Статья:

РОЛЬ ТЕКСТА И ВОКАЛЬНОЙ СТИЛИСТИКИ В ФОРМИРОВАНИИ ИМИДЖА СОВРЕМЕННОГО ЭСТРАДНОГО ПЕВЦА: НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА АНЖЕЛЫ ЖИРКОВОЙ И МАРИНЫ ДЕМЕЩЕНКО

Конференция: CCXCVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Искусствоведение

Выходные данные
Ашуркина Д.Ю. РОЛЬ ТЕКСТА И ВОКАЛЬНОЙ СТИЛИСТИКИ В ФОРМИРОВАНИИ ИМИДЖА СОВРЕМЕННОГО ЭСТРАДНОГО ПЕВЦА: НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА АНЖЕЛЫ ЖИРКОВОЙ И МАРИНЫ ДЕМЕЩЕНКО // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCXCVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 19(298). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/19(298).pdf (дата обращения: 07.06.2025)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

РОЛЬ ТЕКСТА И ВОКАЛЬНОЙ СТИЛИСТИКИ В ФОРМИРОВАНИИ ИМИДЖА СОВРЕМЕННОГО ЭСТРАДНОГО ПЕВЦА: НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА АНЖЕЛЫ ЖИРКОВОЙ И МАРИНЫ ДЕМЕЩЕНКО

Ашуркина Дарья Юрьевна
студент, Институт современного искусства, РФ, г. Москва
Бакши Людмила Семёновна
научный руководитель, Институт современного искусства, РФ, г. Москва

 

THE ROLE OF TEXT AND VOCAL STYLE IN SHAPING THE IMAGE OF A MODERN POP SINGER: USING THE EXAMPLE OF THE WORK OF ANGELA ZHIRKOVA AND MARINA DEMESCHENKO

 

Darya Ashurkina

Student, Institute of Contemporary Art, Russia, Moscow

Lyudmila Bakshi

Scientific director, Institute of Contemporary Art, Russia, Moscow

 

Аннотация. В статье анализируется влияние песенного текста и вокальной стилистики на формирование имиджа эстрадного певца на примере творчества Анжелы Жирковой (Green Apelsin) и Марины Демещенко (Polnalyubvi). Рассмотрены элементы сценического имиджа: смысловое наполнение текстов, вокальные техники и лексические приемы. Особое внимание уделено использованию архаизмов, мифологических мотивов и старославянской лексики, а также сделан акцент на их роли в создании уникального сценического образа. Симбиоз текста и вокала формирует многослойный и запоминающийся имидж, отражающий идеи, ценности и эмоциональную глубину артиста, что способствует установлению связи с аудиторией и закреплению образа в культурном пространстве.

Abstract. The article analyzes the influence of song lyrics and vocal style on the formation of the image of a pop singer using the example of the work of Angela Zhirkova (Green Apelsin) and Marina Demeschenko (Polnalyubvi). The elements of the stage image are considered: the semantic content of the lyrics, vocal techniques and lexical devices. Particular attention is paid to the use of archaisms, mythological motifs and Old Church Slavonic vocabulary, and an emphasis is placed on their role in creating a unique stage image. The symbiosis of text and vocals forms a multi-layered and memorable image reflecting the ideas, values and emotional depth of the artist, which helps to establish a connection with the audience and consolidate the image in the cultural space.

 

Ключевые слова: сценический имидж эстрадного певца, текст, лексика, архаизмы, мифологические мотивы.

Keywords: stage image of a pop singer, text, vocabulary, archaisms, mythological motifs.

 

Артистическая деятельность – сфера, предполагающая творческое самовыражение, тесно связана с формированием представления о личности артиста, его творческого своеобразия. Имиджа, который удачно выделит и закрепит его образ в сознании массовой аудитории. «Для того, чтобы покорить такую аудиторию мало одного таланта, нужно обладать привлекательной или необычной, запоминающейся внешностью и умением налаживать контакт с публикой. Способность “подать” себя оказывается не менее важной, чем отточенная до совершенства техника игры; более того, зачастую публика охотно прощает полюбившемуся ей артисту огрехи исполнения» [2, с. 252]. На имидж, как на целостную, но многосоставную единицу влияет множество факторов. Среди них: медийное присутствие и коммуникация с социумом (грамотно выстроенная стратегия публичного взаимодействия; репутационный менеджмент) [4]; внешний образ (сценические костюмы; повседневные образы, попадающие в кадр); личностный образ (манера поведения, характер, экспрессивность) [1, с. 46] и внутреннее наполнение продукта творчества артиста (идеи, ценности, смысловой посыл) — все это создает уникальную, узнаваемую эстетическую и творческую идентичность [3, с. 85]. В связи с вышесказанным обратим внимание на один из аспектов: влияние выбора текста и вокальной стилистики на формирование имиджа эстрадного певца.

Центральное место в формировании имиджа, занимает концептуальное и идейное содержание творчества. Оно включает в себя основные темы и идеи, которые развиваются лейтмотивом через всю творческую деятельность, объединяя ее воедино. Эти составляющие работают вместе, создавая многогранный и запоминающийся образ, определяющий место артиста в культурном и медийном пространстве.

Для артиста вокального жанра основным инструментом является певческий голос (манера исполнения, вокальные приемы) и текст (смысловое наполнение, текстовые особенности). Следовательно, имидж певца, помимо внешних элементов образа и медийной репрезентации, формируется за счет смыслового наполнения текстов песен, стилистических приёмов, а также используемых вокальных техник и манеры исполнения.

Именно через текст артист делится со слушателем идеями, ценностями, а это наиболее важная составляющая любого творчества. Смысловой посыл, который артист несет в массы, становится практически главным инструментом общения с аудиторией, так как он должен не только органично встраиваться в художественный образ, но и закрепляться в сознании слушателя, ассоциируясь именно с этим исполнителем. Также важно отметить роль текста в передаче эмоционального состояния и вовлечении слушателя в художественный сюжет.

Стилистические особенности текста также играют значимую роль. Применение разнообразных приемов – от архаизмов и исторической лексики до сленговых элементов позволяет придать композициям своеобразие, которое будет ассоциироваться с ним, с его творчеством, и окажет влияние на его имидж. Стилистика текста передает атмосферу, эмоциональное наполнение, дух исполнителя, подчеркивает идею и смысл. Использование таких средств, как метафоры, эпитеты и аллюзии, придаёт тексту глубину и многозначность, позволяет соединить прошлое и настоящее, традиции и новаторство.

Лексический и интонационный строй неразрывно связаны с жанровой спецификой, с идейной и ценностной подоплекой, культурной и социальной составляющей творчества артиста. Текст – индикатор эпохи и средство художественной самопрезентации исполнителя. Особенности исполнения вкупе со стилистикой текста нередко создают дуализм восприятия. Так, например, один и тот же текст, может быть, исполнен в разных жизненных обстоятельствах. Это позволит одни и те же слова наполнить разным эмоциональным посылом.

В творчестве певицы Анжелы Жирковой, работающей под псевдонимом Green Apelsin, ярко прослеживается подобное изменение эмоционально-смысловой наполненности в песне «Станцую на твоей могиле» (2022). Песня и ее текст – о домашнем насилии и сильной женщине, способной скинуть оковы нездоровых отношений и тяжелых жизненных обстоятельств. В студийной версии песня более лирична, в то время как во время живых выступлений благодаря изменению аранжировки и манеры исполнения становится действенной, наполняется энергетикой протеста. Симбиоз текста и вокального исполнения позволяет артисту быть многогранным и находить отклик у разных аудиторий.

Разнообразный лексический инструментарий доступный современным артистам включает в себя старославянскую лексику, архаизмы XVIII века, диалектизмы, элементы говора и многое другое, что позволяет создавать яркие, контрастные образы, усиливая эмоциональное и культурное воздействие произведения.

Старославянская лексика очень популярный инструмент выражения для современных исполнителей. Она является действенным инструментом создания аутентичной, сакральной и духовной атмосферы, подчеркивает глубокие эпические смыслы и связь с историческими корнями. С точки зрения эстетического восприятия текстов, построенных на использовании старославянской лексики, этот прием позволяет усилить мелодичность, что придает тексту флер поэтического звучания.

Яркий пример актуализации этнической, старославянской лексики есть в творчестве Анжелы Жирковой. Ее художественный образ сочетает старославянскую лексику, мифологические мотивы и выразительные вокальные техники. Для имиджа этой артистки важны не только идеи, тематика творчества, но и текстовые элементы, подчеркивающие глубину, символичность, особую атмосферу и самобытность. Например, в композиции под названием «Проклятие русалки» (2020 год) поется: «В омуте томном русалка ждёт...». Слово «омут» одновременно тяготеет к старославянской культуре и отсылает к мифологическому персонажу – к русалке, что накладывает отпечаток историзма, мифологии и направляет внимательного слушателя к древним славянским верованиям и фольклору, создавая ощущение погружения в старинные легенды.

Пересечение старославянской лексики и мифологических деталей – отдельное направление лексического своеобразия эстрады и это также можно проследить в творчестве Green Apelsin. Мифологические мотивы – центральный элемент ее творчества, они вносят завораживающие, яркие детали, которые придают её песням образность и атмосферу легенд, из которых они вышли. В композиции «В пасти смерти» (2022) есть текст: «В пасти смерти не найти покоя. Тьма окутывает нас с тобою...». Мифология зачастую трактует образ Смерти, как нечто живое, при этом отсылка к пасти Смерти в песне позволяет создать драматическое напряжение.

Песня «Охота на лисицу» (2020) содержит отсылку к Лисе, героине якутских легенд, в которых главная лиса обладала хитростью, коварством: «Лисица бежит по следу звёзд, В её глазах – обман и хвост…».

Мифологическая природа текста может связываться не только со старославянской культурой. Мифы Японии стали основой для композиции «Канашибари» (2021) Green Apelsin. Мифологическое японское понятие «канашибари» означает состояние и ощущение во время сонного паралича, во время которого человек «чувствует» темные силы и иногда даже видит порожденных ими, пугающих существ: «Тени давят, не дают вздохнуть, Канашибари держит грудь...». Такая же образность присутствует в композициях «Валькирия» (2021, отсылка к воительницам из скандинавских мифов. «Валькирия крылья расправляет, Души в небеса уносит, не прощает...»); «Северный ветер» (2021, элементы мифов севера, образы духов из северных легенд: «Северный ветер поёт свою песню, Легенды старые несёт он вместе...»); «Танец с тенью» (2022, подчеркивается связь темных сил и потусторонних духов: «Танец с тенью под луной, Ведёт меня в мир иной...»).

В контексте формирования имиджа, артисты, использующие старославянскую лексику и мифологические мотивы, могут позиционировать себя как носителей народной мудрости и культурного наследия. Такой подход определяет многослойность образов и сюжета композиций. Так, например, в песне 2021 года «Северный ветер» Green Apelsin поет: «Любовь моя — крапива, обожжёт, но не согреет...». Сравнение любви и крапивы вносит смысловые оттенки опасности, болезненности. Вкупе с особенностями вокальной подачи усиливает визуальные и чувственные ассоциации.

Все перечисленное в сочетании с вокальными и ритмическими приёмами формирует имидж Green Apelsin. Глубокое погружение в славянскую мифологию, использование архаичной лексики и создание ярких, запоминающихся образов в сочетании с её уникальной манерой исполнения делает её творчество самобытным и узнаваемым.

Архаичная лексика используется реже, однако не теряет от этого своего уникального действия на слушателя, ведь с ее помощью артист может подарить аудитории путешествие в определённую эпоху, с ее историческим контекстом и духом времени, что способствует эмоциональному вовлечению слушателя [5, c. 796].  

Влияние архаизмов прослеживается в творчестве российской певицы Polnalyubvi (Марина Демещенко). Она использует лексические приемы XIX века, романтическую образность, музыкальные и вокальные приемы, роднящие ее музыкальные композиции с романсами прошлых веков. Стилистика классических романсов прослеживается не только в текстах, но и в музыке (сочетание лирики и эмоциональной глубины песенного сюжета, и плавных мелодических линий с аккомпанементом, напоминающим фортепианные партии XIX века). Наиболее яркий пример песня «Девочка и море» (2019): «Девочка и море, вечный их союз, волны шепчут сказки, полные чудес...». Мелодия и текст рождают ассоциации с образами картин, характерных для романтических произведений того времени. Тембральные краски и интонационные особенности исполнения особенно подчеркивают лирические детали текста, что позволяет создать у слушателя впечатление доверительного, интимного разговора. Симбиоз лексической выразительности и нежного, проникновенного вокала в разы усиливает романтизм и драматические переживания героини, что можно проследить в композиции «Кометы» (2018): «Мы, как кометы, мчимся сквозь века, оставляя свет в сердцах людей...».

Архаизмы в сочетании с лексикой, относящейся к литературному творчеству XVII–XIX века – сложный и деликатный прием лексического своеобразия. Для современного слушателя такие приемы становятся образным мостом в атмосферу золотого века поэзии и романтизма, что вносит в песни особый шарм и элемент аутентичности. В композиции «Сказки лесной нимфы» (2021) авторства также Polnalyubvi, исполнительница использует не только отсылку к мифологическому персонажу, но и такие выражения, как: «В тиши лесной, где светит лунный свет, я жду тебя, мой милый друг...». «Лесная тишь», обращение «милый друг» – обороты речи героя, сошедшего со страниц старинного романа.   

Использование архаизмов может быть как стилистической деталью, так и основной особенностью творчества. Архаизмы могут добавлять тексту изысканность, если используется высокий стиль, романтически окрашенные, поэтические, утонченные слова или же сделать текст более жестким, хлестким, суровым, с помощью более грубых архаичных слов, при надобности просторечных.

Говоря о чувственности текстов, которые призваны вызывать эмоциональный отклик у аудитории, пробуждать воспоминания или же зарождать желание новых эмоциональных переживаний, необходимо упомянуть песню «Твои глаза» (2020), в которой Polnalyubvi поёт: «Твои глаза — бездонные озёра, в которых я тону без следа». Подчеркивается глубина переживания, яркость эмоций. Такая последовательность развития образа характерна для поэтических произведений XVIII – XIX веков. Отметим, что имидж Polnalyubvi не характерен для музыкальной индустрии сегодняшнего дня, но является положительным и ярким примером грамотно простроенного имиджа. Он формируется через органичное сочетание лексики XIX века и музыкальных элементов, напоминающих классические романсы. Все перечисленное подчеркивает сильные и оригинальные творческие стороны певицы и способствует обретению контакта с её аудиторией.

При смешении архаичных слов и выражений с современной лексикой возникает временной контраст, который дает возможность формировать многогранный образ героя. У современного слушателя текст с использованием архаизмов может ассоциироваться с классической культурой, выигрышно подчеркнуть интеллектуальный уровень артиста и положительно отразиться на его имидже в целом.

Лексический материал, с помощью которого артист передает свою идею, атмосферу и эмоциональный посыл, является крайне важным и действенным инструментом. Используя различные лексические приемы, а также их комбинации, артист способен создавать художественный образ, отражающий самобытность и уникальность его творческого «я» и формировать стойкий и яркий имидж.

 

Список литературы:
1. Васюра, С. А. Самопрезентация в общении: аспекты визуальной самоподачи образа Я // Вестник Челябинского государственного университета. Образование и здравоохранение. 2023. №4 (24). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/samoprezentatsiya-v-obschenii-aspekty-vizualnoy-samopodachi-obraza-ya (дата обращения: 29.01.2025).
2. Жарова, З. Б. Влияние массовой культуры (шоу-бизнеса) на современные представления об успехе музыканта-исполнителя // Вестник МГУКИ. 2013. №2 (52). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-massovoy-kultury-shou-biznesa-na-sovremennye-predstavleniya-ob-uspehe-muzykanta-ispolnitelya (дата обращения: 01.02.2025).
3. Кречетова, К. П. Особенности создания сценического образа вокалиста // Вестник магистратуры. 2022. №11-2 (134). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-sozdaniya-stsenicheskogo-obraza-vokalista (дата обращения: 28.01.2025).
4. Свиридова, Д. Ю. Специфика формирования цифрового имиджа музыкальной группы // Вестник ХГУ им. Н. Ф. Катанова. 2018. №26. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-formirovaniya-tsifrovogo-imidzha-muzykalnoy-gruppy (дата обращения: 30.01.2025).
5. Суркова, А. О. Смысловое единство вокального текста и музыки // Вестник науки. 2025. №1 (82). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/smyslovoe-edinstvo-vokalnogo-teksta-i-muzyki (дата обращения: 01.02.2025).