Статья:

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИВАТИЗАЦИИ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ

Конференция: IV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 10. Юриспруденция

Выходные данные
Мельникова В.И. НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИВАТИЗАЦИИ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. IV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4. URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/4.pdf (дата обращения: 26.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИВАТИЗАЦИИ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ

Мельникова Виктория Игоревна
студент Хабаровской государственной академии экономики и права, Хабаровск
Орлова Ирина Витальевна
научный руководитель, научный руководитель, ст. преподаватель Хабаровской государственной академии экономики и права, Хабаровск

Вопросы предоставления военнослужащим жилых помещений в собственность являются дискуссионными с точки зрения правоприменения и поэтому представляют особый интерес в юридической практике. В Российской Федерации ежегодно суды общей юрисдикции разрешают большое количество дел по спорам о признании за военнослужащими права собственности на жилые помещения «в порядке приватизации». В настоящей статье освещёны два вопроса правоприменительной практики, возникающих при рассмотрении дел этой категории.

В соответствии с п. 1 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащим — гражданам Российской Федерации, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со ст. 51 ЖК РФ, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 названного Федерального закона.

Однако нередки случаи, когда военнослужащим в период прохождения службы предоставляются жилые помещения в домах, расположенных в закрытых военных городках, а в последующем, когда городки утрачивают статус закрытых, военнослужащие, изъявляя желание использовать вышеуказанное право в отношении занимаемых ими жилых помещений, сталкиваются с рядом проблем.

Так, военнослужащие не имеют возможности приобрести в собственность жилые помещения на основании п. 1 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», в связи с отсутствием «механизма реализации гарантированных законом прав» [5], в результате чего сведений о спорных жилых помещениях в реестре федерального имущества, как правило, не имеется. Принимая во внимание этот факт, а также факт исключения военных городков из списка закрытых городков, военнослужащие вынуждены обращаться в суды с исками «о признании права собственности в порядке приватизации», ссылаясь на сложившиеся фактические отношения социального найма жилых помещений, утраты у жилых помещений статуса служебных и, соответственно, на наличие у них гарантированного ст. 2 Закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» права на приватизацию занимаемых жилых помещений.

На возможность предъявления таких исков указывал Верховный Суд РФ в обзоре законодательства и судебной практики за второй квартал 2005 года: если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать право на приватизацию принадлежащего ему по договору социального найма жилого помещения, то он вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке. Согласно статьям 17 и 28 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» вступившие в законную силу судебные акты являются основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним. При этом права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации на общих основаниях, и государственный регистратор не вправе отказать в государственной регистрации права, установленного вступившим в силу решением суда [1].

Анализ статей ГК РФ об основаниях возникновения и прекращения права собственности на имущество свидетельствует о том, что в действующем законодательстве судебное решение не упоминается ни в числе оснований возникновения права собственности, ни в числе оснований прекращения этого права. Не предусмотрено такого основания и в ст. 217 ГК РФ, согласно которой имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан только в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При этом положения ГК РФ, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.

Приходится констатировать, что Верховный Суд РФ, отстаивая интересы граждан, не имеющих возможности приобрести в собственность занимаемые жилые помещения по вине публичных образований — собственников этих помещений, установил новое основание возникновения у граждан права собственности на жилые помещения, презюмируя факты заключения с ними договоров о передаче жилых помещений в собственность. Нет никаких сомнений, что данное разъяснение было вынужденным, справедливым и направленным на обеспечение защиты прав граждан на жилые помещения, гарантированных ст. 35 Конституции РФ. Однако с позиции теории гражданского права в рассматриваемых случаях у граждан не имелось оснований для возникновения права собственности на жилые помещения. Описываемая ситуация свидетельствует о проблеме, существующей длительный период времени — о бездействии законодателя в решении вопросов обеспечения граждан-военнослужащих жилыми помещениями.

Второй вопрос, освещаемый в настоящей статье — о доказывании в гражданском процессе отсутствия статуса служебных у жилых помещений, расположенных в домах на территориях военных городков, исключённых из списка закрытых военных городков.

В судебной практике отсутствует единая позиция по вопросу об утрате жилым помещением статуса служебного в случае исключения закрытого военного городка, на территории которого находится это помещение, из соответствующего списка. В одних случаях, суды приходят к выводу, что исключение закрытого военного городка из перечня закрытых военных городков не влечет утрату жилым помещением статуса служебного. В обоснование своего вывода они ссылаются на подп. «м» п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. № 1053, согласно которому Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций принимает решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда [4].

По мнению других, включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производятся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Следовательно, в случае принятия уполномоченным органом решения о включении жилой площади в число служебных, данное жилое помещение должно быть зарегистрировано в качестве такового в установленном законом порядке, в противном случае, жилое помещение не имеет статус служебного и считается предоставленными по договору социального найма [3].

Представляется спорной точка зрения С.В. Шанхаева, считающего, что «открытие» закрытого военного городка не является самостоятельным и достаточным основанием для прекращения статуса жилого помещения как служебного. По мнению учёного, статус служебного жилого помещения может быть прекращен лишь с момента издания соответствующего решения (акта) уполномоченного органа. Исходя из обратного, включение военного городка в перечень закрытых военных городков не влечет автоматического приобретения жилыми помещениями статуса служебных, в данном случае также должно приниматься соответствующее решение уполномоченного органа [6].

Представляется обоснованной позиция Е.Г. Воробьева, считающего, что снятие режима закрытого военного городка изменяет и правовой режим почти всех жилых помещений... Акт передачи жилищного фонда городка из федеральной собственности в иную государственную или муниципальную собственность изменяет режим специализированных жилых помещений... [2]. При этом, как совершенно верно указывают некоторые суды, включение жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производятся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Следовательно, решение о включении жилой площади в число служебных жилых помещений должно приниматься новым собственником — публичным образованием в лице уполномоченного органа, и соответствующее решение должно быть зарегистрировано в качестве такового в установленном законом порядке. Поэтому в случае возникновения в гражданском процессе спора об отсутствии у жилого помещения статуса служебного факт наличия такого статуса должен доказывать собственник, ссылаясь на вышеуказанное решение. При отсутствии соответствующего доказательства судам необходимо признавать жилые помещения предоставленными на основании договоров социального найма.

 

Список литературы:

  1. Бюллетень Верховного Суда РФ. — 2005. — № 12.
  2. Воробьев Е.Г. Современная государственная политика в отношении военных городков / Е.Г. Воробьев // Электронное научное издание «Военное право». — 2010. — № 3.
  3. Кассационное определение Судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 28 декабря 2011 г. по делу № 33-9425 // СПС «КонсультантПлюс». 2013.
  4. Определение Московского областного суда от 6 октября 2009 г. по делу № 33-18016 // СПС «КонсультантПлюс». 2013.
  5. Подобные формулировки содержатся в письмах Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ с отрицательными ответами на заявления граждан-военнослужащих о предоставлении им в собственность занимаемых жилых помещений и в судебных решениях (см., например: Семенова Е. Ах, военный городок, беспокойная я... На решение проблем приватизации жилья осталось меньше месяца / Е. Семёнова // ЭЖ-Юрист. — 2013. — № 5. — С. 7).
  6. Шанхаев С.В. Практические вопросы, связанные с исключением жилого помещения из специализированного жилищного фонда (на примере служебного жилого помещения) (по материалам судебной практики) / С.В. Шанхаев // Право в Вооруженных Силах. — 2012. — № 7. — С. 27—31.