Статья:

МЕНТАЛЬНЫЕ ГЛАГОЛЫ КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА (НА МАТЕРИАЛЕ РОМАНА М.А. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА»)

Конференция: IV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 9. Филология

Выходные данные
Лазарева Л.М. МЕНТАЛЬНЫЕ ГЛАГОЛЫ КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА (НА МАТЕРИАЛЕ РОМАНА М.А. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА») // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. IV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4. URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/4.pdf (дата обращения: 26.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

МЕНТАЛЬНЫЕ ГЛАГОЛЫ КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА (НА МАТЕРИАЛЕ РОМАНА М.А. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА»)

Лазарева Людмила Мухединовна
магистрант, Астраханский государственный университет, г. Астрахань
Кайгородова Ирина Николаевна
научный руководитель, научный руководитель, д-р филол. наук, Астраханский государственный университет, г. Астрахань

Роман «Мастер и Маргарита» — роман-тайна, роман-мистика, роман-загадка. Сохранилось предание, что этот роман стал последней печалью умирающего Булгакова. Создавая его, он вносил в свое творение новый непостижимый таинственный смысл, разгадать который он завещал будущим поколениям. Также главным достоинством можно считать то, что на страницах этого романа объединены несколько крупных тем: тема любви, нравственного долга, бесчеловечности зла, истинного творчества, фаустовская тема, тема пропаганды, тема свободы, тема счастья, милосердия, прощения, страха, юмора, Москвы и еще много других открытых тем. И при исследовании каждой из них, попытке понять и проникнуть в них так или иначе можно заметить связь с темой памяти.

Эта тема является частью всех основных идей романа, автор и через нее раскрывает нам сущность героев, событий, идеологий. Память, безусловно, соприкасается с философией. Но в этой науке, скорее всего, в связи с основными тенденциями в обществе популярны исследования, направленные на то, что основная идея — неотвратимость наказания за деяния. Не случайно сторонники этой трактовки указывают, что одно из центральных мест в романе занимают деяния свиты Воланда до бала, когда наказаниям подвергаются мздоимцы, распутники и прочие негативные персонажи, и сам суд Воланда, когда каждому воздается по вере его.

Существует так называемая герметическая трактовка романа, в которой указывается на следующее:

  • злое начало (сатана) неотделимо от нашего мира так же, как нельзя представить свет без тени. Сатана (а равно и светлое начало — Иешуа Га-Ноцри) живут, прежде всего, в людях;
  • Иешуа не умел определить предательства Иуды (несмотря на намёки Понтия Пилата) в том числе потому, что видел в людях только светлую составляющую. И не смог защитить себя потому, что не знал, от чего и как;
  • М.А. Булгаков по-своему истолковал идеи Л.Н. Толстого о непротивлении злу насилием, введя в роман именно такой образ Иешуа.

Из этого следует, что память не нашла своего почетного места среди самых интересных и значимых тематик романа, хотя философия и религиозные мотивы стали определяющими в исследовании этой таинственной истории.

Итак, что такое память? Есть такая трактовка, согласно которой память — одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Это способность длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности. По Далю, память — «способность помнить, не забывать прошлого; свойство души хранить, помнить сознанье о былом» [4, с. 14].

Для того чтобы определить место памяти в романе, при анализе романа были выделены все лексемы, семантика которых так или иначе связана с ней. Так, после проведенной работы было выделено 139 лексем. Также была проведена классификация по принадлежности лексем к главам, местам событий, героям и семантике либо «помнить», либо «забыть». Глаголы этой группы представляют метальные процессы языка и речи. В.В. Колесов понимает ментальность как «миросозерцание в категориях и формах родного языка, соединяющее в процессе познания интеллектуальные, духовные и волевые качества национального характера в типичных его проявлениях» [5, с. 81].

Методом сплошной выборки в романе было выявлено:

  • 88 лексем связаны с семантикой «память»;
  • 50 лексем связаны с семантикой «забыть»;
  • 10 лексем включают в себя особые формы выразительности: метафоры, фразеологизмы, аллегории;
  • 123 — относятся к московским главам;
  • 17 — относятся к ершалаимским главам.

Тема памяти — одна из основных тем романа. Безусловно, часть этой темы раскрывается в московских главах, так как она связывает собой большее количество действующих лиц. Причем, как ни странно, герои чаще помнят, чем стараются забыть (об этом нам говорит соотношение семантики «помнить» и «забыть»). И, конечно же, что является основной особенностью всей художественной литературы, для раскрытия любой идеи автор использует необычные и глубокие по смыслу изобразительно-выразительные средства, которые помогают на более высоком уровне постигнуть истину идеи темы памяти. Одним из таких грамматических средств раскрытия темы памяти являются, несомненно, ментальные глаголы. «Любая деятельность человека начинается как мыслительный процесс, первоначально существуя в виде ментального образа, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности» [6, с. 293]. А средством выражения мыслительного процесса являются ментальные глаголы. Как пишет Ю. Трухан, «глаголы знания, в свою очередь, могут обозначать различную степень адекватности действительности:

  • знания соответствуют действительности: знать;
  • неопределенность знаний: сомневаться; считать верить / предполагать;
  • знания не соответствуют действительности: выдумывать, придумывать, ошибаться»» [7, с. 535].

Так какой же предстает перед нами память на страницах этого романа? Проанализировав все выбранные лексемы, их семантику, мы отметили самые явные и ведущие образы, судьба которых на прямую связана с их воспоминаниями, попыткой забыть или, наоборот, вспомнить главные моменты их жизненного пути.

Одним из пластов образов Москвы явились чиновники, которые, находясь под влиянием сил Воланда и его свиты, пытались всеми правдами или не правдами завуалировать свою забывчивость, либо нарочно претвориться, что все вылетело из головы.

Роман насыщен персонажами, которые, так или иначе, имеют доступ к власти или к огромным материальным благам. Все они, пытаясь уладить свои проблемы, так или иначе прибегали к помощи памяти либо забывчивости. Если мы говорим о Московских главах и их героях, нельзя не упомянуть яркого представителя общества — Ивана Бездомного. Его жизнь — история эволюции разума, душевного преображения после серьезного эмоционального потрясения. Надо заметить, что этим превращениям никак не могло поспособствовать влияние общественной среды. Он сам, находясь в четырех стенах, ни с кем, кроме врачей, не контактируя, все переосмыслил и встал на истинный путь. Вспоминая гибель Берлиоза, его творчество, погоню за «мошенниками», историю Мастера, он понял все о жизни, судьбе, людях и смысле бытия. Понтию Пилату в один день, похожий и на все предыдущие дни службы, приводят подсудимого Иешуа Га Ноцри. Тот оказался не таким как все подсудимые. Его поведение, интонации, его речи, его чутье притягивало сердце прокуратора. Откуда он знал о головной боли? Почему он всех считает «добрыми людьми»? Прокуратор, не смотря на все симпатии, не оправдывает подсудимого, что приводит его к дальнейшей внутренней борьбе. Иешуа не покидает его мыслей. Пытаясь спасти положение, он уговаривает Каифу, но все же Синедрион отпускает Вар-раввана.

Казнь состоялась. Но Понтий Пилат не может забыть Иешуа и во сне беседует с ним, идя по лунной тропе. Этот молодой человек подействовал на прокуратора, исцеляя его душу, очищая от той грязи властной обыденности. Прокуратора терзает память о его поступке, он пытается оправдаться, но уже поздно. «Главный порок — трусость», — говорил Иешуа. И вот теперь Понтий Пилат обречен на вечную память о своей трусости, ведь именно она погубила «доброго человека». Обречен Понтий Пилат на вечные терзания. Только решающее слово Мастера отпускает его: «Свободен!».

И все же центральными образами романа являются сами Мастер и Маргарита. Любопытно, что с этими героями мы сталкиваемся не сразу: Мастер появляется в тринадцатой главе, Маргарита — лишь в начале второй части, а вместе они оказываются вообще в заключительных главах. Автор неслучайно выбирает именно их имена заглавием роман. Их история является показательной: такая должна быть любовь, со всеми ее взлетами и падениями, счастьем и горем, надеждами и разочарованиями, терпением и бунтом. На момент основного действия романа прошло уже более полугода, как возлюбленные не виделись друг с другом. Но они свято несли эту любовь в своем сердце, память о том, как они были счастливы, не покидала их и по сии дни. Конечно, каждый воспринимал их отношения с разной стороны: Мастер чувствовал вину перед возлюбленной, боялся ее окончательно погубить, как погубил себя этим романом, поэтому вынужден отречься от имени и находиться на лечении в психиатрической больнице; Маргарита, напротив, — считала роман великим творением, чувствовала себя счастливой только с Мастером, а без него ей и жизнь была противна.

Несмотря на разделяющие их расстояние и временное пространство, несмотря на все душевные терзания, они все-таки преодолели все и оказались снова вместе. И именно благодаря памяти, которая поддерживала каждого из них, счастье Мастера и Маргариты состоялось. То есть память сыграла главнейшую роль в их судьбе. Рассмотрим выделенные нами лексемы и их семантику, которые связаны с этой влюбленной парой.

В тринадцатой главе в палате Ивана появляется Мастер, который, «хоть все и перегорело, и угли затянулись пеплом», рассказывает ему историю о своей любимой. Это его самое важное воспоминание; поэтому автор подкрепляет его речь различными синтаксическими фигурами с семантикой «помнить»:

  • «Я отчетливо помню, как прозвучал ее голос»
  • «Что я помню после этого?»
  • ««Не помня как, я…»
  • «И вот, последнее, что я помню в моей жизни»
  • «Еще помню черный силуэт»
  • «Тот кивал от муки своих воспоминаний головою»

Он забывает имя своей первой жены — вся жизнь его ничего не стоила перед встречей с Маргаритой. Но история счастья связана с дальнейшими его душевными муками. Он чувствует вину перед Маргаритой, ему кажется, что он погубил ее, поэтому надеется, что ради спасения себя она его забудет. Он ненавидит себя и ненавидит труд всей его жизни — роман. Поэтому забывает свое имя (ведь такой как он, по его мнению, недостоин носить имени, но в то же время просит называть его Мастером в память о любимой) и пытается забыть роман:

  • «Забудем о ней»
  • «В прочем, я не помню»
  • «Я не хочу, чтобы у нас навсегда осталось в памяти…»
  • «Есть надежда, что она забыла меня»
  • «Вспомнить не могу без дрожи этот роман»
  • «Вспоминая горькую, последнюю в жизни осеннюю ночь»

Итак, мы можем сделать вывод, что тема памяти действительно относится к ведущим темам этого романа. Именно память становится определяющей в развитии личностей, рассмотренных нами, и других героев; именно на нее опираясь, можно понять, что помогало и что мешало Мастеру и Маргарите быть вместе; именно анализируя московскую жизнь со стороны памяти, мы можем составить типичные портреты высокопоставленных лиц и героев, представляющих нижние слои населения (Аннушка в сцене с подковой).

И самое главное, рассматривая этот роман в зеркале памяти, мы понимаем, что все-таки нужно уметь прощать и себя, и других; отпускать память об ужасном поступке. Отпустили свою память Маргарита, Мастер, Иван, Понтий Пилат, и их жизнь вступила в новую стадию. Этим роман М.А. Булгакова и замечателен. Столько противоречий, душевных мучений доставляли «главным героям памяти» происшествия, но автор позволяет со всем мучительным грузом попрощаться: «исколотая память затихает», «и память мастера, беспокойная исколотая иглами память стала затихать».

«Хочу, чтобы они знали…» — прошептал Михаил Афанасьевич наклонившейся жене однажды в процессе написания романа. Хотел, чтобы знали очень многое. И в этом многом было наставление будущему поколению.

 

Список литературы:

  1. Булгаков М.А. «Мастер и Маргарита». — Элиста: Калмыцкое книжное изд., 1999.
  2. Булыгина Т.В. Ментальные предикаты в аспекте аспектологии // Языковая концептуализация мира (на материале русской грамматики) / Т.В. Булыгина, А.Д. Шмелев. — М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. — С. 151—166.
  3. Выготский Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. — М.: Лабиринт, 1999. — 5-е изд., испр. — 352 с.
  4. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т., М., 1994.
  5. Колесов В.В. «Жизнь происходит от слова». — СПб., 1999.
  6. Петровский А.В. Краткий психологический словарь / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский, — М.: Изд-во политич. лит-ры, 1985. — 435 с.
  7. Трухан Ю. Семантическая характеристика ментальных глаголов в русском и белорусском языках — [Электронный ресурс]. Режим доступа. URL: http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/18386/1/Truhan.
  8. Шмелев Д.Н. Современный русский язык. Лексика: учеб. пособие для вузов / Д.Н. Шмелев. — М.: Просвещение, 1977. — 335 с.