Статья:

Гендерные различия в показателях качества жизни школьников

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №3(96)

Рубрика: Биология

Выходные данные
Хамидуллина Д.А., Мусалимова Р.С. Гендерные различия в показателях качества жизни школьников // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 3(96). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/96/65418 (дата обращения: 29.03.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Гендерные различия в показателях качества жизни школьников

Хамидуллина Диана Артуровна
магистрант, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы РФ, г. Уфа
Мусалимова Рида Сагитовна
канд. биол. наук, доцент, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы РФ, г. Уфа

 

Аннотация. в работе представлены результаты оценки гендерных различий в показателях качества жизни школьников, занимающихся в секции каратэ, и школьников, не занимающихся систематически спортом.

 

Ключевые слова: школьники, юноши, девушки, качество жизни, физическая культура и спорт, каратэ.

 

Известно, что занятия физической культурой и спортом благотворно влияют на состояние здоровья человека. Каратэ – японское боевое искусство, которое представляет собой систему защиты и нападения. Распространено мнение, что боевые искусства – это не женское дело. Но несмотря на это, среди занимающихся этим видом борьбы можно увидеть и девушек.

Каратэ привлекает тем, что девушки, приобретающие великолепные бойцовские навыки, сохраняют внешнюю женственность фигуры. У каратисток нет перекачанных мышц, нет жировых отложений. Боевые искусства вообще, и каратэ в частности, развивают не только силу, но и гибкость, подвижность. А это, несомненно, необходимые для здоровья девушки качества. Каратэ притягивает к себе женщин не меньше, чем мужчин. Девушки успешно участвуют в соревнованиях и показательных выступлениях, и это интересно не только каратистам, но и сторонним наблюдателям. Грация и женственность невероятным образом сочетаются с силой и быстротой движений [1].

В настоящем исследовании нами был проведён гендерный анализ качества жизни школьников, занимающихся каратэ, и школьников, не занимающихся систематически спортом.

Для субъективной самооценки качества жизни был использован опросник SF-36, который отражает общее благополучие и степень удовлетворённости теми сторонами жизнедеятельности человека, на которые влияет состояние здоровья. Опросник позволяет оценить общее здоровье, т.е. составляющие здоровья, которые не зависят от возрастных групп или от каких-либо заболеваний [2,3].

Опросник состоит из восьми шкал, которые в свою очередь, объединены в две группы: физический компонент здоровья и психологический компонент здоровья. Цифровые результаты исследования могут колебаться от 0 (максимальное нарушение) до 100 (максимальное здоровье). Чем выше показатель по каждой шкале, тем лучше качество жизни по этому показателю.

Шкалы опросника объединены в две группы: физический компонент здоровья и психологический компонент здоровья. Физический компонент здоровья включает четыре показателя: физическое функционирование; ролевое функционирование, обусловленное физическим состоянием; интенсивность боли; общее состояние здоровья.

Практически все показатели качества жизни юношей, занимающихся в секции каратэ, несколько выше, чем показатели качества жизни юношей, не занимающихся систематически спортом. Лишь в шкалах «интенсивность боли» и «социальное функционирование» показатели юношей, не занимающихся спортом, незначительно выше.

Аналогичные результаты наблюдаются у девушек, практически по всем шкалам, качество жизни девушек, занимающихся каратэ, выше, чем показатели девушек, не занимающихся спортом. За исключением шкал «социальное функционирование» и «ролевое функционирование, обусловленное эмоциональным состоянием», где показатели у школьниц, не занимающихся спортом выше, чем у каратисток.

Показатели «физического функционирования» (отражающие степень, в которой физическое состояние ограничивает выполнение физических нагрузок, т.е. характеризует диапазон посильной физической активности) юношей, занимающихся каратэ, достоверно (р<0,05) выше показателей юношей, не занимающихся систематически спортом (98,7±3,9 и 95,3±4,8 баллов, соответственно). Показатели физического функционирования девушек, занимающихся каратэ, также выше – 98,0±6,5 (у девушек, не занимающихся спортом – 94,7±4,8 (табл.1). Причём, показатели физического функционирования как в группе занимающихся каратэ, так и в группе не занимающихся спортом у юношей несколько выше, чем у девушек.

Ролевое функционирование, обусловленное физическим состоянием, означает влияние физического состояния на повседневную ролевую деятельность (работу, учёбу, выполнение повседневных обязанностей).

Средний показатель ролевого функционирования оказался выше у юношей, занимающихся каратэ, и составил 85,0±26,4 балла, у юношей, не занимающихся спортом, этот показатель равен лишь 71,7±37,6 баллам. У девушек, занимающихся каратэ, показатель ролевого функционирования также выше, по сравнению с девушками, не занимающимися систематически спортом (91,7±26,2 и 75,0±37,8, соответственно). Следует заметить, что показатель ролевого функционирования и в группе занимающихся каратэ, и в группе не занимающихся систематически спортом у девушек выше, чем у юношей. Это значит, что занятия каратэ благоприятно влияют на ролевое функционирование девушек и значительно облегчают выполнение ими повседневных обязанностей.

По шкале «интенсивность боли» более лучшие показатели наблюдаются у девушек, в обеих группах испытуемых, причём значение шкалы у девушек-каратисток выше, чем у девушек, не занимающихся спортом.

Общее состояние здоровья юноши, занимающиеся каратэ, оценили на 93,3±11,4 балла, юноши, не занимающиеся систематически спортом – лишь на 78,5±16,4 баллов. Общее состояние здоровья у девушек, занимающихся каратэ, выше, чем у девушек, не занимающихся спортом, и составляет 95,2±6,4 баллов и 75,9±22,5 баллов, соответственно. Показатель общего состояния здоровья в группе занимающихся каратэ выше у девушек, а в группе не занимающихся спортом – у юношей. Следует также отметить, что данный показатель, как у юношей, так и у девушек, не занимающихся систематически спортом, достоверно (р<0,05) ниже значения лиц, занимающихся каратэ. Таким образом, занятия каратэ достаточно благоприятно влияют на общее состояние здоровья подростков.

Таблица 1.

Показатели физического компонента качества жизни, М±m

Показатели

 

 

 

 

Испытуемые

Физическое функционирование

Ролевое функционирование, обусловленное физическим состоянием

Интенсивность боли

Общее состояние здоровья

PF

RP

BP

GH

Подростки,

занимающиеся

в секции каратэ

юноши,

n=15

98,7±3,9*

85,0±26,4

79,9±21,4

93,3±11,4*

девушки, n=15

98,0±6,5

91,7±26,2

88,3±21,9

95,2±6,4*

Подростки,

не занимающиеся

систематически спортом

юноши,

n=15

95,3±4,8*

71,7±37,6

81,5±17,9

78,5±16,4*

девушки, n=15

94,7±4,8

75,0±37,8

84,7±21,6

75,9±22,5*

Примечание: *– достоверность различий по полу между занимающимися каратэ и не занимающимися систематически спортом (р<0,05)

 

Психологический компонент здоровья включает четыре показателя: психическое здоровье; ролевое функционирование, обусловленное эмоциональным состоянием; социальное функционирование; жизненная активность.

Шкала «психическое здоровье», характеризует настроение, наличие депрессии, тревоги, общий показатель положительных эмоций. Значение шкалы «психическое здоровье» у юношей, занимающихся каратэ, составило 86,9±10,1 баллов, у юношей, не занимающихся систематически спортом, показатель оказался несколько ниже – 80,0±12,5 (табл.2). У девушек, занимающихся каратэ, данный показатель также выше, чем у девушек, не занимающихся спортом (88,3±13,4 и 82,7±11,9 балла, соответственно). Причём, показатели психического здоровья девушек, как в группе занимающихся каратэ, так и в группе не занимающихся спортом у девушек несколько выше, чем у юношей.

Ролевое функционирование, обусловленное эмоциональным состоянием, предполагает оценку степени, в которой эмоциональное состояние мешает выполнению работы или другой повседневной деятельности (включая большие затраты времени, уменьшение объёма работы, снижение её качества и т.п.).

Таблица 2.

Показатели психологического компонента качества жизни, М±m

Показатели

 

 

 

Испытуемые

Психическое здоровье

Ролевое функционирование, обусловленное эмоциональным состоянием

Социальное функционирование

Жизненная активность

MH

RE

SF

VT

Подростки,

занимающиеся

в секции каратэ

юноши,

n=15

86,9±10,1

69,1±34,2

49,2±3,1

87,0±8,8*

девушки, n=15

88,3±13,4

64,7±36,5

48,4±4,2

85,7±12,9

Подростки,

не занимающиеся

систематически спортом

юноши,

n=15

80,0±12,5

58,1±34,3

50,1±6,7

78,7±12,7*

девушки, n=15

82,7±11,9

71,4±27,5

50,9±3,4

78,3±13,3

Примечание: *– достоверность различий по полу, между занимающимися каратэ и не занимающимися систематически спортом (р<0,05)

 

По среднему показателю ролевого функционирования более лучшие результаты показали юноши-каратисты – 69,1±34,2 балла (для сравнения у юношей, не занимающихся спортом – 58,1±34,3 балла). У девушек, занимающихся каратэ, показатель ролевого функционирования, наоборот оказался ниже, чем у девушек, не занимающихся – 64,7±36,5 и 71,4±27,5, соответственно. Следует также отметить, что показатель ролевого функционирования в группе занимающихся каратэ выше у юношей, а в группе не занимающихся систематически спортом – выше у девушек.

Социальное функционирование определяется степенью, в которой физическое или эмоциональное состояние ограничивает социальную активность (общение). Среднее значение данного показателя в рассматриваемых группах практически не отличаются: у юношей-каратистов – 49,2±3,1 балла, у девушек-каратисток – 48,4±4,2 балла; у юношей, не занимающихся спортом, – 50,1±6,7, у девушек – 50,9±3,4.

Жизненная активность подразумевает ощущение себя полным сил и энергии или, напротив, обессиленным. По результатам наших исследований жизненная активность юношей, занимающихся каратэ, достоверно (р<0,05) выше показателей юношей, не занимающихся систематически спортом (87,0±8,8 баллов и 78,7±12,7 баллов, соответственно). Девушки-каратистки, также показали более высокие результаты, по сравнению с девушками, не занимающимися спортом (85,7±12,9 и 78,3±13,3 баллов, соответственно). Показатели жизненной активности как в группе занимающихся каратэ, так и в группе не занимающихся систематически спортом у юношей выше, чем у девушек.

Качество жизни в целом, складывается их двух компонентов – физического и психологического. По физическому компоненту качества жизни более высокие показатели наблюдаются у девушек-каратисток (56,8±3,4 баллов), тогда как у юношей- каратистов показатель равен лишь 54,8±5,2 баллам. У лиц, не занимающихся спортом, показатель ниже, и практически не отличается по полу.

По психологическому компоненту качества жизни – юноши-каратисты имеют несколько высокие показатели по сравнению с юношами, не занимающимися спортом (48,6±6,7 и 45,3±7,7 баллов, соответственно). У девушек, значения показателя практически не отличаются и составляют – 47,5±7,5 и 47,6±5,0 баллов.

Таким образом, по физическому компоненту здоровья – девушки имеют более высокие показатели по сравнению с юношами, причём данная разница в показателе более выражена в группе подростков, занимающихся каратэ.

 

Список литературы:
1. Зенюк, А. Каратэ для девочек: за и против [Электронный ресурс] / Александр Зенюк, 2014. Режим доступа https://karate.ru/articles/girls-in-karate/ – 10.10.19.
2. Инструкция по обработке данных полученных с помощью опросника SF-36 [Электронный ресурс] / Режим доступа: - http://therapy.irkutsk.ru/doc/sf36a.pdf - 24.10.19.
3. Методические рекомендации «Организация социологических исследований качества и образа жизни студентов высших учебных заведений. Сборник анкет» [Текст] – Омск: Изд-во ОмГМА, 2010. – 28 с.