ПЛАНИРОВОЧНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЗАГОРОДНЫХ ПОСЕЛКОВ. ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Конференция: XX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Секция: 1. Искусствоведение
XX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
ПЛАНИРОВОЧНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЗАГОРОДНЫХ ПОСЕЛКОВ. ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Процесс урбанизации и постоянное ухудшение экологии в городах ведет к увеличению объемов комплексного строительства жилых образований, загородных поселков. В настоящее время для выполнения проектного задания профессиональные архитекторы опираются на требования государственных стандартов, строительных норм и правил, а также других нормативных документов для строительства. Для более осмысленной работы над проектным заданием важно знать и историю вопроса.
Погружаясь в обозначенную проблему, найдем ответы на следующие вопросы: когда впервые стали строить поселки в пригородной зоне, что тому стало причиной, какую функционально-пространственную и объемно-пространственную организацию загородных жилых комплексов предлагали архитекторы, как организовывалась связь с городом, планировка рабочих поселков.
Проблемы реконструкции городов возникали на разных этапах развития общества. Первые градостроительные проблемы были связаны с созданием благоприятной для проживания городской среды. В эпоху Возрождения в итальянских городах вместо кривых и узких средневековых переулков стали появляться широкие, прямые улицы, которые застраивались большими зданиями.
В эпоху барокко в архитектуре прослеживается использование конкретного рельефа в композиции города. Замкнутость ренессансных площадей сменяется полукруглыми, овальными формами, отчего они приобретают все более открытый характер, что позволило в большей мере взаимодействовать с городом.
В период классицизма в связи с масштабными градостроительными проектами шло упорядочивание городских застроек. Многие города, такие как Хельсинки, Дублин, Варшава, Санкт-Петербург, были перепланированы в соответствии с принципами классического рационализма.
В рассмотренные периоды градостроительные мероприятия были направлены на реконструкцию самого города в соответствии с изменяющимися представлениями о благоприятной жизненной среде для человека.
C середины 19 века основным градостроительным фактором становится промышленность. Характерной особенностью Северной Америки и стран Европы в этот период являлся бурный и стихийный рост городов. Планы застройки городов в этот период не разрабатывались, так как земля превращалась в товар, и владелец пытался извлечь из земельного участка максимальную выгоду. Часто промышленные предприятия возводились в непосредственной близости с жилыми постройками, на берегах рек, что приводило к ухудшению экологической обстановки в городе. Увеличивающаяся численность городского населения, медленные темпы строительства жилищ, а так же увеличение городской территории привело к повышению этажности застройки, уничтожению зелени [5].
В XX веке противоречия в развитии городов переросли в общий кризис капиталистического города. В объемно-пространственной и архитектурно-планировочной композиции городских ансамблей наблюдается резкий упадок. Плотность строительства, наиболее заметная в старых европейских городах, достигает 80—90 %. В связи с этим идет развитие ряда творческих концепций градостроительства.
Для решения этих проблем англичанин Эбенизер Говард (Хоуард) предложил в 1897 году идею города-сада с небольшим числом жителей (30—35 тысяч при общей площади 400 га). Город представлял собой новый вид поселений, сочетающий в себе «все положительные стороны городской и деревенской жизни» [4]. Отличительной особенностью города-сада является застройка малоэтажными домами, расположенными среди зелени, что обеспечивало комфорт и постоянную связь с природой всем жителям.
По мнению Э. Говарда им была предложена идеальная планировка города, по общему замыслу с идеальной схемой зонирования (Рис. 1) Кольцевые улицы и бульвары делили город на несколько рядов жилых массивов. Центром города являлся общественный парк, вокруг которого располагалась малоэтажная застройка, состоящая из индивидуальных домов, рассчитанных на одну семью и учитывающих их потребности. В зеленый пояс (Гранд Авеню) входили детские площадки, церкви, школы, административные здания города. Наружное кольцо состояло из промышленного района с железной дорогой. Вся остальная площадь была отведена для сельскохозяйственных нужд.
В XX веке идеи Э. Говарда получили известность и были внедрены в жизнь. Севернее Лондона в 1903 году был построен городок Лечворт (Letchworth), генеральный план которого был разработан Б. Паркером и Р. Энвином. В центре города располагался сквер с зелеными насаждениями по краям. От сквера по всем направлениям было проложено 12 радиальных улиц. Кольцевая магистраль проходила вокруг центрального района с торговыми, общественными и административными зданиями. Небольшие жилые дома были изящно сгруппированы вокруг транспортных проездов, зеленых полян, небольших рощиц и групп деревьев. На внешних границах располагалось промышленное кольцо предприятий. Аналогичные попытки предпринимались и в Германии. Город Хеллерау в окрестностях Дрездена был спроектирован в 1909 году архитектором Рихардом Римершмидом. Особенностью города являлась свободная планировка с преимущественной застройкой вдоль дорожных трасс. Центральную часть образовывал ансамбль зданий — огромный концертный зал для проведения фестивалей, площадь перед ним и небольшие гостиницы. Здания мастерских обеспечивали трудовую занятость жителей, а в прилегающем к ним жилом посёлке для рабочих предусматривались рынок, магазины, прачечная и баня, больница, общежитие для холостых, школа и интернат.
Принципы зонирования были положены в основу проекта «Индустриального города» (1904 г.) французского архитектора Тони Гарнье (Рис. 2). Территория поселения с численностью 30—35 тысяч человек разделена на городской центр, промышленную, жилую и госпитальную зоны. Зелеными насаждениями были отделены жилые зоны от промышленных сооружений. Промышленный город Гарнье планировался как самостоятельный город, в средней части которого располагались школы, спортивные комплексы. Весь город был разделен на узкие участки, которые были вытянуты с востока на запад, что влияло на расположение жилых комнат. Архитектура зданий была разнообразной и простой. Гарнье опирался на свои представления о новой архитектуре, тем самым проектируя плоские крыши, на которых планировалось разместить сады.
Зародившаяся в конце XIX в. в Англии идеальная схема небольшого города с функциональным зонированием и оптимальными условиями проживания среди массивов зеленых насаждений в России была реализована главным образом в дачных поселках. Одним из примеров является город-сад Прозоровка. Проект поселения был создан по единому плану, хорошо увязанном с рельефом местности, и с расположенными благоустроенными домами на улицах-аллеях. По задумке весь поселок должен был выглядеть как сплошной парк с вкрапленными в него разнообразными строениями и уличными сетками. У всех улиц была четкая классификация в соответствии с их месторасположением и назначением.
Интересен с точки зрения функционально-пространственной организации г. Канберры (1913 г.) архитектора У.Б. Гриффина. В предложенном проекте новой столицы Австралии он в своеобразной форме использовал идею города-сада Э. Говарда. (Рис. 3) Здесь были воплощены идеи децентрализованной застройки города. Город представлял собой отдельные малоэтажные комплексы, сходящиеся к общегородскому центру. Архитектор предложил геометрическую модель застройки, которая включала в себя различные многоугольники улиц исходящих из центра. Специальная планировка города позволила привязать объекты к определенным топографическим отметкам столицы. В центре города по проекту находился большой водоем, состоящий из нескольких бассейнов: центрального, западного и восточного. Водоемы, протягивающиеся с востока на запад, умышленно разделяли город на две части. У.Б. Гриффин детально и очень тщательно проработал все улицы города и его архитектурный план, который поражал своим разнообразием.
В 20-е годы продолжают развиваться дезурбанистические тенденции, в основе которых лежат идеи города-сада со свободной планировкой, проверяются различные теоретические концепции планировки города. Так в США были разграничены дороги для пешеходов и транспорта, что стало одним из принципов современного строительства городов.
Дезурбанистские принципы линейного расселения, разработанные М.В. Владимировым, Н. Соколовым, М. Охитовичем, были отражены в проекте магнитогорья, разработанном в 1929—1930 годах. Основной планировочной идеей было создание восьми функциональных полос, расположенных вдоль шоссе. На каждом километре располагался сектор культурных и общественных учреждений. Промышленность соединяется с центрами сельскохозяйственного производства жилыми поясами, что способствовало ликвидации различий между городом и деревней.
В XX веке появляются группы городов, расположенных вблизи друг от друга, связанных между собой экономически — так называемые конурбации (Большой Париж, Большая Прага, Большой Лондон, Токио).
Идея эстетического преобразования местности нашла свое отражение в созданных специальных туристических дорог в Герамании, при планировке Парижского района, а так же создание национальных лесов и парков в Америке. Многокилометровая площадь построек основывается на соединении природы и архитектуры, включающей в себя туристические, автомобильные дороги, дома отдыха.
В послевоенный период в Западной Европе в пригородах создаются города-спутники. Их достоинством стала малая стоимость участка земли, небольшая удаленность от крупного города или предприятия (не более 30 км), а так же соответствие современным требованиям застройки Веллингбю (Стокгольм), Везеншо (Манчестер), Харлоу (Лондон).
Как пример организации жилых образований рассмотрим планировку рабочих поселков.
Рабочие поселки — это поселения, на территории которых имеются промышленные предприятия, стройки, железнодорожные узлы, предприятия по производству и переработке сельскохозяйственной продукции и другие экономически важные объекты с численностью населения не менее 3 тысяч человек при наличии в составе этого поселения не менее 80 процентов рабочих, служащих и членов их семей [6].
Лучшие участки на окраинах городов были заняты промышленными предприятиями, вокруг которых пристраивались небольшие поселки для рабочих. Здесь, на окраине, земельные участки были более дешевыми по сравнению с центральными, а плотность застройки ниже. Чаще всего планировка поселков выглядела в виде прямоугольной сетки жилых кварталов с хаотично расположенными домами, в которых редко присутствовало санитарное благоустройство. Улицы были узкими с недостаточным ночным освещением. Неподалеку от рабочих поселков строились дома для руководящего персонала. В отличие от населенного поселка они отличались комфортабельностью и удобством. Все дома были возведены из дерева, что служило причиной неоднократных пожаров.
В конце XIX века одним из самых актуальных аспектов в архитектуре стало строительство жилья для рабочих. Наиболее известными стали Нобелевские рабочие поселки. Так, например, в рабочем городке нефтеперерабатывающей промышленности проспект Нобеля, являющийся частью Черного городка, был спланирован по принципу регулярности застройки и представлял из себя прямоугольную сеть кварталов, состоящую из прямых магистралей, которые объединяли кварталы промышленного района. Дома были окружены полисадниками, которые в основном состояли из фруктовых деревьев.
Другой нефтедобывающий городок был образован в Царицыно уже в начале 80-х годов XIX века. В планировке города применен принцип зонирования и рационально использован рельеф местности. Самая нижняя терраса отведена под промышленную зону. На средней террасе располагались конторские здания. На третьей террасе были построены одноэтажные жилые коттеджи для служащих и инженерных рабочих. Дома были окружены садами с различными фруктовыми деревьями, за которыми нужен был тщательный уход. На этой же территории находились больницы, аптечные пункты, столовая, детские сады, школы, бани.
Общими принципами планировочной организации нобелевских городков были следующие установки [3]:
· автономность по отношению к существующему городу (рядом, но не совместно;
· разделение промышленной и селитебной зон;
· развитый функциональный состав общественного обслуживания;
· широкое озеленение и благоустройство, развитие ландшафтной архитектуры;
· развитая инженерная инфраструктура с использованием самых передовых технологий своего времени.
Проанализировав организацию, структуру поселков и городов можно сделать следующие выводы:
· во-первых, размещение поселений определяло экономическо-географическое расположение;
· во-вторых, строительство велось по ранее утвержденному плану с учетом рельефа местности и существующего природного озеленения;
· в-третьих, как показало изучение вопроса, наибольшее распространение получил радиально-кольцевой и регулярный типы планировки поселений, обеспечивающие принцип рационального зонирования и наилучшее сообщение между отдельными районами;
· в-четвертых, сформированная и довольно хорошо развитая система обслуживания, которая включала в себя школы, библиотеки, больницы, столовые, администрации, а так же разнообразные формы развлечения;
· в-четвертых, важное место отводится решению экологической проблемы и благоустройству территории (город-сад).
Изучение современного строительства показывает, что в автономных поселениях используются рассмотренные принципы, они дополнены и усовершенствованы, а некоторые вопросы приобрели нормативную и законодательную форму.
Рисунок 1. План города-сада
Рисунок 2. План промышленного города
Рисунок 3. Гриффин, столица Канберры
Список литературы:
1. Авксентьева Т.В., Сайфуллина Л.Ш., Гришина М.П. Планировка и застройка загородного поселка на 1000—1500 жителей. Методические указания и программа-задание для студентов 3 курса специальности 270303 «Архитектура» — Казань: КГАСУ, 2013 — 38 с.
2. Былинкина Н.П., А.В. Рябушина А.В. Современная советская архитектура 1955—1980: учебник для ВУЗов. — Москва, 1985 г. — [Электронный ресурс] — URL: http://www.twirpx.com/file/256160/.
3. Гутнов А.Э. Эволюция градостроительства. Стройиздат. 1984 г.
4. Михайлов Б.П. Всеобщая история архитектуры. (В 2 т.), т. 2, 1963 г.
5. Зоткина В.Ю., ред. Гречишникова О.В. Товарищество нефтяного производства братьев Нобель, Нобелевский (нефтяной) городок Царицына: (к 180-летию со дня рождения Людвига Нобеля): библиогр. пособие; ВМУК «ЦСГБ», Ценр. гор. б-ка, Информ. — библиогр. отд. — Волгоград, 2011.
6. Новиков В.В., Птичникова Г.А. Планировка поселка. ВолГАСУ, 2013 — 28 с — [Электронный ресурс] — URL: http://www.twirpx.com/file/1208371/.
7. Семенов В.Л. Благоустройство городов. Москва,1912 — [Электронный ресурс] — URL: http://www.twirpx.com/.
8. Селим Хан-Магомедов. Архитектура советского авангарда. Книга 2. Социальные проблемы. — М.: Стройиздат, 2001.
9. Швидковский Д.О., Хан-Магомедов С. Архитектура капиталистических стран — [Электронный ресурс] — URL: http://artyx.ru/books.
10. Энциклопедический словарь «Конституционное право России» 2002 г. — [Электронный ресурс] — URL: https://slovari.yandex.ru/.
11. 25 лет деятельности Товарищества нефтяного производства Братьев Нобель 1879—1904 — Спб., 1904. — [Электронный ресурс] — URL: http://www.eanw.info/nobel/.