Аллюзии на античных героев в романе Альбера Коэна "Влюбленный властелин"
Конференция: XL Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Секция: Филология
XL Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Аллюзии на античных героев в романе Альбера Коэна "Влюбленный властелин"
Каждый автор обладает культурным опытом, который складывается из прочитанной литературы, жизненного опыта и. Культурный опыт влияет на понимание мира автора и на как правило, при написании произведений, он использует уже существующие архетипы или так называемые «культурные коды» [4, с.1] что является основанием для утверждения: «... всякий текст вбирает в себя другой текст и является репликой в его сторону» [5, с. 5]. Включение в текст интертекстуальных элементов означает подключение дополнительных смыслов и связей из их источника.
Одной из форм реализации интертекстуальности является аллюзия. В современной лингвистике значение термина «аллюзия» трактуется учеными неоднозначно. В данной работе следует принимать следующее определение аллюзии согласно К. Новожиловой: «риторическая фигура, которая отсылает к предметной ситуации других текстов <...> и содержит в себе намёк на литературный или общекультурный факт, входящий в тезаурус и автора, и читателя» [9, с. 84]. В данной работе значение аллюзий будет рассматриваться на примере романа Альбера Коэна «Влюбленный властелин»
Альбер Коэн — имя в России практически неизвестное, однако очень популярное в Европе. Он родился в конце XIX века на Корфу в еврейской семье. В начале XX века семья переехала в Марсель. Альбер Коэн большую часть жизни провел в Швейцарии. Закончил юридический факультет Женевского университета, работал в Лиге Наций и в ООН. Он общался с известными сионистами и в начале. Первая книга Коэна — сборник стихов «Еврейские слова». Дальше была поэма в прозе, пьеса и романы. Belle du Seigneur – третья, самая известная, часть тетралогии. Буквально – «Красавица господина», известен также перевод названия «Прекрасная дама». Роман был написан в 1968 году и получил Гран-при Французской академии. Его сравнивают с «Лолитой», «Поисками утраченного времени» и «Улиссом» – видимо, имеется в виду не столько тематика, сколько своеобразие стиля и масштаб авторского таланта. Коэн удостоился также сравнения с Бальзаком и Флобером. А в 2012 году по его роману был снят снят фильм «Влюбленные».
В чем же заключается своеобразие этого автора, что же так цепляет современных читателей в его книгах. Альбер Коэн в своих произведениях использует аллюзии на античных героев при создании ключевых образов. Он наделяет своих героев чертами присущими в прошлом героям античных мифов, ведь именно они так близки каждому человеку и именно с них началась литература. Античные герои это прообразы всех будущих персонажей восемнадцатого, девятнадцатого и двадцатого века. Он выбирает античные мотивы, потому, что именно они были особенно актуальны в годы его жизни. Во-первых, потому, что в школе и университете школ активное обучение латыни и греческому, а соответственно происходило погружение в античную литературу, а во-вторых потому что именно в двадцатом веке человечество начинает стремиться к тому, чтобы понять человеческую душу: Появляется психоанализ Фрейда, архитипы Юнга. На страницах книги, Альбер Коэна присутствует аллюзия на миф об Ариадне и Тесее, которая находит отражение в трех главных героях романа: Ариадне, Солале и Адриане. Ариадна- главная героиня романа прибывает в постоянной скуке. Она ищет что-то очень важное и никак не может это найти. Ее имя означает «святая», «чистая». Она освобождена от условностей и презирает общественные устои. Имя главной героини отсылает нас к античному мифу. Ариадна – в древнегреческой мифологии дочь критского царя Миноса и Пасифаи. Совершив подвиг, Тесей бежал с Ариадной на остров Наксос (Дия), где, Ариадна была покинута Тесеем и найдена Дионисом, который на ней женился. В романе Альбера Коэна изменяется облик и характер Ариадны, но поиск страстей, в котором прибывает главная героиня остается неизменным. Она пытается сплести нить своей жизни и понять людей, которые ее окружают. По этой причине Ариадна начинает вести дневник: «для начала неплохая идея – записывать в эту тетрадку все, что придет в голову о моей семье и обо мне». Ариадна будто помечает узелками важные события своей жизни, которые с одной стороны болезненны для нее, с другой- радостны и приятны. Собственно и само ведение дневника можно сравнить с происками смысла жизни. Символична еще одна деталь – героиня постоянно что-то шьет или вышивает. Даже когда Ариадна решает покинуть своего мужа, первое что бросается ей в глаза это плохо пришитая пуговица: «Когда я зашла в дом, мне в глаза бросился твой плащ в прихожей, и вид его странно растрогал меня. Я ласково погладила лацканы и обнаружила, что средняя пуговица еле держится. Я ее пришила как следует. Было так приятно сделать для тебя хоть что-нибудь хорошее.». Во всем она стремится быть похожей на античную Ариадну, ту что подарила Тесею волшебную нить. То есть Ариадна Альбера Коэна старается сплести воедино судьбы близких ей людей, а также свою собственную.
На пересечении аллюзий из библии и древнегреческой мифологии строится образ главного героя трилогии. Мы видим Солаля – молодого, красивого еврея. Символично и то, что его имя- антономазия, потому что на иврите нет такого имени, но если переводить его, то оно означает «прокладывающий путь». Он несет в себе аллюзию на античного героя. А герой, это сильный мужчина, обладающий нечеловеческой волей. Гесихий Александрийский (VI в. н. э.) разъясняет так разъясняет сущность героя «герой: мощный, сильный, благородный».
А.А. Тахо-Годи в его книге «Греческая мифология» писал: «Герой призван вносить в жизнь людей справедливость, меру, закон вопреки древней стихийности и дисгармоничности. Поэтому он наделяется обычно непомерной силой и сверхчеловеческими возможностями.» Герой красив и силен, он -идеал (и внешне и внутренне). Солаль прекрасен: «Бесстрастное лицо, увенчанное мраком спутанных кудрей. Узкие бедра, плоский живот, широкая грудь». Он чувствует, что отличается от окружающих его людей. Более того, он презирает их, душа его мечется и болит от несправедливости, что происходит в мире. Он всеми силами пытается что-то изменить, но у него это плохо получается. К тому же, античный герой лишен бессмертия, и Солаль тоже испытывает душевные метания, он презирает старость, он не желает стареть, он боится смерти, сердце его желает жить вечно. «И всю эту красоту – потом на кладбище, желтенькую здесь, зелененькую там, совсем одинокую в полусгнившем от сырости ящике» – рассуждает он, глядя на себя в зеркало. Отсюда несоответствие и противоречие между ограниченностью смертного существа и стремлением героев утвердить себя в бессмертии. подобно всем античным героям Солаль испытвает глубочайшую скуку и пытается себя развлечь: это сближает его с Дионисом. Дионис в древнегреческой мифологии младший из олимпийцев, бог растительности, виноградарства, виноделия, производительных сил природы, вдохновения и религиозного экстаза. Дионис испытывает глубочайшее чувство скуки, которое толкает его отправиться в долгое путешествие. Согласно мифам Дионис путешествовал по Египту, Индии, Малой Азии, пересёк Геллеспонт, попал во Фракию, а оттуда добрался до родных Фив в Греции. Куда бы ни приходил этот бог, он всюду учил людей выращивать виноград, но ему сопутствовали безумие и насилие. Тоже самое происходит и с главным героем романа Альбера Коэна. Он презирает все, что его окружает, он не согласен с тем, какие законы существуют в мире, он переезжает с места на место, старается продвинуть свои взгляды в лиге наций, но ему ничего не удается. Отправляясь в Германию и видя, как страдают евреи, Солаль испытывает подлинную тоску и ощущение собственной беспомощности. Символичен и сам выбор лексики “Babouinerie” – это существо, которое находится на промежуточном этапе эволюции между обезьяной и человеком, существо у которого нет собственного сознания. Точно также и Дионис, видит беспомощных окружающих его людей и потому начинает учить их виноделию. Виноград в данном случае выступает символом истины или знания.
Встреча Солаля и Ариадны была предопределена свыше, точно также, как и встреча Ариадны и Диониса. И хотя она несет в себе разрушение, перемены и боль, она неизбежна. Альбер Коэн подчеркивает, что дружба и любовь всегда проверяются прежде всего трудными жизненными препятствиями и барьерами. И главные герои проходят это испытание, они перестают бояться смерти и общественного мнения, все, что для них действительно имеет значение это их страсть. “Il n'y a rien de plus grand que le saint mariage, alliance de deux humains unis” этими строками автор как бы подчеркивает, что любовь Ариадны и Солаля – это божественный дар и в ней нет ничего низменного и грязного, наоборот она чиста, божественна и велика.
Альбер Коэн действительно берет за основу античный миф и использует аллюзии при описании характера и жизни главных героев, делая их актуальными и интересными для своего времени. Альбер Коэн создает удивительное произведение, в котором так ясно и четко раскрывает внутренний мир главных героев и принуждает читателя углубиться не только в сюжетную линию, но и понять, что же движет главными героями. Многие авторы двадцатого века стремятся в своих произведениях раскрыть душу главного героя, пробудить читателя к познанию и анализу собственной души через внутренний мир героя. Альбер Коэн выбрал для себя тот же путь, создав многогранные образы главных героев, основываясь на универсальных культырных кодах. Финал романа также символичен: герои для того, чтобы пройти трансформацию должны умереть. Они не просто не могут изменить существующий мир, устои общества, также как и не могут изменить себя. Поэтому Ариадна и Солаль принимают яд, для того чтобы усвоим уроки в этой жизни измениться и «восстать из пепла» в следующей жизни. Дойдя до конца, читатель не сомневается в том, что Солаль и Ариадна после смерти остаются вместе. Они заслужили свое бессмертие – они стали богами, подобно тому, как Дионис заслужил свое бессмертие будучи полубогом.
Таким образом, можно сказать, что Солаль, Ариадна и Адриан несут в себе некоторые черты античных героев и поступки их во многом мотивированы тем, какие решения принимают античные герои прошлого.