Туристско - краеведческая работа в клубе юных краеведов «Джурбай»
Секция: Науки о Земле
XV Студенческая международная научно-практическая конференция «Естественные и медицинские науки. Студенческий научный форум»
Туристско - краеведческая работа в клубе юных краеведов «Джурбай»
Павлодарский Дом географии – общественное объединение, созданное 3 декабря 2013года с целью пропаганды знаний в области географии, истории, краеведения и смежных наук. Задачи Дома географии – воспитание казахстанского патриотизма и экологической культуры, организация экспедиций и издательской деятельности, встреч с людьми, выставок, научных конференций.
При Доме географии существует и функционирует кружок для детей – Клуб юного краеведа «Джурбай», который в этом году отметит свое 3- летие. Джурбаи – это такие маленькие птички, по –другому которых ещё называют степными жаворонками. Они являются достаточно распространенными и ареал их обитания начинается от Северной Африки и Испании и растягивается до пределов Центральной Азии. Как правило, местом гнездования для них предпочтительнее места полупустынь и степей, но также их можно встретить на полях сельскохозяйственных угодий. Песни джурбаев отличаются от песен других жаворонков удивительным богатством мелодий, полнотой и силой звука. Причём они могут даже подражать пению других птиц [3]. Именно благодаря этой маленькой уникальности и особенности клуб краеведов и получил свое название. Целью создания данного объединения, как и любого другого краеведческого кружка является – привлечение учащихся к изучению географии, расширение кругозора, формирование практических умений и навыков и познавательного интереса, изучение природы своего родного края. Кружок позволяет сочетать и использовать разнообразные формы внеклассной работы. 4 июня 2016 года при «Павлодарском Доме географии» был открыт краеведческий кружок для детей и подростков в возрасте от 5 до 17 лет «Джурбай». Руководителем которого по сей день является учитель географии Павлодарского лицея № 9 и член команды ПавГео – Виталий Александрович Кожокар. Работа кружка ведется зимой один раз в неделю в воскресенье с 10 до 12, а в летнее время два раза в неделю. У каждого члена кружка есть своя тенниска и кепка с символикой кружка и личный дневник, куда они могут записывать какие- либо задания, которые дает педагог. Кроме аудиторных занятий для детей организовываются различные походы, экскурсии, наравне со взрослыми членами Дома географии они так же могут участвовать в ежегодном сплаве по реке Иртыш. Кроме Виталия занятия детям проводят интересные личности Павлодарского Прииртышья: географы, историки, геологи, краеведы и т.д. Также доверяется проведение уроков будущим учителям – географам, состоящим в Доме географии, для закрепления своих преподавательских навыков, полученных на аудиторных занятиях в колледжах и вузах.
Помимо аудиторных занятий педагоги организуют для детей многообразные выходы в музеи и культурные памятники нашего города, неоднократно ребята выезжают на природу, с целью познания настоящей туристической жизни, обучения навыкам установки палаток, определения сторон света, проведения исследовательских работ. Два года подряд воспитанники «Джурбая» отправляются в парусную школу в поселок Черлак Омской области. В течении недели ребята находятся на реке совершенствуя свои теоретические и практические навыки хождения под парусом на малых яхтах типа «Оптимист», «Кадет» и «Луч».
Наряду с взрослыми коллегами Павлодарского Дома географии «джурбаевцы» принимают участие в палеонтологических экспедициях в село Жана Кала.
Ахметов Канат и Валентина Алиясова в своем труде «Древние позвоночные животные Павлодарского Прииртышья» отмечают следующее: «Местонахождение находится на правом берегу р.Иртыш в 40км севернее г.Павлодара, выше с.Григорьевка (Жанакала прим. автора). На протяжении 2км берег регулярно подмывается и обнажаются отложения II надпойменной террасы. Сборы костей производятся из-под уреза воды с глубины около 1 м, что позволяет предлагать, что кости млекопитающих вымываются из отложений, подстилающих глинистый слой. Кости в большинстве своем имеют хорошую сохранность, следы окатанности отсутствуют, сломы костей, как привило, свежие, эти наблюдения дают возможность предположить присутствие коренного захоронения костей ниже уровня воды. Трудность извлечения костного материала из-под воды приводит к значительной разрозненности в сборах костного материала, к искажению и неполной характеристике видового состава местонахождения. Сравнительно мало встречаются мелкие кости скелета, отдельные зубы и кости мелких животных. Тем не менее, общее количество остатков велико и разнообразно, причем много костей головы челюстного материала. Некоторые переотложенные кости встречаются в песках над глинами. Они представлены сильно растрескавшимися и рассыпающимися обломками» [1,3].
Последняя такая поездка прошла в начале осени 2017 года, в ходе этой экспедиции нами были найдены костные фрагменты хорошо сохранившейся верхними челюстными останками древней лошади, одна лопатка крупного млекопитающего животного, зуб крупного травоядного и другое множество неопознанных костей. Так как кости являются исключительно хрупким и разрозненным материалом, то извлечение их из воды представляет собой определенную сложность. После добычи и перевозки костных останков в музейный фонд ОО «Павлодарский Дом географии» они были обработаны специальным составом, препятствующим разращению объектов длительное время находившихся под водой, а, следовательно, без доступа кислорода. В атмосферной среде данные палеонтологические находки быстро разрушаются. Поэтому важно своевременно обработать кости [2]. Такое задание было поручено ребятам из кружка на аудиторном занятии на следующий день после экспедиции. Предварительно очистив кисточками находки от остатков пыли и грязи, ребята провели обработку костей заранее подготовленной специальной смесью из клея ПВА и воды. Параллельно дети смотрели ролик про древнюю флору и фауну памятника природы «Гусиный перелет».
Таким образом, работа КЮК «Джурбай» - это уникальный опыт в области внешкольного образования. Многочисленные экскурсии, аудиторные занятия, лабораторные работы, экспедиционная работа – особые рычаги, способствующие эффективному формированию патриотического и экологического воспитания, а также формированию разносторонне развитой личности. Ответственность за такую задачу берет на себя школа, так как именно в детстве и юности происходит наиболее удобная пора для формирования священного чувства любви к своей Родине. Под патриотическим воспитанием понимается верное и уверенное формирование у учащихся любви к своему родному краю. Именно патриотизм является одной из главных черт всесторонне развитого человека. Важно понимать, что у школьников нужно формировать правильное представление о истории своего государства, должно вырабатываться чувство восхищения и гордости за свой народ, уважение к великим и достойным свершениям. В тоже время современное краеведение помогает реализовывать в школьной практике следующие принципы:
- воспитание чувства патриотизма и гражданской позиции;
- содействие к взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, различными расовыми, этническими, религиозными и социальными группами;
- составление у детей формулы научного представления мира, соответствующего степени цивилизованного общества;
- формирование осознания ценностей национальной культуры и государственных традиций.
Именно поэтому в современных условиях необходимо усилить внимание к краеведению как к важному способу патриотического воспитания детей.