Статья:

Плюсы и минусы раннего обучения иностранным языкам

Конференция: LI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Филология

Выходные данные
Теплова А.М., Захватова А.О. Плюсы и минусы раннего обучения иностранным языкам // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. LI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(50). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/11(50).pdf (дата обращения: 26.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Плюсы и минусы раннего обучения иностранным языкам

Теплова Анастасия Михайловна
студент, Старооскольский филиал Белгородского Национального Исследовательского Университета, РФ, г. Старый Оскол
Захватова Алёна Олеговна
студент, Старооскольский филиал Белгородского Национального Исследовательского Университета, РФ, г. Старый Оскол
Самарин Александр Викторович
научный руководитель, доцент, Старооскольский филиал Белгородского Национального Исследовательского Университета, РФ, г. Старый Оскол

 

В настоящее время проблема раннего обучения иностранным языкам принимает немаловажное значение. Данная тема имеет множество мнений. Одни говорят, что в раннем возрасте способность у детей к языкам максимальна и приводят соответствующие аргументы. Другие же уверяют, что изучение иностранного языка является огромной нагрузкой для детского организма. Исходя из этого, возникает вопрос: кто же прав? Чьего мнения следует придерживаться?

Данная проблема волнует не только родителей. Среди трудов ученых можно найти много работ, посвященных данной теме. Сейчас этот вопрос изучается более интенсивно, однако, если углубиться в историю, то можно сделать вывод о том, что по данному вопросу велись дискуссии еще столетия назад. Так, например, Жан-Жак Руссо в своем романе «Эмиль или О воспитании» говорит о том, что изучение иностранного языка – это овладение другим образом мышления, в то время как у ребенка до указанного им возраста формируется мышление на его родном языке. С точки зрения философа формирование второй системы мышления — не совсем логично, а порой — даже вредно, так как еще не сформирована первая [4, с. 74–75].

Так и И. Г. Песталоцци, в «Письмах учителю Петерсону»  предостерегает о некоторых  возможных негативных последствиях раннего обучения, в том случае, если оно будет протекать с нарушением законов внутреннего развития и становления ребенка. Он рассматривает раннее обучение, как одну из причин, «ведущих обычно к легкомыслию, своеволию и злости детей» [3, с. 9].

Существует множество вопросов, которые возникают при словах «ранее обучение иностранным языкам». Поэтому я постаралась в данной статье сопоставить и сравнить цели и задачи раннего обучения иностранному языку с разных точек зрения: родителей, их детей, а так же  специалистов, методистов и педагогов, занимающихся ранним обучением. Когда родители сталкиваются с проблемой раннего обучения в первый раз,  у них возникают следующие  вопросы: Необходимо ли раннее обучение ребенка иностранным языкам? Когда лучше начинать их изучение? Будет ли польза от данного вида деятельности? Теория нам сообщает, что и  отечественная, и зарубежная психология располагает данными о том, что в целом ребенку изучение иностранных языков дается легче, чем взрослому [5, с.36].

Разные ученые длительность сенситивного периода определяют по-разному, но в итоге «золотая середина» представляет собой промежуток от 5 до 8 лет. В этом возрасте родной язык достаточно хорошо усвоен ребенком, и к новому языку он уже может относиться сознательно. В данном возрасте дети впитывают всю информацию, как губка. Тем более усваивать материал быстро и легко ребенку помогают занятия, проводимые в игровой форме. Однако изначально именно родители принимают решение, следует ли ребенку с раннего возраста заниматься изучением иностранных языков. И Довольно часто, учитывая следующие критерии, они приходят к положительному мнению: широкие возможности в выборе профессии ребенка, его месте в обществе; социализация: изучая иностранные языки, ребенок общается с другими  детьми; расширение   кругозора.

Однако проблему раннего изучения иностранным языкам нужно рассматривать с разных сторон: как со стороны родителей, так и со стороны ребенка. Как же воспринимает занятия он сам? Чего ему хочется в 5–7 лет? Во-первых, мы не должны забывать о том, что в данном возрасте любое учение  для ребенка и любая его деятельность —  это, прежде всего, познание мира. [2, c.112].  

Во-вторых, взросление ребенка так же происходит через знакомство с ним, он  получает знания, которые смогут в дальнейшем помочь ему в реализации себя. В-третьих, ребенок с удовольствием изучает иностранный язык только в том случае, если ему это нравится. Поэтому процесс обучения иностранному языку должен быть с индивидуальным подходом к каждому ребёнку. [1, c.96].

Многое зависит от учителя. Если преподаватель будет слишком строг, слишком требователен и не будет прилагать усилия сделать занятия разнообразными, чтобы заинтересовать ребенка, то результата не будет. А если же педагог будет в меру ласковым, с чувством юмора и сможет расположить к себе детей, то учебный процесс будет протекать быстро, легко, а главное результативно.

Специалисты, педагоги-теоретики и практики приводят огромное количество аргументов, которые склоняются в пользу раннего обучения иностранным языкам. Так, Ю. П. Азаров считает, что раннее обучение иностранному языку способствует:  развитию фонематического слуха; развитию коммуникативных навыков и умению чётко излагать свои мысли;  не только более прочному и свободному владению им, но и несёт в себе большой интеллектуальный и нравственный потенциал [1, с.22].

Таким образом, каждая из сторон образовательного процесса имеет свои аргументы в пользу раннего обучения.

Следующим вопросом, который нам необходимо рассмотреть, является вопрос: как правильно организовать занятия? Существует немало ошибок и нарушений при обучении.

Основная ошибка родителей (и даже некоторых учителей) заключается в том, что они считают, что большее количество информации, усвоенное ребенком на уроке, является залогом эффективности знаний. Однако первостепенной задачей должно стать формирование интереса к изучению языка. Обучение должно вызывать желание ребенка учиться, прививать любовь к иностранным языкам. [5, c.175].

Поэтому мне бы хотелось бы предложить несколько рекомендаций, которые были разработаны мной в процессе изучения данного вопроса:

1. Каждый день  уделяйте хотя бы по 10–15 минут занятиям, на которых ребёнок будет говорить на иностранном языке

2.  Делайте небольшие перерывы для подвижных игр во время занятий, рисования или лепки. Но все эти игры должны быть связаны с освоением нового языка

3. В обучение включайте дополнительные занятия: просмотры видео, прослушивание аудиокниг

4.  Общайтесь с ребёнком на языке, который он изучает, обсуждайте простые, понятные для него вещи, учите его выражать свои мысли, используя доступный для него языковой материал.

5. Занимайтесь с ребенком не только дома, но и на природе.

Наиболее успешной формой обучения детей иностранному языку является игра, которая активизирует не только речемыслительную деятельность, но и делает процесс обучения более интенсивным и занимательным [5, с.115].

Таким образом, мы рассмотрели положительные и отрицательные стороны изучения иностранных языков. Каждый, возможно, останется при своем собственном мнении, однако, мы не должны забывать о том, что обучение должно  соответствовать внутреннему психологическому развитию ребенка и быть организовано в соответствии с его возрастными особенностями, чтобы оно не вызывало перегрузок и утомления.

 

Список литературы:
1. Азаров Ю. П. Семейная педагогика. Серия «Мастер психологии». — СПб:Изд-во «Питер», 2011. — 400 с. 
2. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студентов вузов. 2-е изд. испр. и доп. / В.С. Мухина. - М.: Академия, 2014. - 378 с.
3. Песталоцци И. Г. Избранные педагогические сочинения: в 2-х т. Т.2. — М.:Педагогика, 1981. — 416 с. 
4. Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения в 2-х томах. Том 1. Эмиль, или О воспитании. — М.:Педагогика, 1981. — 656 с.
5. Трофимова, Г.С. Педагогические основы обучения иностранным языкам (Предметная дидактика) / Г.С. Трофимова. - Ижевск: изд-во Удмуртского ун-та, 2013. - 346 с.