Гендерные различия в показателях качества жизни школьников
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №3(96)
Рубрика: Биология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №3(96)
Гендерные различия в показателях качества жизни школьников
Аннотация. в работе представлены результаты оценки гендерных различий в показателях качества жизни школьников, занимающихся в секции каратэ, и школьников, не занимающихся систематически спортом.
Ключевые слова: школьники, юноши, девушки, качество жизни, физическая культура и спорт, каратэ.
Известно, что занятия физической культурой и спортом благотворно влияют на состояние здоровья человека. Каратэ – японское боевое искусство, которое представляет собой систему защиты и нападения. Распространено мнение, что боевые искусства – это не женское дело. Но несмотря на это, среди занимающихся этим видом борьбы можно увидеть и девушек.
Каратэ привлекает тем, что девушки, приобретающие великолепные бойцовские навыки, сохраняют внешнюю женственность фигуры. У каратисток нет перекачанных мышц, нет жировых отложений. Боевые искусства вообще, и каратэ в частности, развивают не только силу, но и гибкость, подвижность. А это, несомненно, необходимые для здоровья девушки качества. Каратэ притягивает к себе женщин не меньше, чем мужчин. Девушки успешно участвуют в соревнованиях и показательных выступлениях, и это интересно не только каратистам, но и сторонним наблюдателям. Грация и женственность невероятным образом сочетаются с силой и быстротой движений [1].
В настоящем исследовании нами был проведён гендерный анализ качества жизни школьников, занимающихся каратэ, и школьников, не занимающихся систематически спортом.
Для субъективной самооценки качества жизни был использован опросник SF-36, который отражает общее благополучие и степень удовлетворённости теми сторонами жизнедеятельности человека, на которые влияет состояние здоровья. Опросник позволяет оценить общее здоровье, т.е. составляющие здоровья, которые не зависят от возрастных групп или от каких-либо заболеваний [2,3].
Опросник состоит из восьми шкал, которые в свою очередь, объединены в две группы: физический компонент здоровья и психологический компонент здоровья. Цифровые результаты исследования могут колебаться от 0 (максимальное нарушение) до 100 (максимальное здоровье). Чем выше показатель по каждой шкале, тем лучше качество жизни по этому показателю.
Шкалы опросника объединены в две группы: физический компонент здоровья и психологический компонент здоровья. Физический компонент здоровья включает четыре показателя: физическое функционирование; ролевое функционирование, обусловленное физическим состоянием; интенсивность боли; общее состояние здоровья.
Практически все показатели качества жизни юношей, занимающихся в секции каратэ, несколько выше, чем показатели качества жизни юношей, не занимающихся систематически спортом. Лишь в шкалах «интенсивность боли» и «социальное функционирование» показатели юношей, не занимающихся спортом, незначительно выше.
Аналогичные результаты наблюдаются у девушек, практически по всем шкалам, качество жизни девушек, занимающихся каратэ, выше, чем показатели девушек, не занимающихся спортом. За исключением шкал «социальное функционирование» и «ролевое функционирование, обусловленное эмоциональным состоянием», где показатели у школьниц, не занимающихся спортом выше, чем у каратисток.
Показатели «физического функционирования» (отражающие степень, в которой физическое состояние ограничивает выполнение физических нагрузок, т.е. характеризует диапазон посильной физической активности) юношей, занимающихся каратэ, достоверно (р<0,05) выше показателей юношей, не занимающихся систематически спортом (98,7±3,9 и 95,3±4,8 баллов, соответственно). Показатели физического функционирования девушек, занимающихся каратэ, также выше – 98,0±6,5 (у девушек, не занимающихся спортом – 94,7±4,8 (табл.1). Причём, показатели физического функционирования как в группе занимающихся каратэ, так и в группе не занимающихся спортом у юношей несколько выше, чем у девушек.
Ролевое функционирование, обусловленное физическим состоянием, означает влияние физического состояния на повседневную ролевую деятельность (работу, учёбу, выполнение повседневных обязанностей).
Средний показатель ролевого функционирования оказался выше у юношей, занимающихся каратэ, и составил 85,0±26,4 балла, у юношей, не занимающихся спортом, этот показатель равен лишь 71,7±37,6 баллам. У девушек, занимающихся каратэ, показатель ролевого функционирования также выше, по сравнению с девушками, не занимающимися систематически спортом (91,7±26,2 и 75,0±37,8, соответственно). Следует заметить, что показатель ролевого функционирования и в группе занимающихся каратэ, и в группе не занимающихся систематически спортом у девушек выше, чем у юношей. Это значит, что занятия каратэ благоприятно влияют на ролевое функционирование девушек и значительно облегчают выполнение ими повседневных обязанностей.
По шкале «интенсивность боли» более лучшие показатели наблюдаются у девушек, в обеих группах испытуемых, причём значение шкалы у девушек-каратисток выше, чем у девушек, не занимающихся спортом.
Общее состояние здоровья юноши, занимающиеся каратэ, оценили на 93,3±11,4 балла, юноши, не занимающиеся систематически спортом – лишь на 78,5±16,4 баллов. Общее состояние здоровья у девушек, занимающихся каратэ, выше, чем у девушек, не занимающихся спортом, и составляет 95,2±6,4 баллов и 75,9±22,5 баллов, соответственно. Показатель общего состояния здоровья в группе занимающихся каратэ выше у девушек, а в группе не занимающихся спортом – у юношей. Следует также отметить, что данный показатель, как у юношей, так и у девушек, не занимающихся систематически спортом, достоверно (р<0,05) ниже значения лиц, занимающихся каратэ. Таким образом, занятия каратэ достаточно благоприятно влияют на общее состояние здоровья подростков.
Таблица 1.
Показатели физического компонента качества жизни, М±m
Показатели
Испытуемые |
Физическое функционирование |
Ролевое функционирование, обусловленное физическим состоянием |
Интенсивность боли |
Общее состояние здоровья |
|
PF |
RP |
BP |
GH |
||
Подростки, занимающиеся в секции каратэ |
юноши, n=15 |
98,7±3,9* |
85,0±26,4 |
79,9±21,4 |
93,3±11,4* |
девушки, n=15 |
98,0±6,5 |
91,7±26,2 |
88,3±21,9 |
95,2±6,4* |
|
Подростки, не занимающиеся систематически спортом |
юноши, n=15 |
95,3±4,8* |
71,7±37,6 |
81,5±17,9 |
78,5±16,4* |
девушки, n=15 |
94,7±4,8 |
75,0±37,8 |
84,7±21,6 |
75,9±22,5* |
Примечание: *– достоверность различий по полу между занимающимися каратэ и не занимающимися систематически спортом (р<0,05)
Психологический компонент здоровья включает четыре показателя: психическое здоровье; ролевое функционирование, обусловленное эмоциональным состоянием; социальное функционирование; жизненная активность.
Шкала «психическое здоровье», характеризует настроение, наличие депрессии, тревоги, общий показатель положительных эмоций. Значение шкалы «психическое здоровье» у юношей, занимающихся каратэ, составило 86,9±10,1 баллов, у юношей, не занимающихся систематически спортом, показатель оказался несколько ниже – 80,0±12,5 (табл.2). У девушек, занимающихся каратэ, данный показатель также выше, чем у девушек, не занимающихся спортом (88,3±13,4 и 82,7±11,9 балла, соответственно). Причём, показатели психического здоровья девушек, как в группе занимающихся каратэ, так и в группе не занимающихся спортом у девушек несколько выше, чем у юношей.
Ролевое функционирование, обусловленное эмоциональным состоянием, предполагает оценку степени, в которой эмоциональное состояние мешает выполнению работы или другой повседневной деятельности (включая большие затраты времени, уменьшение объёма работы, снижение её качества и т.п.).
Таблица 2.
Показатели психологического компонента качества жизни, М±m
Показатели
Испытуемые |
Психическое здоровье |
Ролевое функционирование, обусловленное эмоциональным состоянием |
Социальное функционирование |
Жизненная активность |
|
MH |
RE |
SF |
VT |
||
Подростки, занимающиеся в секции каратэ |
юноши, n=15 |
86,9±10,1 |
69,1±34,2 |
49,2±3,1 |
87,0±8,8* |
девушки, n=15 |
88,3±13,4 |
64,7±36,5 |
48,4±4,2 |
85,7±12,9 |
|
Подростки, не занимающиеся систематически спортом |
юноши, n=15 |
80,0±12,5 |
58,1±34,3 |
50,1±6,7 |
78,7±12,7* |
девушки, n=15 |
82,7±11,9 |
71,4±27,5 |
50,9±3,4 |
78,3±13,3 |
Примечание: *– достоверность различий по полу, между занимающимися каратэ и не занимающимися систематически спортом (р<0,05)
По среднему показателю ролевого функционирования более лучшие результаты показали юноши-каратисты – 69,1±34,2 балла (для сравнения у юношей, не занимающихся спортом – 58,1±34,3 балла). У девушек, занимающихся каратэ, показатель ролевого функционирования, наоборот оказался ниже, чем у девушек, не занимающихся – 64,7±36,5 и 71,4±27,5, соответственно. Следует также отметить, что показатель ролевого функционирования в группе занимающихся каратэ выше у юношей, а в группе не занимающихся систематически спортом – выше у девушек.
Социальное функционирование определяется степенью, в которой физическое или эмоциональное состояние ограничивает социальную активность (общение). Среднее значение данного показателя в рассматриваемых группах практически не отличаются: у юношей-каратистов – 49,2±3,1 балла, у девушек-каратисток – 48,4±4,2 балла; у юношей, не занимающихся спортом, – 50,1±6,7, у девушек – 50,9±3,4.
Жизненная активность подразумевает ощущение себя полным сил и энергии или, напротив, обессиленным. По результатам наших исследований жизненная активность юношей, занимающихся каратэ, достоверно (р<0,05) выше показателей юношей, не занимающихся систематически спортом (87,0±8,8 баллов и 78,7±12,7 баллов, соответственно). Девушки-каратистки, также показали более высокие результаты, по сравнению с девушками, не занимающимися спортом (85,7±12,9 и 78,3±13,3 баллов, соответственно). Показатели жизненной активности как в группе занимающихся каратэ, так и в группе не занимающихся систематически спортом у юношей выше, чем у девушек.
Качество жизни в целом, складывается их двух компонентов – физического и психологического. По физическому компоненту качества жизни более высокие показатели наблюдаются у девушек-каратисток (56,8±3,4 баллов), тогда как у юношей- каратистов показатель равен лишь 54,8±5,2 баллам. У лиц, не занимающихся спортом, показатель ниже, и практически не отличается по полу.
По психологическому компоненту качества жизни – юноши-каратисты имеют несколько высокие показатели по сравнению с юношами, не занимающимися спортом (48,6±6,7 и 45,3±7,7 баллов, соответственно). У девушек, значения показателя практически не отличаются и составляют – 47,5±7,5 и 47,6±5,0 баллов.
Таким образом, по физическому компоненту здоровья – девушки имеют более высокие показатели по сравнению с юношами, причём данная разница в показателе более выражена в группе подростков, занимающихся каратэ.