Статья:

Значимость профессионального иностранного языка как основополагающего фактора формирования компетенции будущего специалиста

Конференция: XXXVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Филология

Выходные данные
Гамзаян А.А. Значимость профессионального иностранного языка как основополагающего фактора формирования компетенции будущего специалиста // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(36). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/1(36).pdf (дата обращения: 28.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Значимость профессионального иностранного языка как основополагающего фактора формирования компетенции будущего специалиста

Гамзаян Александр Александрович
студент, ФГАОУ ВО Северо-Кавказский федеральный университет, РФ, г. Ставрополь
Симонова Надежда Александровна
научный руководитель, канд. пед. наук, ФГАОУ ВО Северо-Кавказский федеральный университет, РФ, г. Ставрополь

 

Аннотация. Одной из важнейших компетенций современного специалиста любого профиля является коммуникативная компетенция, которая включает в себя навыки вербального и невербального общения, используемые в процессе осуществления профессиональной деятельности. В условиях глобализации в различных сферах общественной жизни значимость владения иностранным языком на уровне носителя возрастает многократно. Грамотный специалист должен уметь решать коммуникативные задачи, связанные с повседневным общением с иностранными коллегами и контрагентами, ведением переговоров, деловой переписки, бесед по телефону, организацией различных конференций и совещаний.

 

Рост потребности в специалистах, которые владеют хотя бы одним иностранным языком обусловлен стремительным развитием международных отношений, созданием новых технологий в различных сферах производственной деятельности, унификацией и стандартизацией финансового учета и бухгалтерской отчетности, интенсификацией сотрудничества между национальными и зарубежными работниками [2]. Соответственно, концепция обучения профессиональному иностранному языку должна формировать компетенцию в сфере коммуникации с иностранными партнерами на различных уровнях.

Под компетентностью понимается умение и готовность специалиста выполнять поставленные в процессе профессиональной деятельности задачи, решать возникающие проблемы в кратчайшие сроки, подбирать наиболее эффективные способы адаптации к изменяющимся условиям внешней среды. Успешность молодого специалиста определяется качественным и количественным составом его компетенций, которые он получает в процессе обучения в высшем учебном заведении или самостоятельно, а также через опыт работы в выбранной им сфере деятельности. Стоит отметить, что профессиональная компетентность не ограничивается исключительно специальными предметными знаниями, так как они не могут обеспечить полноценного развития некоторых общих навыков, необходимых при выполнении сотрудником своих рабочих обязанностей.

Целесообразно использовать иностранный язык как эффективное средство формирования коммуникативной и межкультурной компетенции, которые являются базовыми составляющими современной стратегии личностного и профессионального становления индивида. Коммуникативная компетенция предполагает наличие навыков общения в различных ситуациях, возникающих в процессе осуществления профессиональной деятельности. Основу подобного рода навыков составляют: трудолюбие, гибкость, ответственность, креативность, самообладание и вежливость. Значит, будущему специалисту недостаточно обладать набором языковых штампов, он должен уметь слушать и располагать собеседника, понимать его, грамотно выражать свою позицию и обосновывать ее, используя необходимую аргументацию.

С двадцатого века происходит значительное усиление роли английского языка во всех сферах общественной жизни [1]. В настоящее время владение английским языком является показателем образованности и высокой квалификации специалиста, определяя его будущую успешность. Уровень владения языком оказывает непосредственное влияние на производительность труда (Рисунок 1). Подобная тенденция приводит к более интенсивному и углубленному изучению английского как в начальной школе, так и в средних и высших учебных заведениях. Студенты, которые владеют иностранным языком на профессиональном уровне, с большей вероятностью добиваются успехов при построении карьеры, внедряя свои знания в осуществляемую деятельность. Стоит отметить, что интернационализация производства и широкое распространение транснациональных компаний повышают требования к специалистам, у которых появляется необходимость в изучении сразу нескольких иностранных языков.

 

Рисунок 1. Зависимость производительности труда от уровня владения английским языком (EF EPI)

 

Способность говорить на одном языке с торговым партнером является основой для формирования доверительных и устойчивых взаимоотношений. Статистические данные указывают на то, что у стран с общими или схожими языками объем торговли на 42% выше, чем у стран с разными языками. Несмотря на стремительное развитие технологий и искусственного интеллекта, человеческий фактор продолжает играть ключевую роль в межъязыковой коммуникации, что еще раз доказывает необходимость внедрения профессионального иностранного языка как дисциплины в программы высших учебных заведений.

При этом существует положительная и достаточно устойчивая корреляция между скорректированным доходом на душу населения и уровнем владения английским языком (Рисунок 2). Значит, работодатели готовы платить больше тем сотрудникам, которые обладают коммуникативными компетенциями, умеют вести диалог с зарубежными партнерами. Одновременно, знание языка позволяет интенсифицировать обмен опытом между специалистами из разных стран, даёт им возможность получить новые компетенции в процессе стажировки за рубежом.

 

Рисунок 2. Корреляция между уровнем владения английским языком и скорректированным доходом на душу населения

 

Профессионально-деловая ориентация предполагает ознакомление специалиста с элементами лингвопрофессионального компонента конкретной деятельности, его приобщение к различным мировым достижениям и знаниям. Иностранный язык способствует усилению интеграции профессионала в мировое сообщество, увеличивает его мобильность и создает вариативность в выборе рода деятельности или фирмы на мировом рынке.

Необходимо отметить, что по уровню знания английского языка, как самого распространенного на данный момент, Россия занимает лишь 38-ое место из 80 в рейтинге владения английским языком EF EPI-2017, потеряв 4 строчки за четыре года [3]. Лишь 12% россиян пишут и говорят по-английски свободно. Сложившаяся ситуация говорит о недостаточном внимании к иностранным языкам как компонентам коммуникативной компетентности со стороны государства. Необходимо наращивать государственное финансирование в данной области, создавать необходимую инфраструктуру для увеличения численности россиян, владеющих не только национальным языком.

Таким образом, иностранный язык является важнейшим условием формирования коммуникативной компетенции будущего специалиста как составной части его профессионализма. Глубокое изучение иностранного языка позволяет сформировать личностные качества работника, которые будут востребованы динамичной внешней средой, позволят ему эффективно интегрироваться в систему мирохозяйственных связей.

 

Список литературы:
1. Колесник, А. А. Актуальность владения иностранным языком в современном мире / А. А. Колесник, С. А. Волкова. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2017. – № 3 (137). — С. 562-564. 
2. Турсынова Г.И. Н.Н. Иностранный язык как средство формирования адаптации к профессиональной деятельности // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 3-2. – С. 312-315; 
3. Прыжок через языковой барьер – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.rbc.ru/newspaper/2018/06/26/5b2cd4b39a794780497a3284