Статья:

Являются ли доверчивость и благодарность наследственными признаками?

Конференция: XVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Естественные и медицинские науки. Студенческий научный форум»

Секция: Биология

Выходные данные
Ожерельева А.Г. Являются ли доверчивость и благодарность наследственными признаками? // Естественные и медицинские науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(16). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_nature/5(16).pdf (дата обращения: 21.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Являются ли доверчивость и благодарность наследственными признаками?

Ожерельева Анастасия Геннадьевна
студент ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», РФ, г. Ставрополь
Цвирко Наталья Ивановна
научный руководитель, канд. биол. наук, доцент, ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», РФ, г. Ставрополь

 

Аннотация. В статье рассматривается проблема изучения доверия и недоверия как относительно автономных феноменов, что является сравнительно новой точкой зрения

Abstract. The article deals with the problem of studying trust and distrust as relatively Autonomous phenomena, which is a relatively new point of view

 

Ключевые слова: ген, генотип, ДНК, альтруизм, наследственный признак.

Keywords: gene, genotype, DNA, altruism, hereditary trait.

 

Всем известен факт того, что поведение человека имеет непосредственную зависимость от генов, однако о строгом детерминизме в большей части случаев говорить не приходится. Генотип определяет не поведение человека, а скорее обобщенные принципы образования нейронных контуров, которые в свою очередь отвечают за обработку поступающих информационных данных и принятие решений, к тому же, эти «вычислительные устройства» способны к обучению и регулярно перестраиваются в течение всей жизни каждого человека. То, что не существует строгого и однозначного соответствия между генами и поведением совсем не противоречит тому факту, что некоторые мутации вполне могут изменить поведение.

Но, стоит отметить, что любой поведенческий признак определяется не одним-двумя, а чрезмерным количеством генов, которые функционируют согласованно. [1]

Для понимания человеческой эволюции, особое внимание стоит уделить исследованиям генетического базиса психических признаков, увязанных с кооперативным поведением; без него действие устойчивых социальных структур у приматов просто невозможно. Рассмотрим некоторые аспекты, наглядно демонстрирующие наследственный характер таких признаков.

Так, на организмах, которые не способны социокультурно эволюционировать, исследовать становление кооперации и альтруизма намного проще, так как сразу можно с уверенностью предположить, что искомый ответ заключается в генах, определяющих поведение, а не в воспитании, культуре и традициях. С существом разумным – человеком, все намного сложнее: тут кроме простой биологической эволюции, базирующейся на отборе генов, нужно брать в учет еще и культурную эволюцию, которая основана на отборе мемов (в нашем случае говорится о таких мемах, как морально-нравственные нормы, правила поведения в обществе и взаимоотношений между индивидами). [1]

Несомненно, что способность к кооперативному и альтруистическому поведению берет начало в наших генах, так как кооперация требовалась нашим предкам для того, чтобы выжить еще задолго до того, как они научились разговаривать, взаимодействовать друг с другом и тем самым сформировали «питательную среду» для быстрого распространения и эволюции мемов. Очевидно, что каждый здравый человек при необходимом воспитании может научиться вести себя более или менее «кооперативно» и «альтруистично». Следовательно, некий минимально необходимый генетический базис альтруизма существует у всех нас – соответствующие гены прочно зафиксировались в человеческой популяции еще на ранних этапах. Но, на сегодняшний день существует очень мало экспериментальных данных, на основе которых можно говорить, в какой фазе находится эволюция альтруизма в современном человечестве: то ли генетический этап давно закончился и сегодня актуальными являются только социокультурные аспекты этой эволюции, то ли альтруизм продолжает эволюционировать уровне генов по сей день. [2]

О воздействии окситоцина и вазопрессина на социальное поведение животных и людей эксперты говорили многократно. Также, было показано, что у человечества перназальное введение окситоцина повышает доверчивость и щедрость. С иной стороны, близнецовый анализ указал, что такие черты характера являются отчасти наследственными. Это давало возможность заключить, что те или иные варианты генов, связанных с синтезом окситоцина либо с его восприятием нейронами мозга, могут оказывать воздействие на склонность людей доверять другим и делиться с ними ценными ресурсами. Но, до настоящего времени конкретные вариации «окситоциновых» генов, обладающие таким эффектом, не были выявлены.

Этот пробел восполнили израильские генетики. В статье, опубликованной в одном из журналов, они сообщили, что им удалось обнаружить связь между некоторыми аллельными вариантами гена OXTR и склонностью людей проявлять бескорыстный альтруизм. Ген OXTR кодирует окситоциновый рецептор – белок, вырабатываемый некоторыми клетками мозга и отвечающий за их восприимчивость к окситоцину. [2]

Ранее теми же авторами была проделана аналогичная работа с геном вазопрессинового рецептора AVPR1a. Оказалось, что между некоторыми вариациями в нуклеотидной последовательности регуляторных участков этого гена и готовностью людей поделиться деньгами с незнакомцем существует взаимосвязь. Гены управляют поведением, а поведение – генами. [1]

Чтобы вычислить склонность к альтруизму применялись два стандартных теста, которые зачастую, не совсем правильно называют «играми». Первый тест носит название «диктатор» (см. Dictator game). [2] В данном тесте принимают участие два человека, однако, лишь один из них осуществляет активные действия (принимает решения), а второй полностью пассивен. В этом случае второго участника действительно же вообще не было, однако, испытуемые не знали этого. Каждому участнику было сказано, что он «играет» с иным человеком, который ему неизвестен, к тому же экспериментаторы гарантировали полную анонимность. Следовательно, испытуемые могли не опасаться мести со стороны партнера и, следовательно, не рассчитывать на его благодарность. Испытуемому уплачивали незначительную сумму денег и ему было необходимо по собственному усмотрению поделить ее между собой и неизвестным партнером. Испытуемый в принципе мог оставить все деньги себе – и это было бы единственным правильным и выгодным решением для него с позиции теории игр. [3]

С помощью исследования было определено, что склонность к альтруистическим поступкам имеет непосредственную зависимость от генов не только вазопрессиновых, но также и окситоциновых рецепторов. Так как определенные снипы располагаются не в кодирующих, а в регуляторных сферах генов, можно с уверенностью сказать, что доброта человека зависит не от образования самих рецепторов, а от того, каким образом в каких-либо клетках мозга регулируется активность генов, направляющих данные рецепторы. От такой активности в результате зависит, сколько именно рецепторов будет находиться на мембране нейронов, а это, также, определяет уровень чувствительности нейронов к окситоцину и вазопрессину. [1]

Следовательно, наибольшее воздействие оказывают «отличающиеся внешние факторы» наряду со всеми случайностями и ошибками; на втором месте – гены, на третьем – «общие внешние факторы». Использование дополнительных статистических процедур дало возможность показать, что роль последних малоценна. Модели, объясняющие прослеживаемую вариабельность лишь на основе генов и «различающихся факторов», справляются со своей задачей немного хуже, нежели чем модели, которые учитывают все три группы факторов. Но, если исключить из модели гены или различающиеся факторы, «качество» модели сокращается заметно. [4]

Прослеживаемые отличия по уровню «доверчивости» и «благодарности» как минимум на одну треть предопределены на генетической основе. [3] Это довольно-таки серьезный вывод, имеющий далеко идущие последствия. Следовательно, не все зависит только от воспитания и жизненного опыта – кое-что осталось и на долю генов. Есть индивиды, которые от рождения более склонные доверять другим, но помимо них, также существуют недоверчивые от природы. Таким образом, можно сказать, что биологическая эволюция альтруизма только начинается и с каждым днем будет только усовершенствоваться. В популяции сохранился полиморфизм по генам, который определяет большую или меньшую направленность к кооперативному поведению и взаимообусловленному доверию. Очевидно, в различных природных, общественных и экономических условиях естественный отбор благоприятствует то доверчивым кооператорам, то недоверчивым эгоистам, и переменчивость данных условий способствует сохранению полиморфизма.

 

Список литературы:
1. Доверчивость и благодарность – наследственные признаки. [Электронный ресурс] – режим доступа  https://scisne.net/a  
2. Ген альтруизма. [Электронный ресурс] – режим доступа - - https://s30556663155.mirtesen.ru/ 
3. Найден ген, влияющий на склонность к добрым поступкам. [Электронный ресурс] – режим доступа - - http://www.psystan.ru/ 
4. Ген, влияющий на склонность к добрым поступкам.[Электронный ресурс] – режим доступа - http://e-news.com.ua/show/193201.html 
5. Эндорфины сделали нас людьми. [Электронный ресурс] – режим доступа - - http://mognovse.ru/eoi