Статья:

Функционирование просторечных слов и выражений в произведениях В. Высоцкого и А. Галича

Конференция: XLII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Филология

Выходные данные
Дударова Х.А. Функционирование просторечных слов и выражений в произведениях В. Высоцкого и А. Галича // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XLII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(41). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/2(41).pdf (дата обращения: 26.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 11 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Функционирование просторечных слов и выражений в произведениях В. Высоцкого и А. Галича

Дударова Хава Ахметовна
студент Ингушского государственного университета, РФ, Республика Ингушетия, г. Магас
Мальсагова Мадина Израиловна
научный руководитель, доц. кафедры русского языка филологического факультета ИнгГУ, РФ, Республика Ингушетия, г. Магас

 

Статья посвящена изучению роли просторечий на различных языковых уровнях (фонетическом, лексическом, словообразовательном, морфонологическом) в художественных произведениях на примере стихотворных произведений А. Галича и В. Высоцкого.

Репродукция разговорной речи – это органичное включение в стихотворный текст элементов живой разговорной речи. Одним из этих элементов является просторечие. Просторечия – слова, выражения, грамматические формы и обороты, употребляемые в литературном языке обычно в целях сниженной, грубоватой характеристики предмета, а также простая непринуждённая речь с этими словами, формами и оборотами [5, с. 438]. Большой вклад внесли в изучении проблем в этой области такие российские лингвисты как: В.Б. Крысина, Т.В. Матвеева, В.В. Химик. В «Поэтическом словаре» А.П. Квятковский вывел более конкретное определение этого понятия, подходящее для данной темы: «Просторечие - в художественном произведении, преимущественно поэтическом, применение народно-разговорных выражений, снижающих приподнятость стиля и придающих произведению (или части его) характер естественности, непринужденности, а иногда и уместной грубоватости. Весьма распространено чередование просторечия с присущим поэзии высоким стилем речи» [2, с. 587].

Новизна и актуальность данного исследования состоит в том, что анализируется лексика художественных текстов, в частности, просторечие.

В данной статье будет рассмотрена тема функционирования просторечных слов и выражений на примере произведений В. Высоцкого и А. Галича. В. Высоцкий и А. Галич – одни из главных представителей авторской песни, барда. Их произведения имеют сложную организацию с множеством уровней.

В их художественных текстах разговорные речевые средства различных языковых уровней являются основной идеей языковой специфики.

Анализируя творчество данных поэтов, выявленные разговорные речевые средства (просторечия) можно распределить по нескольким языковым уровням:

1.  Фонетика: «Нет, ребяты-демократы,- только чай!» (В. Высоцкий, «Инструкция перед поездкой за рубеж», 1973) // «Ковой-то выбирают римским папою – / Ковой-то запирают в тесный бокс» (В. Высоцкий, «Лекция о международном положении», 1979) // «Он там был купцом по шмуткам и подвинулся рассудком ...» (В. Высоцкий, «Из Канатчиковой дачи», 1977) // «То чёб нам было с пяти бутылок!» (В. Высоцкий, «Милицейский протокол») // «Метро закрыто, в такси не содят» (там же») // «Я рупьзаначил» (там же). Наблюдается ограниченное употребление фонетических просторечий у В. Высоцкого и полное их отсутствие у А. Галича. Тем не менее, несколько отступлений от литературной произносительной нормы, зафиксированных писателем даже на уровне письменного текста, указывают на их большую значимость в речевой характеристике героя. Несмотря на то, что фонационные приёмы не являются главными в этих лирических произведениях, они как бы добавляют особенные штрихи.

2.  Лексикология: «Ты, звонарь-пономарь, не кемарь …» (В. Высоцкий, «Свадебная»,1974) – глагол; образовано от глагола «кемарить», т.е. знач. «дремать» // «Не серчай, а получай / Чашу полновесную!» (там же) – глагол, значение «обижать» // «Вдруг такие увидел рожи – / Пострашней балаганьих рож!» (А. Галич «Моей матери», 1972) – сущ., просторечие, заимствованное из жаргона, имеет значение «лицо» // «Вон он, змей, в окне маячит, за спиною штепсель прячет» (В. Высоцкий «Из Канатчиковой дачи», 1977) – глагол, значение «виднеться» // «Чтоб не вздумал жить там сдуру как у нас» (В. Высоцкий «Инструкция перед поездкой за рубеж», 1973) – наречие, значение // «Демократки,- уверяли кореша ...» (там же) – сущ., заимств. из арго, значение «друг» // «Знаешь, Коля,- не зуди!» (там же) – глагол, значение «не надоедать» // «Сбереги там пару рупий – небузи» (там же) – глагол, значение «не экономить» // «Отутюжила рубашки – / Любо-дорого смотреть» (там же) – наречие, значение «загляденье» // «И пусть судачат вздорные соседи» (А.Галич «Снова август») – глагол, значение «сплетничать» // «Подпишем союз, и айда в стремена» (А. Галич «Еще раз о черте») – междометие, значение «вперед» //«И друзей предавать гуртом(там же) – наречие, значение «все сразу» // «Ветра и позёмки чертовня ...» (А. Галич «Засыпая и просыпаясь») – сущ., значение «невероятное, непонятное» // «Им тепло, небось, облакам …» (А. Галич «Облака») – вводное слово, значение «вероятно» // «До сих пор в ушах шмона гам!» (там же) – сущ., заимств. из жаргона, значение «обыск»;

3.  Фразеология: «Мы на них уже собаку съели, если повар нам не врет» – значение «приобрести навык в чём-нибудь» [2] // «Все мозги разбил на части»// «... все извилины заплел ...» (В. Высоцкий «Из Канатчиковой дачи», 1977) – значение данных выражений «запутать» // «Я считал слонов и в нечёт и в чёт» (А. Галич «Еще раз о черте») – значение «долго» // «Держат крепко бразды правленья» (А. Галич «Неоконченная песня») – значение «лидерство, инициатива» [4];

4.  Словообразование: «Замешкался маленько Ватикан ...» (В. Высоцкий «Лекция о международном положении»,1979) наречие // «Нам по статье в «Литературке» дали» (В. Высоцкий «К 15-летию театра на Таганге», 1979) //«Затеяли на площади годков на десять стройку» ( В. Высоцкий, «К 10-летию театра на Таганке», 1974) // «Но механик только трясся и чинарикистрелял» ( В.Высоцкий «Из Канатчиковой дачи», 1977) // «С растревоженным желудком и с номерочком на ноге» (там же) // «Наша свадьба – не конец / Дельцу пустяковому» (В. Высоцкий «Свадебная», 1974) // «Эй, гармошечка, дразни / Не спеши, подманивай!» (там же) // «... Вторую пили близ прилавка взакуточке» (В. Высоцкий, «Милицейский протокол») // «Не запирайте, люди, – плачут дома детки» (там же). В поэтических текстах ярко показаны экспрессивные словообразования, отображающие свойственную разговорной речи тенденцию к эмоциональному способу выражения. В основном это касается применения уменьшительно-ласкательных суффиксов в именах существительных: -еньк -, -к-, -ик -, -чк -, -ечк- // «Крикуны, певуны, плясуны!» – существительные, образованные посредствам словообразовательного суффикса -ун, обозначающего значение «тот, кто склонен совершать определённое действие» [5].

5.  Морфонология: «Я пил из горлышка, с устатку и не евши» // «... Теперь дозвольте пару слов без протокола» (В. Высоцкий «Милицейский протокол»). Это случаи отступления от нормы характерны при изменении слова по лицам и падежам.

Таким образом, анализ поэтических произведений В. Высоцкого и А. Галича позволяет увидеть особенности функционирования просторечий на различных уровнях языка (фонетика, лексикология, фразеология, словообразование, морфонология), которые специфицирует текст, а также обеспечивают интегрированность строения.

 

Список литературы:
1. Высоцкий В. Песни Владимира Высоцкого: все альбомы – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://v-vissotsky.ru/albums.php (дата обращения 9.02.2017).
2. Квятковский А.П. Поэтический словарь / А.П. Квятковский / Науч. ред. и сост. И.Б. Роднянская; Рос.гос. гуманитар. ун-т. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Изд. центр Рос. гос. гуманитар. ун-та, 2013. – С.587.
3. Литература и язык: Современная иллюстрированная энциклопедия / Под ред. проф. Горкина А. П. – М.: Росмэн, 2006.
4. Стихи Александра Галича // Русская поэзия – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://ruspoeti.ru/aut/galich/ (дата обращения 03.02.2017).
5. Энциклопедический словарь-справочник лингвистических терминов и понятий. Русский язык: В 2 Т. / A.Н. Тихонов, Р.И. Хашимов, Г.С. Журавлёва и др.; [под общ. ред. A.Н. Тихонова, Р.И. Хашимова]. – Москва: ФЛИНТА, 2014. – С. 438.