СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ТЕОРИИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПНОСТИ
Секция: 10. Юриспруденция
XIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ТЕОРИИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПНОСТИ
Статья посвящена проблемам современного состояния теории предупреждения преступности и ее роли в оптимизации борьбы с преступлениями.
Согласно взгляду ряда ученых, в настоящий момент процедура предотвращения преступности никак не содержит самостоятельной правовой основы. Правовые нормы, регламентирующие предупредительную деятельность, разбросаны по различным отраслям законодательства и никак не содействуют консолидации предупредительных усилий различных субъектов. Таким образом, действительно назрела потребность в кодификации законодательства о предупреждении преступности в виде отдельного кодекса либо федерального закона. В данном важном документе следует предусмотреть регламентацию целой организации предотвращения преступности в целом и согласно конкретным уровням, перечислить причины с целью исполнения профилактической работы, средства и мероприятия предупредительного влияния, закрепить компетенцию субъектов профилактики и надзор за их работой.
Не вызывает противоречий положение П.Г. Пономарева, согласно взгляду которого одной из факторов недостаточного воздействия предупредительных мер на состояние и степень преступности представляется недостаток системной правовой регламентации профилактической работы, вследствие чего никак не получается сформировать унифицированного подхода правоохранительных органов к предупредительному применению норм административного и уголовного законодательства [1].
Профилактическая деятельность, равно как норма, создается на базе тщательного, многостороннего исследования и анализа факторов преступности в целом и отдельных ее видов. Задач в профилактической деятельности немало. В Письме Президента Российской Федерации Федеральному Собранию постоянно обозначается, что гражданин имеет право требовать от государства обеспеченья индивидуальной защищенности — охраны существования, здоровья, достоинства и имущества. Государство пока что слабо справляется с данной обязанностью. Для того чтобы качественно разрешать данные проблемы, необходимо, чтобы деятельность по профилактике преступности имела приоритетное значение и надлежащую законную основу, обеспечивающую законную поддержку профилактической работы.
Полагаем, необходимо реализовать в нашей стране подобные обстоятельства, при которых будет происходить меньше правонарушений, чем в настоящее время. С экономической и социальной точки зрения это будет выгоднее, чем привлекать население к уголовной ответственности за совершение правонарушений.
Идея о возможности оказания воздействия на преступность через социальные предпосылки ее существования, а не через общеуголовные мероприятия провозглашается многочисленными светилами российской криминологии. Осознавая преступность как социальное явления, криминологи идут согласно пути ее преодоления в плоскости основных переустройств в мире, в области экономики, социальной жизни, идеологии, воспитания человека. При этом к настоящему времени значительно видоизменилось представление целей борьбы с преступностью — от признания необходимости искоренения преступлений к нейтрализации порождаемых преступностью общественных противоречий.
Большая часть отечественных криминологов все более допускают потребность комплексного планирования мер профилактики правонарушений. Предостережение преступности — задача многоплановая, сложная, разрешаемая совместными стараниями всего общества, абсолютно всех звеньев его общественного организма.
Говоря о факторах снижения качества организации борьбы с преступностью, следует отметить о направленности переоценки значимости специализированных субъектов профилактики преступности в облике правоохранительных органов и, естественно, малое использование перспектив иных субъектов профилактики.
Профилактика преступности обязана непременно создаваться на базе определения кратковременных, среднесрочных и долговременных вопросов и реализовываться с учетом взаимодействия разных видов деятельности. На базе этих основ обязана работать концепция деятельности по профилактике правонарушений в стране, регионах и мелких территориальных составляющих. Отталкиваясь из трехуровневой концепции этиологического комплекса преступности, криминологи подошли к заключению о потребности расценивать мероприятия общественной профилактики в установленной иерархической связи: общесоциальные мероприятия, задача которых заключается в устранении диспропорций финансового и общественного формирования; предупредительные мероприятия, реализуемые на уровне отдельных ВУЗов (в школе, семье, государственных, общественных организациях); мероприятия личной профилактики, т. е. различные формы направленного воспитательского влияния на конкретного субъекта.
Во многом отталкиваясь из потребности реализации этого блока мер появилась потребность перехода от ведомственных, одномерных проектов к долговременным единым целевым программам организации работы по профилактике правонарушений [2].
Процессы, совершающиеся в созданной криминальной сфере, имеют направленность модифицироваться и передвигаться на новые, наиболее высококачественные орбиты, что требует абсолютно других подходов в борьбе с данными действами.
Также невозможно никак не учитывать тех обстоятельств, что значительно изменились обстоятельства обитания организованной преступности, это и политические, и общественные, и финансовые, законные.
В связи с данным хотелось бы сделать заключение относительно того, что формирование сегодня подразделений по борьбе с созданной преступностью в том виде, какими они были в 90-е годы, бессмысленно.
Сегодня все криминальные сообщества можно условно разбить на преступные сообщества, контролирующие финансовую и общеуголовную области воздействия. Данное обуславливается, в первую очередь, тактическими отличительными чертами ведения уголовного бизнеса, во-вторых, реализацией криминальных замыслов различных согласно своему уровню подготовки идеологов, воров в законе, которые в свою очередь также начинают расслаиваться и делиться на коренных стариков и жуликов новой формации. В-третьих, повышение антагонизма между славянскими и неславянскими организованными противозаконными сообществами. В-четвёртых, присутствием у вора возможности доступа к органам власти и управления.
Говоря о возрождении подразделений согласно борьбе с организованной преступностью, следует отметить, что надо искать поиск более подходящей организации функционирования подразделений согласно борьбе с организованной преступностью, и не только лишь в системе МВД.
Существует позиция, что воссоздание специального оперативно-розыскного подразделения согласно борьбе с организованной преступностью, включая ее финансово-экономическую и коррупционную составляющую, можно было бы реализовать на базе имеющейся ФСКН.
Обоснование такого решения:
- данной службой приобретен большой опыт проведения и использования результатов оперативно-розыскных и следственных мероприятий в наиболее сложной отрасли организованной преступности — рынок наркотиков;
- существует определенная степень независимости от местных влияний;
- имеются квалифицированные кадры, прошедшие тщательный отбор на этапах противодействия преступности в наиболее коррупционноемких, привлекательных сферах, таких как налоги, потому что это была сначала налоговая полиция, а потом ФСКН.
Профилактическое воздействие на организованную преступность должно заключатся не только в регистрации и раскрытии преступлений, изобличении лиц, их совершивших, но и в интеллектуальном превосходстве правоохранительной системы, в понимании слабости уголовного закона, который допускает возможность сосуществования с криминальными структурами, в разработке концепций и систем опережающего воздействия на организованную преступность со стороны правоохранительных органов.
Список литературы:
- Долгова А.И. Тенденции преступности, ее организованности, закон и опыт борьбы с терроризмом. М., Российская криминологическая ассоциация, 2011.С. 34.
- Охлопков С.А., Губин С.А. Прокурорская проверка как способ противодействия преступности // Законность. 2013. № 2. С. 3—6.
- Пономарев П.Г. Роль ведомственной науки в разработке проблем профилактики правонарушений // Материалы Всероссийской научно-практической конференции по проблеме профилактики правонарушений. М., 2009. С. 50.
- Шоткинов С.А. Профилактика преступности: некоторые вопросы теории и практики // Актуальные проблемы борьбы с преступностью в Сибирском регионе: Материалы междунар. науч.-практ. конф. 7—8 февр, 2012 г. — Красноярск: СибЮИ МВД РФ, 2012. — 4,1.