Статья:

СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ В АНГЛОЯЗЫЧНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЯХ СПИКЕРОВ КОНФЕРЕНЦИЙ TED, ПОСВЯЩЕННЫХ СОВРЕМЕННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ

Конференция: CCCIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Филология

Выходные данные
Вансович М.С. СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ В АНГЛОЯЗЫЧНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЯХ СПИКЕРОВ КОНФЕРЕНЦИЙ TED, ПОСВЯЩЕННЫХ СОВРЕМЕННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCCIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 24(303). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/24(303).pdf (дата обращения: 19.07.2025)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ В АНГЛОЯЗЫЧНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЯХ СПИКЕРОВ КОНФЕРЕНЦИЙ TED, ПОСВЯЩЕННЫХ СОВРЕМЕННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ

Вансович Максим Сергеевич
студент, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, РФ, г. Белгород
Перелыгина Татьяна Анатольевна
научный руководитель, канд. филол. наук, доцент, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, РФ, г. Белгород

 

Важным элементом современной массовой культуры, который направлен на популяризацию науки, обмен информацией о достижениях и личном опыте, является TED Talks. Выступления спикеров рассматриваются как жанр современного риторического дискурса. Основная установка говорящего в риторическом дискурсе – воздействовать на реципиента с определенной целью. В широком смысле риторический дискурс можно рассматривать как «прагматический метадискурс, включающий типы текста ряда социо-функциональных дискурсов (политического, научного, юридического, рекламного, публицистического, религиозного), объединенные установкой на воздействие с целью добиться от реципиента принятия самостоятельного решения о необходимости, желательности либо возможности совершения / отказа от совершения определенного посткоммуникативного действия в интересах адресанта» [2, 10]. Таким образом, можно сделать вывод, что ключевая задача риторического дискурса – не просто раскрыть тему, донести мысль до реципиента, а воздействовать на него таким образом, чтобы сказанное привело к изменениям вокруг. К реализации риторического дискурса можно отнести лекции TED Talks.

TED лекция – это гибридный жанр, который основан на научно-популярном стиле, с признаками художественного, публицистического и разговорного стилей. Обратимся к понятиям «средство выразительности» и «стилистический прием».

Как отмечают исследователи: «стилистический прием – это целенаправленное использование языковых явлений, включая и выразительные средства. Выразительные средства обладают большей степенью предсказуемости по сравнению со стилистическим приемом. Они используются для усиления выразительности высказывания, они не связаны с переносными значениями слова» [1, 145].

Стилистическая фигура или средство выразительности служат для повышения выразительности речи, усиления эмоциональности или повышенного воздействия на читателя/слушателя. Важно отметить, что все стилистические приемы принадлежат выразительным средствам, но не все выразительные средства являются стилистическими приемами.

В рамках исследования были рассмотрены видеолекции с ресурса TED Talks. Все проанализированные материалы являются наиболее просматриваемыми на платформе, а спикеры являются признанными экспертами в определенных областях или обладают уникальным опытом.

В декабре 2014 года инженер Джереми Ховард выступил на TED Talks с темой “The wonderful and terrifying implications of computers that can learn” [3]. В названии выступления автор использует эпитеты, которыми выражает свое отношение к ИИ: с одной стороны, он восхищается возможностями ИИ, с другой стороны, автора пугают возможности и темпы развития. В 2014 году это выступление стало достаточно популярным: в те годы тема ИИ не была так широко распространена, поэтому некоторые тезисы вызвали бурное обсуждение общественности. Во время двадцатиминутной лекции он рассказывает о новых разработках в этой отрасли: например, рассказывает о машинном обучении, то есть технологии, наделяющей компьютеры способностью изучать китайский язык, распознавать объекты на фотографиях или помогать в постановке медицинского диагноза. По завершению выступления спикер высказывает мысль о том, что создание «умных» компьютеров ближе, чем кажется окружающим.

Так как ИИ входит в круг научных интересов инженера, он положительно реагирует на его развитие, подчеркивая это в выступлении при помощи использования эпитетов:

1. extraordinary result: The New York Times also showed in this article another extraordinary result of deep learning which I'm going to show you now.

2. extraordinary thing: So deep learning is this extraordinary thing. It's a single algorithm that can seem to do almost anything, and I discovered that a year earlier, it had also learned to see.

3. one of the most amazing examples: One of the most amazing examples I've seen of machine learning happened on a project that I ran at Kaggle where a team run by a guy called Geoffrey Hinton from the University of Toronto won a competition for automatic drug discovery.

Подчеркивая новые способности компьютеров, спикер использует олицетворение, наделяя их человеческими возможностями:

It shows that computers can listen and understand.

Таким образом, использование олицетворения позволяет сделать основную мысль выступления понятной для слушателя: вместо использования сложных терминов, описывающих процесс машинного обучения, спикер использует понятные глаголы, описывающие возможности компьютеров.

В феврале 2024 года художник-карикатурист Боб Манкофф выступил с лекцией на тему “Can AI master the art of humor?”, в которой рассуждал об искусстве юмора, эволюции ИИ и о том, что происходит, когда они сталкиваются [4]. Настроение спикера можно определить по сравнениям, к которым он прибегает:

Steve Jobs famously said that computers are a bicycle for the mind. If that's the case, what's AI, a rocket ship? And at my age, you know what? I'd settle for a walker.

Благодаря трем разным метафорам спикер отмечает три этапа развития технологий: первый этап – к которому спикер относит себя – a walker. Ему тяжело принять технологический процесс. Технологическое развитие на раннем этапе (возникновение и развитие компьютеров) сравнивается с a bicycle for the mind». ИИ, чье развитие стремительно – это «a rocket ship. Эти метафоры понятны зрителю, вызывают яркую ассоциацию, что позволяет наглядно проиллюстрировать три эпохи технологического развития.

В октябре 2024 года Кара Хантер, самый молодой политик, ставший членом Ассамблеи Северной Ирландии, во время выступления поделилась личной историей о том, как использование ИИ (конкретно – создание дипфейков) чуть не разрушило ее политическую карьеру. Чтобы подчеркнуть, насколько созданное злоумышленниками видео было похоже на реальное, Кара использовала парцелляцию и схожие по построению конструкции: Although this woman in the video was not me, she looked exactly like me. Impossibly like me. Eerily like me. Для нее, как и для ее семьи, которая не следит за развитием технологий, подобные возможности оказались шокирующими [5].

Таким образом, был рассмотрен ряд выступлений спикеров на тему, посвященную развитию ИИ. Несмотря на то, что общее настроение выступлений разнится (кто-то поддерживает развитие технологий, кто-то делает акцент на значимости человеческого ресурса), используемые в большинстве случаев средства выразительности схожи: парцелляция, метафоры, сравнения, эпитеты, олицетворения.

 

Список литературы:
1. Гегель Г.В. Соч.: Т. 14. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kodges.ru/nauka/obrazovanie/115205-gegel-g.v.f.-sochineniya.-tom-1- 14.html (дата обращения: 01.02.2025).
2. Голоднов А. В. Риторический метадискурс: к определению понятия [Электронный ресурс] // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2008. №2 (13). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ritoricheskiy-metadiskurs-k-opredeleniyu-ponyatiya (дата обращения: 20.06.2025).
3. Jeremy Howard «The wonderful and terrifying implications of computers that can learn» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.ted.com/talks/jeremy_howard_the_wonderful_and_terrifying_implications_of_computers_that_can_learn (дата обращения: 01.02.2025).
4. Bob Mankoff «Can AI master the art of humor» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.ted.com/talks/bob_mankoff_can_ai_master_the_art_of_humor (дата обращения: 01.02.2025).
5. Cara Hanter «How a deepfake almost ruined my political career» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.ted.com/talks/cara_hunter_how_a_deepfake_almost_ruined_my_political_career (дата обращения: 01.02.2025).