ПЕЙЗАЖНЫЙ СТИЛЬ В СМОЛЕНСКОЙ САДОВО-ПАРКОВОЙ КУЛЬТУРЕ
Конференция: XII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Секция: 2. Краеведение
лауреатов
участников
лауреатов
участников
XII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
ПЕЙЗАЖНЫЙ СТИЛЬ В СМОЛЕНСКОЙ САДОВО-ПАРКОВОЙ КУЛЬТУРЕ
Стиль в ландшафтной архитектуре — это устойчивая и единообразная система трактовки форм, совокупность художественных приемов и особенностей, определяющих единство сада, использование определенных сочетаний растительных элементов, тип декоративного оформления [1]. Развитие архитектурных стилей длительный процесс, который зависит от климатических, технических, религиозных и культурных факторов.
На данный момент известно большое разнообразие архитектурных стилей, но главными из них являются пейзажный и регулярный. Пейзажный стиль в ландшафтной архитектуре начинает развиваться с XVIII в. По другому пейзажный стиль называют английский, и хотя англичане не первыми стали использовать его, но они соединили в единое целое все то, что раньше не удавалась сделать ни Китаю, ни Японии, ни другим странам.
Впервые название «пейзажный» или «живописный» ввел Кристофер Хусси в своем трактате «О живописных элементах в ландшафте» в 1727 г. Создание садов пейзажного стиля связано с именами английских ландшафтных архитекторов Уильяма Кента, Чарльза Бриджмена и Ланселота Брауна. Им было, что противопоставить строгим французским садово-парковым ансамблям. Свое влияние на развитие пейзажного стиля оказал Восток с его философскими учениями, которые отрицали искусственность и напыщенность и предлагали естественность и гармонию человека и природы.
Главной задачей пейзажного стиля является сохранение природной красоты и естественности. Этого можно достичь, если придерживаться основным принципам стиля:
1. Планировка композиции должна быть свободная, т. е. прямые линии, строгая симметрия, геометричность здесь отсутствуют. Для пейзажных садов в русских усадьбах характерны свободные контуры водоемов, лужаек, рельефа, свободная сетка плана.
2. Использовать такие элементы как лужайки, пруды и ручьи. Водоем должен выглядеть естественно, береговая линия — нечеткой, прибрежные растения высажены произвольно, хаотично. В пейзажном стиле водные объекты должны сливаться в единую композицию сада, их лучше всего представлять в виде журчащей речки, озер с берегами, утопающими в камышах, с лилиями на поверхности.
3. Очертание дорожек, водоемов, рельефов должны быть извилистыми, плавными. Искусственные сооружения должны гармонично вписываться в существующий природный пейзаж. Русла ручьев в таком саду причудливым образом извиваются, тогда как берега водоемов не скованы каменными набережными, благодаря чему абсолютно неотличимы от берегов настоящих прудов и озер. В случае возведения у береговой линии каких-либо искусственных сооружений (небольших мостиков, лестниц либо удобного спуска прямо к воде), то все они крайне органично вписываются в существующий природный пейзаж.
4. Размещение деревьев — свободное, солитерами или группами. Растения высаживаются ярусами: высокие деревья, затем кустарники — от высоких к низкими и далее цветники. Растения для пейзажных композиций подбираются таким образом, чтобы в любое время года они производили наиболее благоприятное впечатление. Среди хвойных растений наиболее популярными являются сосны, ели, туи; среди лиственных — липа, клен, береза, черемуха.
Цветники в пейзажных садах представлены миксбордерами, в которых практически нет ограничений цветового разнообразия, кроме природно-климатических факторов данного климата. Основное правило в цветниках пейзажного стиля — это непрерывность сезона цветения и большое разнообразие цветовых гамм. Могут быть и пестролистные, и красивоцветущие, и пурпурнолистные, и желтолистные цветы, и декоративнолиственные кустарники. Например, спирея, лапчатка, барбарис, пузыреплодник, гортензия, клематис, дерен, бересклет Форчуна и др.
В пейзажных садах могут быть использованы элементы вертикального озеленения: например, арки, живые изгороди, перголы, высадки лиан вдоль стен, вокруг веранд и беседок.
Пейзажный стиль является как бы не тронутым уголком природы, от которого не будет уставать взгляд, навязываться своей броскостью, многоэлементными зданиями, тяжестью своих форм и габаритов.
На рубеже XIX—XX в. в искусство пришел модерн. Для садово-парковых комплексов в стиле модерна характерны мягкие и плавные очертания форм рельефа и линий дорожек, отсутствие прямых углов и правильных геометрических форм, ассиметрия цветников, водоемов и растительных групп, цветовые и фактурные контрасты растений — все это черты пейзажного стиля [2]. Отсюда можно сделать вывод, что пейзажный стиль тесно связан с модерном и их развитие напрямую зависело друг от друга.
Одним из ярких представителей пейзажного стиля с элементами модерна на Смоленщине является Талашкино — известный художественный центр, тесно связанный с развитием русского искусства конца XIX — начала XX века. Здесь бывали и работали выдающиеся художники И.Е. Репин, К.А. Коровин, М.А. Врубель, Н.К. Рерих, С.В. Малютин и многие другие (рис. 1).
Рисунок 1.Усадьба в Талашкино,1905 г.
Рисунок 2. «Теремок»
Тенишева Мария Клавдиевна внесла огромный вклад в создание Талашкино как архитектурного достояния Смоленщины [3]. В настоящее время Талашкино представляет собой историко-архитекрурный комплекс, в который входит Храм Св. Духа (рис. 3.), музей «Теремок» (рис. 2), въездные северные ворота комплекса, сельскохозяйственная школа княгини М.К. Тенишевой (рис. 4а) и интернат для мальчиков (рис. 4б).
Рисунок 3. Храм Св. Духа
а б
Рисунок 4. а) Сельскохозяйственная школа; б) Интернат для мальчиков
Для Талашкино характерна свободная планировка (рис. 5). В нем отсутствуют прямые линии дорожек, аллей; не просматривается строгая симметрия цветников, водоемов; геометричность зданий, сооружений и малых архитектурных форм.
Рисунок 5. План заповедника
На территории историко-архитектурного комплекса «Теремок» располагается большой водоем извилистой формы, большое разнообразие живописных лужаек. Так же можно наблюдать одиночные посадки деревьев, группы деревьев, извилистой, необыкновенной формы аллеи.
Из растительного разнообразия заповедника наиболее часто встречаются тополя, ели, березы, липы; бересклет, спирея, лапчатка и многие другие местные виды.
Талашкино — необыкновенно красивый комплекс, который расположен на сложном рельефе. Здесь есть и возвышенности, и низины. Для того чтобы увидеть всю его красоту, необходимо рассматривать его с разных видовых точек. Это создает великолепную картину всему заповеднику.
Для благоустройства комплекса, на наш взгляд, не хватает включения в пейзажи миксбордеров и малых архитектурных форм в виде скамеек, которые сделают эту садово-парковую композицию еще привлекательней для посетителей.
Талашкино — один из крупнейших художественных центров России. Он является незаменимой частью садово-парковой культуры Смоленщины и ярким примером пейзажного стиля.
Список литературы:
1. Ландшафтная архитектура: благоустройство сада и дизайн ландшафта — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.vashsad.ua/landscape-design/styles/about/ (дата обращения 04.05.2014).
2. Сады в стиле модерн — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.greeninfo.ru/landscape/garden_style.html/Article/_/aID/3567 (дата обращения 22.04.2014).
3. Смоленск. Русская старина — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.vsmolenske.info/russkaya-starina.html (дата обращения 23.04.2014).