренней работы над собой. На данный момент в обществе окружающие нас люди также оказывают влияние на нас и зачастую некоторые даже становятся для нас примерами, и мы хотим быть похожими на данные примеры, кто-то полностью копирует личность примера практически полностью копиру поведение этого человека, а кто-то берет лишь часть и дополняет или заменяет те или иные аспекты личности в себе. Однако несмотря на то, что каждый человек уникален и обладает уникальной личность, психологи выделяют несколько типов личности:

Теория Гиппократа

Один из первых, кто решил сгруппировать людей по личным характеристикам, - Гиппократ. Он разделил всех на четыре типа в зависимости от преобладающей в организме жидкости: крови, лимфы, желтой или черной желчи. Исходя из этого, древнеримский врач Гален продолжил развивать теорию, а римский врач Аэций разбил людей на четыре темперамента: сангвиников, холериков, флегматиков и меланхоликов.

  • Сангвиники - Общительные, энергичные и жизнерадостные. Легко заводят знакомства, находятся в центре внимания и быстро переживают эмоции.
  • Холерики - Решительные, целеустремленные и импульсивные. Их эмоциональные реакции часто яркие и интенсивные. Обладают большой работоспособностью.
  • Флегматики - Хладнокровные, спокойные, склонные к глубокому анализу. Устойчивы и постоянны. Порой кажутся холодными и отстраненными.
  • Меланхолики - Чувствительные и склонные к рефлексии. Они сдержаны, ранимы, подвержены частым переживаниям.

Типы личности по Айзенку

Для объяснения большей части поведения человека необходимо не более трех суперчерт, то есть типов личности, определил ученый-психиатр Ганс Айзенк. Два основных личностных измерения: экстраверсия/интроверсия и стабильный/нестабильный. И исходя из этого ученый-психолог выделил четыре группы людей:

  • Интроверт стабильный: спокойный, внимательный, миролюбивый, уравновешенный;
  • Интроверт невротический: тихий, тревожный, рассудительный, пессимистичный, с резкими сменами настроения;
  • Экстраверт стабильный: общительный, беззаботный, позитивный, дружелюбный, лидер;
  • Экстраверт невротический: импульсивный, возбудимый, оптимистичный, ранимый, активный

Стоит отметить, что Айзенк попытался установить нейрофизиологическую основу для каждой из трех суперчерт. Ученый предположил, что интроверты чересчур возбудимы, поэтому избегают ситуаций, которые чрезмерно сильно действуют на них. А экстраверты, наоборот, недостаточно чувствительны в стимуляции, что побуждает их искать ситуации, которые смогут возбудить. Еще один вывод ученого: чем выше уровень нейротизма, тем быстрее и длительней человек реагирует на болезненные стимулы, нежели стабильная личность.

Также Айзенк установил различия между интровертами и экстравертами. Например, экстраверты чаще выбирают виды деятельности, связанные с людьми, а интроверты - научные и теоретические. Экстраверты чувствуют себя бодрыми по вечерам и лучше работают во второй половине дня, а интроверты же, наоборот, более бодрые по утрам и лучше работают в это же время.

Личность - это не только внутренний набор черт и качеств, но и результат взаимодействия человека с окружающей средой. Внешние факторы могут играть значительную роль в формировании и развитии личности:

  • Социальные условия и окружение. Социальная среда — это одна из главных составляющих развития личности. Она включает семью, учебные заведения, друзей, коллег и сообщество в целом. Например, семейные ценности, воспитательные стили и уровень родительской поддержки формируют базовые черты характера и эмоциональные реакции.
  • Культурные и национальные особенности. Культура задает стандарты поведения, ценности, нормы общения. В одних культурах ценится индивидуализм и самостоятельность, в других - коллективизм и взаимопомощь. Они влияют на восприятие себя и окружающих, формируют различия в личностных ориентациях.
  • Образование и социальное обучение. Образовательные учреждения и процесс обучения способствуют формированию новых знаний, навыков и мировоззрения. Важной ролью является социализация - процесс усвоения ролей, правил и норм поведения в обществе.
  • Экстремальные и стрессовые ситуации. Тяжелые жизненные обстоятельства, кризисы, потери, неудачи могут оказывать разрушительное или, наоборот, катализирующее влияние на развитие личности. Столкновение со стрессом зачастую вызывает кризис идентичности, но также может стать моментом роста и переосмысления ценностей.
  • Медиа и современная информационная среда Современные средства массовой информации формируют мировоззрение и взгляды человека, влияют на его установки и ценности. Влияние социальных сетей, рекламы и цифровых технологий оказывает новый уровень воздействия на личность, особенно у молодого поколения.

Становление личности - это длительный и сложный процесс формирования внутреннего мира, характера, ценностей, установок и моделей поведения человека. Он начинается с рождения и продолжается всю жизнь, включая периоды активного развития в детстве, подростковом возрасте и взрослости.

Основные этапы и механизмы формирования личности

  • Биологическая предрасположенность - темперамент, гены, особенности нервной системы. Эти аспекты задают базовые черты личности, такие как эмоциональная реактивность и уровень активности.
  • Ранний опыт и воспитание - семья, окружение, воспитатели. Именно в этом периоде формируются первоначальные ценности, убеждения и модели поведения.
  • Образование и социализация - обучение в школе, взаимодействие с сверстниками, участие в общественной жизни. Этот этап расширяет внутренний мир человека, приносит новые знания, навыки и взгляды.
  • Личный опыт и выбор - собственные решения, достижения, неудачи, кризисы. В процессе жизненного опыта человек формирует свои ценности, убеждения и цели.
  • Кризисы и трансформации - переживание трудных ситуаций, переосмысление ценностей и личных целей. Эти моменты могут кардинально менять внутренний мир человека.
  • Самоосознание и саморефлексия - способность анализировать свои действия, чувства, мотивы. Это важный механизм сознательного изменения себя.

Люди часто меняют себя это сознательный, целенаправленный процесс, когда человек осознает необходимость или желание изменить какие-то черты себя, поведение или убеждения. И на то есть много причин:

  • Желание соответствовать новым ценностям или целям.
  • Потребность стать лучше, более успешным, счастливым.
  • Влияние внешних обстоятельств (например, личные отношения).
  • Внутреннее стремление к самореализации и личностному росту.
  • Осознанная реакция на внутренние переживания или дискомфорт.

И для этого процесса есть несколько механизмов:

  • Самоанализ и рефлексия - человек осмысливает свои поступки, мысли и чувства, выявляя области для улучшения.
  • Обучение и развитие навыков - приобретение новых знаний, развитие привычек, изменение убеждений.
  • Постановка целей - определение конкретных изменений и шагов.
  • Практика и повторение - закрепление новых моделей поведения через регулярно повторяющиеся действия.

Процесс изменения личности - это не только результат внешних обстоятельств, но и внутреннего стремления к развитию, самоосознанности и адаптации к миру. Он может происходить как осознанно, так и вследствие незаметных воздействий. Важна роль саморефлексии, обучения и открытости к переменам. Осознанное изменение дает большую степень контроля и более устойчивые результаты, тогда как неосознанные — зачастую непредсказуемы и требуют внимательного анализа при их проявлении.

 

Список литературы: 
1. Барабанщиков В.А. Психология восприятия: онтологическое измерение // Мир психологии. - 2009.
2. Божович Е.Д. Позиция субъекта учения: личностные и когнитивные факторы
3. Матюшкин, А. М. Психология мышления. Мышление как разрешение проблемных ситуаций : учеб. пособие / А. М. Матюшкин ; под ред. канд. психол. наук А. А. Матюшкиной. – М. : КДУ, 2013.
4. Немов, Р. С. Психология личности: в 3 т. / Р. С. Немов. – М. : Юрайт, 2012.
5. Подгорнов, А. Н. Проблема современного общества – одиночество. Молодежное одиночество. Способы решения проблемы / А. Н. Подгорнов // Психологические науки: теория и практика : материалы IV междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). – М. : Буки-Веди, 2015.
6. Полищук, Ю. И. Состояния одиночества и ассоциированные с ними расстройства депрессивного спектра у лиц пожилого возраста / Ю. И. Полищук // Клиническая геронтология. – 1999.