Статья:

Плакат как средство политической агитации во время Октябрьской революции

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №2(95)

Рубрика: История и археология

Выходные данные
Плакат как средство политической агитации во время Октябрьской революции // Студенческий форум: электрон. научн. журн. Хабибулина Е.Б. [и др.]. 2020. № 2(95). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/95/64975 (дата обращения: 20.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Плакат как средство политической агитации во время Октябрьской революции

Хабибулина Елена Борисовна
студент Армавирский государственный педагогический университет , РФ, г. Армавир
Пешкова Валентина Владимировна
студент Армавирский государственный педагогический университет , РФ, г. Армавир
Барабашина Анастасия Александровна
студент Армавирский государственный педагогический университет , РФ, г. Армавир
Мигунов Михаил Сергеевич
студент Армавирский государственный педагогический университет , РФ, г. Армавир
Шевелев Николай Сергеевич
студент Армавирский государственный педагогический университет , РФ, г. Армавир

 

POSTER AS A MEANS OF POLITICAL PROMOTION DURING THE OCTOBER REVOLUTION

 

Valentina Peshkova

Student of Armavir state pedagogical University, Russia, Armavir

Anastasia Barabashina

Student of Armavir state pedagogical University, Russia, Armavir

Elena Khabibulina

Student of Armavir state pedagogical University, Russia, Armavir

Mikhail Migunov

Student of Armavir state pedagogical University, Russia, Armavir

Nikolai Shevelev

Student of Armavir state pedagogical University, Russia, Armavir

 

Аннотация. Наиболее мобильным, быстрым и красочным способом агитации в период установления Советской власти был агитационный плакат. Самыми яркими представителями данного направления были художник Д. Мор и В. Дени. В статье показано какие функции выполнялись использованием агитационных плакатов и какое значение оказали на события Октябрьской революции.

Abstract. The most mobile, fast and colorful way of campaigning during the period of the establishment of Soviet power was a campaign poster. The most prominent representatives of this direction were the artist D. More and V. Denis. The article shows what functions were performed using campaign posters and what significance they had on the events of the October Revolution.

 

Ключевые слова: агитационный плакат, советский плакат, пропаганда, Октябрьская революция.

Keywords: propaganda poster, Soviet poster, propaganda, October revolution.

 

Вооружённое восстание, которое произошло в октябре 1917 года, известно нам как Октябрьская революция. Итогом этого события стало свержение Временного правительства в последствии чего в России произошло установление советской власти. Каким же образом партии большевиков удалось привлечь на свою сторону народные массы, пожалуй, именно этот вопрос поможет нам при рассмотрении выбранной проблематики. Характеризуя рассматриваемый период нужно отметить, что в начале XX века ситуация в стране складывалась следующим образом: подавляющее большинство населения являлось безграмотным, что требовало определенных мер.

Яркие иллюстрации и короткие фразы – именно это необходимо было для привлечения необразованной общественности.  Зрительные образы побуждали в массах социальную активность, настроения, которые были необходимы в условиях развития нового порядка – новой Идеологической направленности в стране. Именно поэтому для партии большевиков политика агитации и пропаганды населения была очень важна.

Революционные события 1917 года, которые коренным образом изменили судьбу нашей страны, открыли новый этап в истории культуры и искусства народов России. Можно сказать, что данный период в искусстве открыл новое, уникальное направление, который нельзя однозначно охарактеризовать. Культурная революция не имеет аналогов. Октябрьская революция и 1917 год навсегда отделяет жирной чертой многовековое православное прошлое России и её непредсказуемое будущее.

Рожденный революционной улицей, плакат является, вместе с тем, созданием русского искусства, и это двойное происхождение придает ему особый интерес [1,3]. Хотя и расценивается как направление в искусстве разными специалистами достаточно неоднозначно.

Отметим, что самым мобильным, оперативным и распространенным видом изобразительного искусства в период 1917-1930 гг.  была графика: газетные рисунки, журналы и плакаты. В статье мы обратимся именно к плакату как средству агитации в период Октябрьской революции.

Что мы можем понимать под самим термином «плакат»? В словарях мы находим следующий вариант расшифровки данного понятия: плакат – это разновидность прикладной печатной графики, наборно-шрифтовое или художественно-иллюстративное листовое крупноформатное печатное тиражное издание, содержащее в наглядно-компактном виде информацию рекламного, агитационно-пропагандистского, инструктивно-методического, учебного и другого характера [5].

Вячеслав Полонский даёт более эмоциональное описание данному понятию, он утверждает, что «плакат – порождение индустриального города с его лихорадкой движения, конкуренцией и лозунгом улиц и площадей» [1,7]. По его мнению, плакат кричит с заборов, стен и витрин, обращая внимание людей в независимости от того заняты они или нет, он «сигнализирует» своей вызывающей яркостью привлекая к себе внимание. Его задача сообщить всю суть одним приемом, ярким эмоционально-окрашенным лозунгом или изображением, которое передает информацию [1,8].

Для рассматриваемого периода характерно формирование двух видов плаката: героический и сатирический. Этим видом искусства занималось немало людей. Но большую известность среди них получили Дмитрий Стахиевич Орлов, который работал под псевдонимном Д. Моор и Дени Виктор Николаевич (настоящая фамилия Денисов) [6].

В данной статье мы осветим роль агитационного плаката в период Октябрьской революции в России, но нельзя не отметить, что плакат как вид изобразительного искусства появился гораздо раньше событий октября 1917 г. – в середине XIX века и активно использовался в разных странах Европы[6].

В 1917-1920 гг. плакаты стали главным инструментом пролетариата для агитации, призывающее вести непримиримую борьбу с врагом и поднимать боевой дух народа[5].

Возникновение агитмассовых направлений искусства было пунктом задуманной В.И. Лениным в программной разработке «культурной революции в отсталой стране». Он видел «огромные возможности художественной пропаганды» в форме «увлекательных картин, дающих куски жизни и проникнутых нашими идеями» [5].

«Реклама стала орудием политической борьбы. Это обусловило развитие политического плаката, который в этом деле сыграл свою решающую победоносную роль, заметив все доселе существующие приемы и опыты» [2]. И действительно яркие образы, изображавшиеся на плакатах, а также ёмкие, буквально кричащие отовсюду фразы очень влияли на настрой народа.

Спектр функций, выполняемых агитационным плакатом весьма широк:

- информационная (плакат доносил до населения необходимую информацию);

- коммуникативная (осуществляет роль связующей нити между властью и народом);

- имиджевая (создание благородного, величественного образа власти, которая заботится о своих гражданах);

- воспитательная.

Агитационный плакат направленный главным образом на изменение общественного сознания становится главным средством политической рекламы, или по крайне мере тем средством, в котором революционные и политические идеи проявлялись наиболее ярко. В труде Вячеслава Полонского отмечается, что «плакат требовал от художника уменья черпать содержание из потока жизни, ловить злобу дня, подслушивать говор улицы. Это уменье далось не сразу — а без него не могло быть и плаката» [1, 12].

Кричащие с заборов, столбов и стен зданий яркие заголовки выполняли свою роль, они побуждали в народных массах революционные настроения дополняясь яркими образами, которые создавались художниками.

Таким образом, необходимо отметить, что в результате успешной пропагандистской деятельности, большевики не только смогли совершить государственный переворот в октябре 1917 года, но и одержать победу над белогвардейцами в Гражданской войне, удержав власть в своих руках. Партия большевиков за короткое время стала одной из самых популярных и массовых.

 

Список литературы:
1. "Русский революционный плакат" / Вячеслав Полонский. — Москва: Государственное издательство, 1925. – 192 с.
2. Агитпартпоезда ВЦИК. Их история, аппарат, методы и формы работы. М., 1920; «Советский театр», М., 1932.
3. Байрау Д. Пропаганда как механизм самомобилизации // Отечественная история. 2008. № 1.
4. Грицук А.П. История отечественной рекламы. Советский период. Учебное пособие для очно-заочного и заочного обучения. М.: МГУ печати, 2004.
5. Лежень Евгений Евгеньевич Плакат как средство политическом агитации в 1917 1930-е годы // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2013. №3. 
6. Чаус Н. В. Советские плакаты 1917-1920 гг. Основное средство пропаганды социалистической идеологии // Социально-экономические явления и процессы. 2010. №6.