НАУЧНАЯ РАЦИОНАЛЬНОСТЬ И ПРОБЛЕМА ДИАЛОГА КУЛЬТУР
Секция: 3. Культурология
XXVIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
НАУЧНАЯ РАЦИОНАЛЬНОСТЬ И ПРОБЛЕМА ДИАЛОГА КУЛЬТУР
Современный человек постоянно пользуется достижениями науки. Телевизор и компьютер, самолет и мобильный телефон, успехи в медицине – это и многое другое основано на научных поисках.
Развитие науки и культуры, их вросшая роль в социокультурной жизни общества, производстве, образовании привели к оформлению в середине ХХ века науке о науке – науковедения. Науковедение изучает закономерности функционирования и развития науки, структуру и динамику научной деятельности, взаимодействие науки с другими сферами материальной и духовной жизни общества.
Среди проблем, разрабатываемых сегодня наукой и науковедением, особое внимание обращается на пути усиления роли науки в общественном развитии; проведение фундаментальных и прикладных исследований, способствующих нововведениям (инновациям) в разностороннюю человеческую деятельность; эффективность участия ученых в решении глобальных проблем.
Учитывая то, что процессы в информационном обществе усложняются, функция рациональности в обществе возрастает. В истории культуры выделяют несколько типов культурной рациональности: античный, средневековый, классический и неклассический.
Научная рациональность может быть определена как изменчивая по своему характеру, как раз это приводит к необходимости описывать данный феномен с разных точек зрений, разных классификаций и суждений. Представленные выше типы и стили научной рациональности сменяют друг друга по истечении определенного времени или же вместе с изменениями правил, идеалов, культурных ценностей и норм. В любом случае, как говорит большинство методологов нашего времени, на данный момент, общепризнанного понятия или определения понятию «научная рациональность» нет и быть не может.
Мною было пересмотрено достаточное количество справочников и словарей. Определения научной рациональности везде различно. Думаю, что в следующей интерпретации я смогу вобрать в определение мнение большинства методологов: научная рациональность – это структурированная система правил, ценностей, идеалов, эталонов, норм в рамках данного общества для достижения каких-либо осмысленных целей. Разумеется, данные правила самодостаточны и замкнуты. А с изменениями целей происходит и изменение научной рациональности.
В истории философии тема изменения, расширения или сужения границ научной рациональности существовала, существует и будет существовать. Конкретная культура или цивилизация в истории, как и является причиной этому.
В научной рациональности есть элементы, определяющие всю систему научных исследований и разработок на ту или иную тематику в различное историческое время [1, с. 30]. Это называется основаниями парадигмы и науки.
У каждой науки имеются основания. Это те необходимые признаки, качества и условия, которые могут стать и становятся предпосылкой или причиной проведения конкретного исследования в науке. К подобного рода основания можно отнести:
· научная картина мира (обобщенные представления о мире в целом – определяется в конкретную историческую эпоху;
· нормы и эталону познания в науке (выполняют исключительно регулятивную функцию);
· принципы философского знания, которые связывают научную картину мира, правила и эталоны научного познания.
Сущность парадигмы довольна сложна. Это понятие объединяет в себе следующие элементы:
· убеждения;
· ценности;
· технические средства.
Данное определение было предложено Т. Куном. Именно этот американский философ считал, что парадигма – это объединяющая система: она объединяет людей (которые признаю данную парадигму) сообщество.
В парадигму можно включить некоторые признаки научности знания, то есть некоторые критерии, которые дают возможность отличить науку, миф, идеологию, религию и другие системы знаний. Приведу в пример несколько таких критериев:
· логичность;
· предметность;
· проблемность;
· проверяемость;
· систематичность и др.
В научных и исследовательских программах или теориях, которые сменяются друг за другом, выделяют два уровня исследования:
· теоретический
· эмпирический.
Теоретический уровень исследования – это исследование, которые изучает сущностные характеристики объекта, явления, связанные с ним и связи, раскрывающие его сущность.
Эмпирический уровень исследования – это исследование и изучение явлений и связей между ними [2, с. 151]. В этом случаем сущностные характеристики какого-либо объекта будут раскрываться непосредственно через явления.
В современной науке выделяю всего три типа научной рациональности:
· классический;
· неклассический;
· постнеклассический.
Каждый из вышеперечисленных типов характеризуется различным отношением к научной деятельности – в основном, это выражается в глубине.
Классический тип научной рациональности стремится сконцентрировать все свое внимание на объекте; элиминировать все то, что каким-то образом относится к субъекту или его деятельности (при теоретическом описании или объяснении). Данная позиция – это условие получения знания о мире, причем объективного и истинного. Классический тип рациональности не может осмыслить мировоззренческие установки и ориентации ценностей.
Неклассический тип научной рациональности учитывает связи между знаниями об объекте, средствами, операциями деятельности – то есть того, что имеет прямое отношение к научному познанию.
Необходимо отметить, что связи между ценностями, здесь это внутринаучные и социальные ценности, и целями - это не предмет рефлексии в науке.
Постнеклассический тип научной рациональности стремится учитывать знания об объекте и их соотносимость. Упор делается на особенности средств и операций деятельности, также на ценностно-целевые структуры. При этом эксплицируется связь вненаучных, социальных ценностей и целей с внутринаучными ценностями и целями.
Наличие множества локальных культур заставляет ученых задумываться над проблемами их взаимодействия.
В рамках определенной исторической эпохи в мире всегда существовали различные культуры: интернациональная и национальная, светская и религиозная, взрослая и молодежная, западная и восточная [3, с. 96]. В современном обществе особое значение приобрели «массовая» и «элитарная культура».
«Массовая культура» – коммерческая, поскольку произведения искусства, науки, религии и так далее выступают в ней в качестве предметов потребления, способных при продаже приносить прибыль, если они учитывают запросы массового зрителя, читателя, любителя музыки.
«Элитарная культура» – для узкого круга людей, которые разбираются в искусстве.
Многообразные формы культуры, как бы ни были они не похожи друг на друга, являются порождением единой человеческой деятельности.
Необходимо отметить, что понимание культуры в конкретно-историческом контексте опирается на социокультурный процесс: его многообразия и целостности.
Разумеется, все мы – китайцы, африканцы, индийцы и так далее принадлежим к одному биологическому роду «человек», но ценности, мировоззрение, убеждения и менталитет у нас разный. Различны также: традиции, тип мышления, идеалы жизни, правила, нормы и искусство.
Сейчас происходит некая унификация: причем не культур, а скорее поведения. Развитие техники в мире дает нам стандарт общения, но китаец, африканец и индиец остаются такими же [4, с. 46]. Окружающая среда воспринимает их сквозь призму их внешности, поведения, языка, культуры, общения и так далее.
Существует несколько ступеней эволюции мировой культуры:
1. Первобытная культура – характеризуется собирательством и охотой – один из самых долгих и продолжительных эпох всего человечества. Допустим, человечество выделилось из животного мира около миллиона лет назад – если это так, то девяносто девять процентов всего времени с того периода относится целиком и полностью к собирательству и охоте. Наследие человека в биологическом и культурном смыслах определяется:
· собирательством;
· охотой;
· рыболовством.
· факторы первобытной культуры:
· пропитание;
· самозащита;
· продолжение рода.
Благодаря данным факторам человечество дожило вплоть до зарождения сельского хозяйства.
2. Аграрная культура – характеризуется отсталостью в развитии человечества [5, с. 54]. Основные виды деятельности:
· земледелие;
· скотоводство.
Аграрная культура – это целая эпоха в десять тысяч лет.
Аграрную культуру можно разделить на несколько этапов:
· этап небольших государств (8000–3500 гг. до н. э.);
· этап древних империй (3500–600 гг. до н. э.);
· этап античных государств (600 г. до н. э. – 500 г. н. э.);
· этап европейской гегемонии (500–1750 гг. н. э.).
Создание и развитие государств – это самая устойчивая и яркая особенность истории поведения всего человечества; ее также иногда называют начальной вехой становления цивилизации (так же, как и появление письменности).
3. Научно-техническая культура – характеризуется ускорением развития культуры – датируется 1750 годом. Такая культура – это всегда изменение поведения человека. Именно в этом случаем может быть доказана значимость науки и техники.
Рациональность научного познания является актуальным вопросом для многих ученых-методологов. В философии проблема рациональности – это проблема научности познания.
Культура – это многовековой опыт человеческой деятельности, культура всегда находится рядом с человеком. Человек верит, руководствуется своими убеждениями, зависит от культурного мира окружающей среды.
На данный момент в мире достаточное количество живых культур, но все они отличаются друг от друга - верой, ценностями, убеждениями, традициями и так далее. Каждая культура влияет на другую и формирует отношения во всем многокультурном мире.