Статья:

БИЗНЕС ЭТНИЧЕСКИХ МЕНЬШИНСТВ В ЗАБАЙКАЛЬСКОМ КРАЕ

Конференция: XXXII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 3. Культурология

Выходные данные
Аношкина К.А. БИЗНЕС ЭТНИЧЕСКИХ МЕНЬШИНСТВ В ЗАБАЙКАЛЬСКОМ КРАЕ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXXII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(31). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/3(31).pdf (дата обращения: 22.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 70 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

БИЗНЕС ЭТНИЧЕСКИХ МЕНЬШИНСТВ В ЗАБАЙКАЛЬСКОМ КРАЕ

Аношкина Кристина Андреевна
магистрант социологического факультета Забайкальского государственного университета, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Забайкальский государственный университет» РФ, г. Чита
Фомина Марина Николаевна
научный руководитель, Доктор философских наук, профессор кафедры философии ЗабГУ

Аннотация. В статье по этническому бизнесу рассматривается ситуация взаимодействия коренных этнических меньшинств Забайкалья и этнических мигрантов. Проблемы миграционного притока благодаря трансграничному положению, а также спецификация этногрупп по роду занятий.

Abstract. In the article on ethnic business focuses on the situation of the interaction of indigenous ethnic minorities of the Baikal region and ethnic migrants. Problems of migration inflows through cross-border provision and specification of ethnic groups by occupation.

 

Ключевые слова: этническое предпринимательство; мигранты; малый и средний бизнес; этнопрофессиональная специализация.

Keywords: ethnic entrepreneurship; migrants; small and medium business; toprofessional specialization

 

Всем давно известно, что на территории почти всех субъектов Российской Федерации значительная часть крупного среднего и малого бизнеса организована именно частью этнических меньшинств и непосредственно находится в их собственности. Возможность такого рода предпринимательства этнических меньшинств возникла вследствие непростых условий пребывания в стране, где чужое национальное окружение выступает фактором «выживания» при миграционном переселении.

Можно говорить о том, что на протяжении исторического развития каждого народа предпринимательские способности вырабатывались на уровне менталитета, норм, традиций, систем ценностей. Именно эти диаспоры проявляют наибольшую предпринимательскую активность на не родных территориях. Говоря о Забайкальском крае можно рассматривать многие этногруппы, но остановиться следует именно на массовых [3]. Такими можно считать на сегодняшний день азербайджанцев, китайцев, кавказцев, рассматривая их в сравнении с традиционным коренным народонаселением: эвенки и буряты. Поэтому в сфере экономики Забайкальского края большую активность проявляют именно   армяне, азербайджанцы, китайцы.  

Исследователи, такие как Р. Уолдингер, Т. Шварц, рассматривали предпринимательство именно со стороны миграционного притока в страну миграционных процессов. Они обращали внимание на то, что главными причинами развития в экономической среде стали: рост сферы услуг, массовая миграция. При этом они не рассматривали коренное население.

В работах Рязанцева С.В. представлено мнение о всплеске количества желающих иметь свое дело, так как диаспоры готовы поддерживать морально и финансово этническую миграцию [1, c. 84].  Такой вид частной деятельности мог существовать и без этнических миграций, но переселенцы не только придают жизненный колорит предпринимательству, но и служат определенного рода катализатором в развитии экономики предпринимательства.

В современной Российской Федерации этнические группы фокусируются в определенных отдельных секторах экономики, будь то строительство или торговля, что позволяет этническим меньшинствам, например, в Забайкальском крае развивать свою этнопрофессиональную специализацию. Определяя этот термин именно этнической предрасположенностью, можно говорить о положительном потенциале этнического предпринимательства, что позволит укрепить экономику Забайкальского края. И здесь необходимо отметить, что более успешными оказываются те меньшинства, в которых преобладает взаимопомощь и финансовая поддержка земляков.

В Забайкальском крае национальные диаспоры активно реализуются в сфере малого и среднего бизнеса. В регионе преобладают торговые отношения, ряд диаспор эффективно занимаются поставками продуктовой промышленности. Если затрагивать коренное население, то буряты занимались и продолжают заниматься поставками мясомолочной продукции, а те же армяне и азербайджанцы, которые мигрировали к нам из стран Азии, специализируются в сфере овоще-фруктовой торговли.

Таблица 1.

Национальный состав населения Забайкальского края (многочисленные этногруппы)

Национальность

Удельный вес (% от общего)

Место

русские

89.9

1

буряты

6,8

2

украинцы

0,6

3

татары

0,5

4

армяне

0,3

5

азербайджанцы

0,3

6

эвенки

0,2

7

 

По статистическим данным Всероссийской переписи населения заметно, что миграционная составляющая в лицах азербайджанцев, армян с каждым город имеет тенденцию на увеличение. Одной из причин произошедшего может быть то, что в связи с укреплением материального положения этнических меньшинств они стараются переселить всех своих родственников на территорию края. Если обращаться к данным миграционного притока населения, то в 2011 году к нам в Забайкалье мигрировало 25451 человек, а уже на 2015 год - 29336 человек. При этом происходит увеличение по основным показателям деятельности малых предприятий (включая микропредприятия) - наибольший удельный вес занимает оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования. Число малых предприятий увеличилось и на 2014 год составило 2472 единицы [2]. Активно работают в торговой сфере именно армяне и азербайджанцы, также можно включить и китайцев с их «вещевой» сферой, что позволяет проследить тенденцию включения миграционного притока в экономику Забайкальского края.

Фактор трансграничного положения Забайкальского края, Монголии и Китая нельзя не брать во внимание. Дешевая рабочая сила в лице иностранных граждан создает проблемы для коренного населения Забайкалья, оставляя проблемной и так нестабильную ситуацию в сфере занятости.

Также можно говорить и о межкультурных конфликтах, где происходит расхождение в историческом воспитании, в нормах, традициях и обычаях каждого этноса. В связи с нарастающим ростом процесса миграции на территорию края можно говорить о продолжении деятельности предпринимательства этнических меньшинств Забайкалья. Но важно отметить, что такое предпринимательство нуждается в контроле со стороны государственных органов для обеспечения социального порядка и стабильной экономической ситуации.

Таким образом, этнобизнес является положительным и продуктивным методом адаптации мигрантов в чуждой среде. Такой образ деятельности позволяет повысить социальный статус и материальную базу мигранта, что способствует укреплению своих прочных связей между диаспорами. Повышенная активизация ряда этнических меньшинств в сфере экономики и бизнеса объяснена именно отсутствием возможности реализации своих навыков в других сферах (гос. служба, военная сфера, другое). В крае этническое предпринимательство выступает в качестве исторической и культурной предрасположенности этноса к разным видам деятельности и успешной адаптации к условиям проживания на территории другой социокультурной среды.

 

Список литературы:
1. Рязанцев С.В. Общественные науки и современность. Национальные отношения. Этническое предпринимательство как форма адаптации мигрантов. 2000. № 5 – С.84.
2. Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Забайкальскому краю. – [Электронный ресурс]. URL: http://chita.gks.ru/ (Дата обращения: 08.01.2016). 
3. Электронная библиотека: энциклопедия Забайкалья. – [Электронный ресурс]. URL: http://ez.chita.ru/encycl/person/?id=2112 (Дата обращения: 05.01.2016).