Статья:

Интерпретация ювелирной техники «филигрань» для художественного оформления текстильных интерьерных изделий

Конференция: XLVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Искусствоведение

Выходные данные
Махамбетова А.С. Интерпретация ювелирной техники «филигрань» для художественного оформления текстильных интерьерных изделий // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XLVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 8(47). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/8(47).pdf (дата обращения: 29.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 10 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Интерпретация ювелирной техники «филигрань» для художественного оформления текстильных интерьерных изделий

Махамбетова Айнагуль Сатвальдовна
студент, Омский филиал ВШНИ, РФ, г. Омск
Дубицкая Татьяна Алексеевна
научный руководитель, преподаватель, Омский филиал ВШНИ, РФ, г. Омск

 

Художественное оформление изделий текстильной и легкой промышленности является достаточно обширной областью декоративно-прикладного искусства. Текстильные изделия обладают уникальными свойствами отражения действительности и авторского восприятия окружающей его среды. Разработка и последующее воплощение в жизнь декора текстильных изделий, который бы удовлетворял всем требованиям, предъявляемым к современному текстилю, неразрывно связана с уровнем подготовки профессионалов, способных грамотно и творчески решать поставленные задачи, их навыками художественного проектирования текстильного рисунка, способностью ориентироваться в вопросах исторического и современного орнамента, а также в модных тенденциях.

Сочетание двух латинских слов: filum, что значит «нить», и granum – зерно послужило названию старинной ювелирной техники - филигрань. В России техника, получившая название «скань» от древнерусского «съкати», то есть «вить», «скручивать», начала распространяться еще в 10-12 веках, а к 19 веку она уже обрела статус искусства. Сканью выполнялись украшения, вазы, шкатулки, декоративные панно и т.д. (рис. 1).[2]

Для придания изделиям особого шарма за счет игры светотени, усиленной фактуры и более нарядного вида к элементам филиграни часто добавляют зернь. Зернь – это металлические шарики маленького диаметра, которые размещают в заранее определенные по рисунку места.

 

Рисунок 1. Объемное изделие в технике филигрань

 

Прежде чем приступить к разработке композиции рисунка для конкретного интерьерного изделия, необходимо осуществить выбор модели, определить конструктивную форму, пропорции и назначение.

В качестве изделия для декорирования были выбраны светильники. По типу систем освещения, в которых применяют светильники, они делятся на ряд групп, представленных на рисунке 2.

 

Рисунок 2. Классификация светильников

 

Светильник с абажуром – это не просто осветительная установка, но и важнейший элемент декора. Абажуры могут применяться как в домашних условиях, так и в общественных помещениях.[1] Классификация абажуров представлена на рисунке 3.

 

Рисунок 3. Классификация абажуров

 

В данном проекте рассматриваются декоративные напольный и настольный светильники с абажурами кубической формы из ткани, основание светильников из дерева. Вначале работы были определены пропорции и размеры напольного и настольного светильников. После определения размеров абажуров были разработаны композиции рисунка для декорирования в соответствии с пропорциями граней абажура. В качестве основных элементов для разработки текстильного рисунка использованы интерпретированные к выполнению из текстильного шнура элементы филиграни «завиток», «лист», «огурчик». В качестве акцента, имитирующего зернь, предполагалось использование бусин.

Композиции большой и маленькой граней светильников состоят из подобных элементов. Все композиции асимметричны и, следовательно, обладают определенной динамикой движения снизу вверх. Гармоничность разработанной асимметричной композиции была достигнута за счет зрительного уравновешивания неодинаковых по структуре, форме и размерам частей по отношению к четко выраженной оси, проходящей по диагонали плоскости. Разработанные композиции весьма разнообразны:

-       состоят из одного мотива, как на большой, так и на маленькой гранях;

-       состоят из двух или трех повторяющихся мотивов, как на большой, так и на маленькой гранях.

После разработки вариантов композиционного решения необходимо выполнить цветовое решение. Были выполнены в цвете эскизы выбранного композиционного решения. Эскизы выполнялись вручную на цветной бумаге с использованием гелевой ручки. Окончательный эскиз изделия был выполнен с использованием графического редактора СorelDRAW. При выполнении эскиза были применены следующие инструменты: «прямоугольник», «кривые Безье», «пипетка» и «тень». Также были использованы отсканированные изображения эскизов и текстуры деревянной поверхности (рис. 4).

 

Рисунок 4. Выполнение эскиза изделия

 

Для изготовления изделия была выбрана декоративная льняная ткань разреженной структуры. Ткань жесткая из толстых нитей. Для выполнения декора был подобран сутаж из синтетических волокон. Для выполнения декора изделия был применен способ вышивки шнуром «вприкреп». Сам процесс вышивки заключается в том, что готовый шнур, уложенный по линиям узора, прикрепляют к ткани нитью, незаметной на фоне шнура и проходящей через его середину. На прямых или плавно изогнутых линиях узора расстояние между прикрепляющими стежками может быть довольно большим, а на сложных изгибах рисунка оно сокращается, иначе шнур будет провисать. Итог выполненной практической работы по дизайну декоративных светильников представлен на рисунке 5.

 

Рисунок 5. Фотография готовых изделий

 

Список литературы:
1. Его величество абажур: история создания и последние тенденции в мире дизайна интерьеров: [Электронный ресурс] //Уютная квартира:[сайт].- [2003 -2017] –URL: http://www.ukvartira.ru/news/ego_velichestvo_abazhur_istoriya_ sozdaniya_i_poslednie_tendencii_v_mire_dizajna_intererov/(Дата обращения: 03.08.2017)
2. Скань (филигрань) — редкая техника тончайших узоров: [Электронный ресурс] //Ярмарка мастеров:[сайт].[2006 - 2017]. URL: https://www.livemaster.ru/topic/825133-skan-filigran-redkaya-tehnika-tonchajshih-uzorov (Дата обращения: 03.08.2017)